Православный портал о благотворительности

Колясочники в пешеходной зоне: гуляешь – в магазин не заедешь, а слепой и вовсе убьется

Сергей Собянин торжественно открыл новую пешеходную зону Маросейка-Покровка, но приспособлена она оказалась не для всех. Наш корреспондент отправился на тестовый заезд инвалидов-колясочников по пешеходной зоне. ФОТОРЕПОРТАЖ

Сергей Собянин торжественно открыл новую пешеходную зону Маросейка-Покровка, но приспособлена она оказалась не для всех. Мисс Мира-2013 среди девушек на колясках Ксения Безуглова и волонтеры фонда «Город» наклеили на опасные и неприспособленные объекты на улице красную наклейку с надписью «Недоступно». Отклеить колющий глаза кружочек – секунда, а сколько нужно времени для строительства пандусов?

На основании сегодняшней проверки на карту будут нанесены зоны опасные и доступные. Руководство фонда «Город» намеревается всем организациям, которые виновны в несоблюдении закона о необходимой доступности учреждений для всех категорий граждан (каждое учреждение должно быть оборудовано для инвалидов), разослать соответствующие обращения. И предлагает всем желающим инвалидам принять участие в составлении такой карты на территории всего столичного мегаполиса. Карта будет со временем размещена в интернете (на сайте фонда «Город»)

Эксперимент на колясках

Полицейский записывает контакты организаторов «тестовой прогулки» людей на колясках по Маросейке и Покровке: вдруг это несанкционированный митинг? Волонтеры Межрегионального общественного фонда поддержки гражданских инициатив «Город» катают по Славянской площади инвалидные кресла для желающих попробовать московскую «доступную среду» на собственной шкуре. В уголке сквера общаются с прессой инвалиды на колясках.

– Вы уже были на обновленных Маросейке и Покровке? Что вас там ждет? – спрашиваем Ксению Безуглову, Мисс Мира-2013 среди девушек на колясках, и руководителя фонда «Город» Антона Демидова.
– Нет, мы за чистоту эксперимента, – отвечают они. Ксения признается, что проехала вдоль улиц на машине и кое-что уже заметила наметанным взглядом. Проблемы начинаются с парковок: кому-то пришло в голову приподнять парковочные места на сантиметр-другой над проезжей частью. В итоге Ксении нужна посторонняя помощь, чтобы забраться в автомобиль, а не будь подъема – она прекрасно справилась бы сама. Когда волонтеры дойдут до одной из этих парковок, они через трафарет нанесут большую надпись «Недоступно» на плитку, которой заботливо выложены зоны стоянки.

В ходе «эксперимента» решили протестировать аптеки, рестораны, магазины, общественные туалеты (туалетов, кстати, не нашли).

– Пока ты не сядешь в коляску, ты не поймешь, можно ли проехать по той или другой дороге, – поясняет Ксения Безуглова. – Иногда формально все сделано по нормативам, но в этом месте можно убиться. Поэтому мы предлагаем всем желающим сесть в коляску – и вместе сделать наш город уютным для всех.

По словам Ксении, в Москве уже есть районы, сделанные с умом: в новостройках, спроектированных с учетом доступности среды, люди передвигаются на колясках и не жалуются. В центре Мисс Мира-2013 выделила окрестности храма Христа Спасителя: там и кафе, и парковки, и пандусы можно счесть удобными. С этим районом, да, пожалуй, с пост-Олимпийским Сочи и предстояло сравнить Покровку и Маросейку.

Требовательный инвалид

Наталья Николаевна Гусарова передвигается на коляске пять лет, а инвалидом стала лет тридцать назад, когда ей поставили диагноз «рассеянный склероз».

– На коляску я села только тогда, когда путь пешком от квартиры до поликлиники и магазина в соседнем доме стал занимать пять часов. После такого похода я чувствовала себя, словно вагоны разгружала, – вот и смирилась. Сейчас у меня и руки частично парализованы. Мне положена электрическая коляска, но езжу я на обычной: в ней меня хоть люди смогут куда-нибудь затащить, а электрическая весит столько, что никто не подтолкнет, а если опрокинешься – никто не поднимет.

Да и ограничений больше: например, на пандус с уклоном 14 градусов (их в Москве много) можно заехать хотя бы с посторонней помощью на обычной коляске, а на электрической никак – опрокинешься. Например, у меня в подъезде три ступеньки, есть откидной пандус. На этой коляске я могу по нему проехать, а на электрической – нет, тем более он и под простой коляской уже прогнулся. Я добилась пандуса от управы три года назад.

Наталья Николаевна выходит из дома почти каждый день (остановить ее может только плохая погода) и путешествует по своим делам от Бауманской до Тверской. Нередко посещает органы исполнительной власти Центрального округа.

– Я доезжаю на автобусе до Лубянской площади. Остановка в центре площади, подземные переходы там не приспособлены для инвалидов, передвигающихся на коляске. Есть наземный пешеходный переход только в сторону Мясницкой. Там нет светофора, зато полицейские обычно есть, они жезлом останавливают машины, можно попасть в сторону Кузнецкого моста. Ни Никольскую улицу или Красную площадь с Лубянской площади инвалиду уже не попасть. Нередко я еду на нескольких видах транспорта с пересадками, чтобы добраться куда-то поблизости. Или сажусь на троллейбус и делаю полукруг, хотя мне нужно всего лишь перейти дорогу, – описывает свои ежедневные мытарства Наталья Николаевна Гусарова.

Наталья Николаевна уже не раз измеряла высоту бордюров на пешеходных переходах – и колесами своей коляски, и рулеткой. На тестовый заезд по Маросейке она принесла фотографии съездов на дорогу высотой по 9 сантиметров (при норме 4 см и рекомендованной высоте максимум полтора сантиметра). Такие бордюры называли «доступными» на Пятницкой улице и на Маросейке перед открытием пешеходной зоны, говорит Наталья Николаевна. Множество обращений в департамент социальной защиты помогли: на Пятницкой прямо сейчас сбивают бордюры (пыль стоит столбом), а на Маросейке, судя по всему, чтобы сгладить переходы, накатали сантиметров семь асфальта на проезжей части.

– Я ходила в департамент капитального ремонта, перед началом реконструкции пешеходных зон, все объясняла – нет же, сделали, как сами знали, потом переделывают. Только так, постоянными требованиями, удается что-то изменить, – уверена Наталья Гусарова.

Наталья Николаевна смеется: «Все свое ношу с собой» – в любой момент она готова достать из сумки угломер и сравнить уклон пандуса со СНИПами, а потом зафиксировать все на фотоаппарат. В той же сумке – газета, где в сообщении об открытии пешеходной зоны – фотография Сергея Собянина рядом с подстерегшей его ради просвещения по социальным вопросам Натальей Гусаровой.

– Инвалидам нужна активная жизненная позиция, – соглашается Ксения Безуглова. – Если она есть, то тебе не страшны ни бюрократические проволочки, ни косые взгляды, ни крутые пандусы в твоем дворе. Надо работать – и все изменится. Нужно выходить из дома, заявлять о себе, не бояться говорить с людьми, с властью.

Человек с иждивенческой и пораженческой позицией не добьется результата. Над проблемой нужно работать с двух сторон. Для нас сейчас создается много условий, меняются законы, придумывается множество интересных проектов. А с другой стороны – обвинения от инвалидов, что делается мало, не то и не так.

Ведь можно всегда написать письмо: спасибо за пандус, но я с него падаю; чтобы он был удобен, надо сделать так-то и так-то. Когда в парламенте будут находиться и молодые инвалиды и опытные люди с инвалидностью, ситуация будет меняться быстрее.

Недоступная доступная среда

– Свой способ движения я называю «от угла до угла». Остановлюсь где-нибудь и высматриваю молодого человека – чтобы без багажа и не очень спешил на вид – и прошу прокатить до угла. Почти никогда не отказывают, а иногда даже просить не приходится, молодые люди любят помогать и подходят сами, двух минут не простоишь, – говорит Наталья Николаевна Гусарова.

Помощь нужна почти на каждом «доступном» переходе. Молодая и сильная Ксения Безуглова на своей особой «активной» коляске самостоятельно съезжает вниз и взбирается наверх, а среднего возраста ослабленная болезнью Наталья Гусарова ожидает сопровождающего.

– Часто люди пытаются помочь, но не знают как. Например, я еду или стою, руки на колесах. Ко мне подходят сзади и начинают везти без предупреждения – я могу повредить руки, – рассказывает Наталья Николаевна. – Действительно возмутительный случай был лишь однажды. Дождалась я автобуса, а водитель не хотел меня пускать и не открывал пандус. Даже крикнул мне: «Сидите дома». Наконец, открыл пандус, а когда закрывал, не плавно опустил его, а бросил. Под пандусами не убирают – вся грязь полетела на пассажиров. И женщины в автобусе стали мне выговаривать: мол, из-за меня на них пыль полетела, надо мне дома сидеть. У меня аж давление поднялось: виноват-то был водитель. Но это был единственный случай.

Зона пешеходная – вот и гуляй!

На Маросейке и Покровке почти все заведения (вроде магазинов) игнорируют изобретение пандусов. Первый «зеленый» кружочек с надписью «доступно» волонтеры фонда приклеили на двери кафе-пекарни «Волконский». Следующий – на двери магазина «Глобус Гурмэ», где литр кефира стоит 170 рублей. Раздались шутки про доступный вход в магазин недоступных цен. Зеленого кружочка и аплодисментов удостоился ресторанчик суши. Остальные – аптеки, магазины, конторы ремонта часов и одежды, кафе – раз за разом получали «красную карточку». Сотрудники удивлялись, но агрессии не проявляли, а незапланированные наклейки исчезали с дверей раньше, чем окончился тестовый заезд.

– Что стоит сделать пандус? Они просто не хотят! – удивлялись колясочники перед дверями многих заведений. Правда, часто пандус на улицу не решил бы проблему: еще несколько ступенек ожидали внутри. Есть случаи, когда и ступеней нет, и порог низкий, и можно было бы «перепрыгнуть» его на коляске, но на двери нет доводчика – и она со всей силы бьет по коляске сзади.

На другой стороне улицы зеленых отметок было чуть побольше, но и там инспекцию пришлось прекратить именно из-за того, что кончились красные наклейки.

Интересно, что тактильную плитку для слепых (ту самую, желтую, с рельефными продольными или косыми полосками или круглыми пупырышками) на Маросейке и Покровке еще не изобрели. Так что незрячий может прийти сюда только с сопровождающим: не отмечены ни повороты, ни переходы, ни фонари (в любой из них можно врезаться), и даже перед спусками в подвалы ничто не остановит человека с белой тростью.

– Не надо думать, что доступная среда – только для колясочников, – говорит руководитель отдела по универсальному дизайну РООИ «Перспектива», колясочница с 11-летним стажем Мария Генделева. – Нужна тактильная плитка, нужны поручни (сейчас большинство входов в заведения недоступны не только колясочнику, но и старику с тросточкой).

Тактильные плитки сейчас не обязательно уродливо-желтые, они бывают под цвет гранита, их можно наклеивать почти на любую поверхность. Все развивается: еще 10 лет назад я не могла спокойно выйти из дома, а сегодня на Маросейке и Покровке мне было удобно гулять. Но об универсальном дизайне пока говорить не приходится.

На своей шкуре

«Не суди человека, пока не пройдешь тысячу шагов в его мокасинах». Я толкаю коляску Натальи Гусаровой по подъемам и спускам на Маросейке, понимая, что если буду заниматься этим не час, а целый день, то, скорее всего, надорвусь (а ведь это и женщина очень среднего сложения, и коляска легкая, и бордюры всего по 4 см). «Здесь легко перевернуться», – замечает Наталья Николаевна, останавливаясь на повороте тротуара. Действительно, чтобы сделать пандус, тротуар превратили в откос, и спуститься по прямой можно, а если нужно свернуть в переулок – коляска опасно накренится.

– Зимой совершенно обычные люди будут падать здесь без всяких колясок и ругать нас, колясочников, «ради» которых это все сделано, – возмущается Наталья Николаевна, – притом что мы и воспользоваться толком этим не можем!

Я сама сажусь в коляску фонда «Город». Коляска позволяет повесить сзади рюкзак с ноутбуком и не падает под его весом, маневренна и довольно удобна. На этом хорошие новости заканчиваются. Во-первых, сразу выясняю, что одна рука сильнее другой, и ехать по прямой трудно. Во-вторых, у меня хватает сил въехать на тротуар после перехода, хотя угол наклона превышает нормативы, но мышцы спины почти сразу предупреждают: одного перехода более чем достаточно. В-третьих, Наталья Николаевна Гусарова замечает: передние колеса пришлось оторвать от земли так высоко, что можно и рухнуть на спину.

Выбравшиеся на тест-драйв по пешеходной зоне инвалиды еще долго не разъезжаются, что-то обсуждают. Любой готов по первой просьбе заново рассказать на камеру о необходимости активной жизненной и гражданской позиции. И восхищение их мужеством оттеняется пониманием: может, многим другим инвалидам, которых на улицах не видно, не только страшно перевернуться на крутом пандусе, но и не хочется бурной гражданской активности.

Люди имеют право просто ходить в магазин и на почту, не делая из этого общественной акции, по возможности – заниматься тем, чем занимались до того, как пришлось сесть в коляску. А пока, как ни хороши булочки в «Волконском», на разрекламированную Маросейку и Покровку, кроме как ради гражданских акций, инвалиду-опорнику особенно незачем ходить.

Идея провести инспекцию в пешеходной зоне на Марасейке принадлежала «Мисс Мира среди колясочников» (2013 г.) Ксении Безугловой. На сегодняшней акции ее поддержали фонд «Город», знакомые колясочники и журналисты

Ксения (на фотографии – в красном платье) попала в аварию, когда была беременна. Врачи настоятельно предлагали прервать беременность, говорили что она не справится. Но Ксения проявила твердость (ее очень поддерживал муж) и на свет появилась замечательная девочка, которой сейчас уже – пять лет. Сейчас Ксения не представляет себя без общественной работы. Прежде она не замечала инвалидов, а теперь увидела как их на самом деле много. И решила, по мере возможности, облегчать им жизнь

Далеко не все магазины, аптеки, банки, кафе и прочие организации находятся в доступной зоне для инвалидов

Точнее – почти никакие. Даже одна-две ступеньки становятся непреодолимым препятствием

На фасады таких организаций наклеивались специальные красные стикеры, на которых написано: «Недоступно»

Обидно, что их пришлось наклеивать и на аптеки

За полосой препятствий осталось недосягаемым посольство республики Беларусь

За «высокими горами» – сокровища «Альфа-банка»

Даже лифт в подъездах, где живут инвалиды (то есть, во всех отечественных многоэтажках), ставят на возвышении в семь ступенек. «Почему лифт нельзя расположить на нулевом уровне? – недоумевают они. – Потом мучаемся, выбиваем деньги у местных властей на подъемник, он – дорогой и три раза в год будет ломаться»

Мария – москвичка, в организации «Перспектива» руководит отделом по универсальному дизайну (это связано с доступной средой). Город, по ее мнению, должен быть удобной средой для всех

К сведению бизнесменов, инвалиды – выгодны и полезны, например, фирме, в которой используется труд людей с ограниченными возможностями, будут снижаются налоги

Красных стикеров, как, впрочем, и следовало ожидать, на улицу… не хватило

Во всяком случае, у той группы волонтеров и колясочников, которая двигалась по нечетной стороне

Справедливости ради надо отметить, что всего, наверное, два-три раза в ход пошел стикер зеленый. На котором обозначено: «Доступно».
Только в одном кафе инвалиды-колясочники сегодня смогли бы попить чай

Среди людей с ограниченными возможностями есть, разумеется, не только колясочники, но, например, и незрячие люди. Для них теперь, слава Богу, кое-где стали класть на тротуарах Москвы тактильную плитку. Человек с тросточкой понимает: в какую сторону на плитке идут специальные пупырышки, например, если они пошли влево, значит, сейчас туда будет поворот…

Но то ли рабочих не научили как следует класть эту плитку, то ли по обыкновенному разгильдяйству, ее кладут как попало, например, в одном месте на Маросейке, как установила сегодняшняя инспекция фонда «Город», эти условные знаки, если им доверять, приведут слепого прямо под машину

Волонтеры фонда «Город» выезжают ко всем желающим лицам с ограниченными возможностями в их, как правило, спальные районы, вместе проходят по их двору, обычным маршрутом, все, что мешает передвижению, записывается и в соответствующие организации отправляются необходимые обращения

Вместе с колясочниками и волонтерами по пешеходной зоне Марасейки прошли представители департаментов культуры и соцзащиты. По новым правилам, без визы департамента соцзащиты не будет разрешено строительство новых зданий. А они (представители) проблемы инвалидов обещают теперь учитывать

Мисс Мира Ксения, ее друзья – колясочники и волонтеры фонда «Город» надеются, что после сегодняшнего рейда хоть кому то в нашем городе жить станет хоть немного легче, удобней и лучше

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version