Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Конец эпохи

23 апреля скончался первый Президент России Борис Ельцин. И хотя не все происшедшие перемены были позитивными, и не все позитивные перемены произошли благодаря непосредственно Ельцину, все же эпоху 90-х по праву можно назвать ельцинской.
Мы провели небольшой опрос, чем запомнилось это время людям

23 апреля скончался первый Президент России Борис Ельцин. Без преувеличения можно утверждать, что период его пребывания у власти был целой эпохой в истории нашей страны. Именно в это время Русская Церковь окончательно сбросила с себя ярмо безбожного гнета, были реабилитированы многие жертвы коммунистического беззакония и начался процесс реставрации традиционных хозяйственно-экономических отношений, уничтоженных большевиками во имя марксистской утопии. И хотя не все происшедшие перемены были позитивными, и не все позитивные перемены произошли благодаря непосредственно Борису Ельцину, все же эпоху 90-х по праву можно назвать ельцинской.

Становление демократии в России и церковное возрождение часто шли рука об руку

Мы провели небольшой опрос, чем запомнилось это время людям.

Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма св.мц.Татианы при МГУ:
– Ельцинская эпоха ассоциируется у меня с зеброй. Потому что зебра – полосатая, у нее полоски белые и черные. Сейчас сложно, а может и невозможно взвесить, чего там было больше хорошего или плохого для нашего народа, для нашей Церкви, лично для каждого из нас. Простых знаменателей здесь, конечно, не выведешь. Это несомненная свобода Церкви, это возрождение церковной жизни. Но случились это благодаря Ельцину или постольку – поскольку – сейчас тоже трудно сказать. Но, так или иначе, это случилось при нем, и этого уже никто и никогда не отнимет.
С другой стороны, все то, что пережили миллионы людей: обнищание, региональные войны, лишение социального статуса, крушение надежд – это тоже для церковных людей и для меня как для священника никак не может не учитываться. Поэтому об усопшем молимся, а вот эпоха с зеброй ассоциируется.

Священник Николай ЛЫЗЛОВ, клирик храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, в 1990-1993 – депутат Моссовета:
– Это эпоха возрождения церковной жизни, хотя это возрождение и началось еще задолго до Бориса Николаевича. Например, Свято-Данилов монастырь отдали в 1983 году. Еще до Ельцина вернулись первые монахи в Оптину Пустынь. Это был объективный процесс, происходивший в государстве. В 1988 году отмечалось тысячелетие крещения Руси. Была издана литература, молитвословы и так далее… По-моему, даже Церковный Вестник стал выходить уже тогда.
Просто при Ельцине эти процессы приобрели другой масштаб. Это была эпоха возвращения к Церкви, благотворительности, просвещению, время миссионерской деятельности, восстановления храмов. Появляется возможность издания и появления богословской литературы.
Но в то же время происходит нашествие массовой культуры, порнографии, которая господствует в средствах массовой информации.

Священник Александр ШАНТАЕВ, настоятель Спасо-Преображенского собора Угличского кремля, с 1994 по 2004 гг служил на сельских приходах, писатель, этнограф:
– Эпоха Ельцина у меня ассоциируются с чеченской войной, которая была большой ошибкой. Я тогда жил в провинции и особо остро чувствовал происходящее. Страшные телевизионные кадры эксгумации солдат, расстрелов и каких-то чеченских судов. Позиция федеральных каналов казалась абсолютно чудовищной, ненавистнической по отношению к России, к простому человеку, они просто жесточайшим образом обходились с нашим восприятием. Ельцинская эпоха ассоциируется с внутренним чувством катастрофы, происходившей тогда с нашей страной.

Мария КАННАБИХ, президент Межрегионального фонда помощи заключенным:
– Это, конечно, сложные годы. Переломная эпоха, когда менялись все наши устои, когда мы по-новому стали смотреть и друг на друга, и на государственное устройство. Мы стали свободнее дышать, свободнее придумывать. Я смогла возродить общественную организацию (В 1996 году Мария Валерьевна воссоздала и возглавила одну из наиболее авторитетных дореволюционных женских общественных организаций – «Дамский попечительский комитет о бедных в Москве» – ред.), это, наверное, главное, чем мне запомнилось то время, так что оценка эпохи – бесспорно позитивная.

Евгений НИКИФИРОВ, Председатель православного общества «Радонеж»:
– С одной стороны, эпоха Ельцина запомнилась циничным воровством, беззаконием, разгулом криминала. С другой же стороны, это время свободной проповеди Слова Божия, время большого энтузиазма в церковной среде. Очень радостно видеть, как люди могут свободно объединиться вокруг церковного дела. Собственно «Радонеж» – это продукт ельцинской эпохи! Это продукт совершеннейшей свободы. Сейчас, конечно, никакой «Радонеж» не мог бы возникнуть, потому что для того, чтобы вещала радиостанция в FM-диапазоне, нужно заплатить только в кассу министерства 20 миллионов рублей. Почему мы недавно проиграли конкурс? Потому что, во-первых, у нас не было двадцати миллионов, с другой стороны, потому что так захотели люди, которые определяют политику. При Ельцине подобного не было. Ельцин предлагал Святейшему Патриарху ввести во всех школах не то что ОПК, а Закон Божий! Но тогда Патриарх отказался, потому что некому было преподавать, и казалось, что все впереди… Теперь свободы стало гораздо меньше.
Вот такой был человек, противоречивый, иногда даже немного смешной, нелепый в проявлении своей церковности, но искренний! И то, что за три недели до своей смерти он побывал в паломничестве на Иордане, месте, где принял крещение Господь, это тоже много о чем говорит. Без камер, без «пиара», который ему уже не нужен, совершил он такой поступок.

Андрей БАБУШКИН, председатель Комитета «За гражданские права»:
– Это эпоха не очень предсказуемой политики, резких, неожиданных и не всегда оправданных действий Президента, но и эпоха терпимости к своим оппонентам, уважения к чужой позиции. Были провозглашены необычайно широкие права, но возможности для их реализации было необычайно мало. Вместе с тем Президент волевым путем останавливал различные негативные тенденции – вспомним хотя бы фактическую отмену смертной казни. Не всем обществом это поддерживалось, но я уверен, что в этом случае он действовал на благо России. Это эпоха противоречивых ожиданий, системных неудач и, к сожалению, – большой крови, которую можно было избежать, если бы люди, находившиеся на вершине пирамиды, умели бы прислушиваться к голосам, раздававшимся внизу. Мне трудно давать окончательную оценку, я думаю, это следует делать по прошествии некоторого времени. Но, как мне кажется, в истории России негативное в этот период скорее перевешивает позитивное, так как тогда существовали уникальные исторические шансы проведения действительно насущных реформ, которые использованы реформаторами не были. Но для кого-то это было очень позитивное время – для активистов демократических партий, представителей национальных элит, бизнесменов и т.д.

Елена ДУДКИНА, начальник управления культуры и кино г. Юрги (Кемеровская обл.):
– Когда я узнала о смерти Ельцина, первое чувство было – горе, независимо от того, кем человек был. Сейчас я пытаюсь разобраться в себе, как я относилась к Борису Николаевичу. Не могу сказать, что я считаю его одаренным политиком – я не вижу период его управления как «ельциновскую эпоху». Вот когда умер Брежнев – я плакала, мне было 16 лет, но я чувствовала, что уходит целая историческая эпоха. Сейчас такого чувства нет.

Подготовили Дмитрий РЕБРОВ, Михаил ЛЕВИН

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?