Протоиерей Георгий Митрофанов родился в 1958 г. Oкончил исторический факультет Ленинградского Государственного Университета и Ленинградскую Духовную Академию. Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Университете Педагогического Мастерства (Санкт-Петербургская Академия Постдипломного Педагогического образования). Профессор Санкт-петербургской Православной Духовной Академии, автор курсов по предметам «История Русской Церкви», «История России». Член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Автор ряда монографий и учебников. В 2004 г. в ПСТГУ защитил диссертацию на соискание ученой степени магистра богословия «Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в русской религиозно-философской мысли первой половины XX века». |
– Как вы относитесь к частому утверждению (например, Бердяева), что русский коммунизм лишь по недоразумению считается изводом западных теорий (марксизм, анархизм), а на самом деле представляет собой совершенно национальный, укорененный только в российских истории и культуре феномен?
– Большевизм является одновременно и плодом западной идеологии и результатом её русского восприятия. Если говорить коротко: коммунизм и как идеология и как система по существу синтезировал в себе очень многие органические черты русской истории и русского национального характера. Только это были, по преимуществу, негативные черты. И поэтому коммунизм оказался органичным для нашей страны, как органичной оказывается опухоль. Организм её порождает, но она в конечном итоге убивает этот организм.
Коммунизм в одном только преуспел: он создал нового русского человека. Русского, но нового. И новое в нём было то, что оказались подавленными положительные качества национального характера, и культивированы традиционные недостатки: умозрительная мечтательность, историческая безответственность, склонность не дорожить достоянием прошлого.
Октябрьская революция открыла новую страницу в истории нашей страны. Революция эта, на мой взгляд, продолжалась очень долго с 1917 года по 1932 год, когда закончилась коллективизация и большевизм утвердился окончательно. И Ильин правильно заметил, что в большевистской революции отсталая деревня победила более развитой и культурный город.
– Насколько революция 1917 года была созвучна подлинным настроениям русского народа, крестьянства?
– Крестьянство первоначально встретило доброжелательно октябрьскую революцию, здесь сказался декрет о земле, но потом в ходе гражданской войны оно всё таки часто становилось и на противоположную сторону. НЭП на какое-то время нейтрализовал крестьян, пока не настала коллективизация – второе закрепощение русского народа, и крестьянство, главное историческое сословие в России, фактически было уничтожено. С этого момента победа большевистской революции стала окончательной.
Не столько при поддержке крестьянства, сколько при гражданском равнодушии крестьян большевики смогли укрепиться у власти. Крестьяне стали не только виновниками, но и жертвой революции.
– Часто утверждают, что Христос был первым коммунистом, апостольские общины – прообраз коммун, социализм, свобода, равенство, братство – христианские идеалы. Так ли это?
– Двадцатый век показал, что идеи коммунизма и христианства несовместимы. Везде где к власти приходили коммунисты, они уничтожали Церковь. Так было в Испании, так было в России, где большевики за несколько десятков лет практически уничтожили крупнейшую поместную церковь православного мира.
Коммунисты исходят из того, что несовершенство этого мира может быть устранено запретом частной собственности на средства производства, а христиане, cчитают несовершенство этого мира следствием первородного греха, которое не может в этом мире быть полностью устранено. Коммунисты считают, что нравственные заповеди небезусловны. Если ты убиваешь классового врага – ты совершаешь героический поступок. Православие учит, что любое нарушение нравственных заповедей – грех.
– Как вы полагаете, изжиты ли последствия революции в России?
– Трагедия современной России в том, что она до сих пор не может сделать вывод: какую традицию она продолжает. 900 летней православной Рycи, или 70-ти летней «совдепии». Пока мы не определимся – у нас будет продолжаться кризис самоидентификации, мы будем продолжать превращаться в страну оторванную от своей истории, в страну третьего мира.
Записал Дмитрий РЕБРОВ