Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Койка имени духовенства Архангельской епархии

Средства на богослужениях собирались недостаточно активно и со страниц “Архангельских епархиальных ведомостей” раздавались призывы к отцам благочинным активизировать сбор средств в пользу раненных. Один из авторов приводит в пример успехи еврейских раввинов и мусульманских мулл, которые, “считая себя русскими подданными, призывают своих прихожан к пожертвованиям на нужды действующей армии и собирают немалые деньги”. Далее автор спрашивал: а как же мы – православные?

22 августа 1864 года была подписана Женевская конвенция. С тех самых пор Красный Крест стал символом добровольной помощи, взяв на себя заботу об облегчение страданий жертв войны. Впервые новому обществу пришлось показать себя на войне Пруссии и Франции в 1870 году.
Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 году. Тогда же и возникло Общество попечения о раненых и больных воинах, впоследствии ставшее называться Российским Обществом Красного Креста (РОКК).
Через день после нападения японцев на порт-артурскую эскадру, 28 января 1904 года РОКК, с соизволения своей августейшей покровительницы императрицы Марии Федоровны, объявило о том, что берет на себя организацию помощи раненым и больным воинам русской армии на Дальнем Востоке. В Красном Кресте считали, что для того, чтобы жертва была наиболее плодотворна, чтобы она скорее достигла прямого назначения; «чтобы избежать непроизводительной затраты сил и средств, нужен один центр, в который влилась бы вся благотворительная помощь, который был бы точно осведомлен о том, что в данный момент в районе военных действий и в тылу армии нужно, и откуда исходили бы указания всем городам, учреждениям и лицам, желающим жертвовать – что жертвовать»1.
Российское Общество Красного Креста с самого начала военных действий образовало Исполнительную Комиссию, призванную через своих уполномоченных на театре военных действий и в тылу руководить организацией помощи и ее распределением, и при этом быть осведомленной обо всех нуждах армии.
Уже 1 февраля 1904 года Архангельское Местное Управление РОКК открывает сбор пожертвований.
сбор средств производился по следующим статьям:
• На помощь раненым и больным воинам
• На нужды войны
• В пользу семейств убитых и раненых воинов
• Церковный сбор на помощь раненым

Супруга архангельского губернатора Николая Александровича Римского-Корсакова, исполняющего кроме прочего и обязанности председателя Архангельского Местного Управления Общества Красного Креста, организовала дамский комитет, который руководил изготовлением предметов, необходимых для лазаретов Общества на Дальнем Востоке. Комитет работал в доме губернатора. Были приглашены все, желающие принять участие в деле помощи раненым. Пожертвования принимались деньгами и вещами ежедневно с 16 до 18 часов. Через «Архангельские губернские ведомости» потенциальные жертвователи оповещались о сборе пожертвований постоянно. В газете перечислялись самые необходимые вещи: теплые вещи – полушубки, валенки, шапки, фуфайки, набрюшники; и продукты длительного срока хранения – консервы, чай, сахар, сгущенное молоко, табак и так далее. Принимались также и вещи, не пригодные для лазаретов, но имеющие определенную ценность. Они продавались, а на вырученные деньги приобретались лазаретные принадлежности. Первые десять комплектов теплых вещей были отправлены на Дальний Восток уже 13 февраля 1904 года2.
Дамский комитет был привлечен и к изготовлению белья. В результате было изготовлено более чем на 300 кроватей госпитального белья и прочих предметов для лазаретов Красного Креста, которые были отправлены на склад Общества Красного Креста в г. Пензу.
При Архангельской Общине сестер милосердия была также создана бесплатная мастерская по изготовлению белья для больных и раненных на войне. В ее работе приняли участие многие горожанки. В 1904 г. было изготовлено комплектов белья на 150, а в 1905 – на 50 кроватей3.
Средства на поддержание больных и раненых воинов русско-японской войны в Архангельское Местное Управление РОКК поступали также с благотворительных концертов, любительских спектаклей, от продажи художественных открыток.
14 марта 1904 года в Архангельск поступило телеграфное распоряжение Исполнительной Комиссии Главного Управления Общества Красного Креста, в соответствии с которым пять сестер милосердия было командировано на Дальний Восток, для оказания помощи раненным и больным воинам. В состав отряда вошли: Вера Викторовна Чекаевская, Анна Артемьевна Козьмина, Анфуса Васильевна Кекина, Евпраксия Кирилловна Ефремова и Анна Самуиловна Федорова4.
8 апреля 1904 года в 2 часа по полудни в главном здании Общины сестер милосердия священник госпитальной церкви о. Иоанн Попов отслужил напутственное молебствие. Отряд провожал начальник губернии контр-адмирал Н. А. Римский-Корсаков, городской голова Я. И. Лейцингер. Не смотря на распутицу, затрудняющую переправу через Северную Двину, большая масса народа, отправилась за реку на железнодорожный вокзал проводить отъезжающих. На перроне негде было ступить. Сестры милосердия под звуки духового оркестра отбыли на Дальний Восток.
Затем поступило телеграфное распоряжение Исполнительной Комиссии за № 3195 от 12 апреля, по которому следовало сформировать санитарный отряд Красного Креста на 50 кроватей для отправления на Дальний Восток, а также изготовить госпитальное белье на 200 человек. Местный Комитет Общества сформировал отряд, в состав которого вошли один врач – Г. М. Лейбсон, восемь, прошедших обучение на подготовительных курсах и успешно выдержавших испытание, сестер: Агния Шурындина, Евпраксия Таратина, Александра Браванова, Анастасия Заручевская, Сара Айзенберг, Наталия Голованова, Анна Васильева, Лидия Ильина, а также семь санитаров, командированных из Санкт-Петербурга5.


Санитарный поезд по дороге на фронт. Дореволюционная открытка


Отряд отбыл из Архангельска на Дальний Восток 24 августа 1904 года и 2 октября прибыл в Харбин, где и развернул свою деятельность.
В благородном деле заботы о больных и раненых, осиротевших семействах погибших воинов, у Российского Общества Красного Креста были помощники. Мощным соратником с огромным опытом благотворительной деятельности являлась церковь. В масштабах государства взаимодействие с РОКК регулировал Святейший Синод, который рассылал свои распоряжения на места.
Активно сотрудничала с Обществом Красного Креста Архангельская епархия. Архангельское Местное Управление РОКК назначило уполномоченных, которые согласно определению епархиального начальства от 29 апреля 1904 года, производили сбор пожертвований в пользу раненных на Русско-Японской войне. В девятом номере «Архангельских епархиальных ведомостей» за 1904 год был помещен список уполномоченных. В основном в него вошли учителя народных училищ Архангельской епархии, но были и чиновники, купцы, крестьяне, военные6.
Сбор пожертвований производился за воскресными богослужениями одновременно с обычными церковными сборами, так «чтобы с кружкою на помощь раненным и больным воинам сборщик шел по церкви вслед за старостою»7. По окончании богослужения на собранную сумму составлялся акт за подписью причта и уполномоченного.
Архангельская Духовная Консистория выступила в печати с разъяснениями порядка приема и «направления» денежных пожертвований, поступающих по поводу событий на Дальнем Востоке8.
Епископ Архангельский и Холмогорский Иоанникий показал пример. От него поступило свидетельство государственной 4%-ной ренты на 1000 рублей9. Преосвященный Иоанникий неоднократно жертвовал средства в течение всей русско-японской войны. Однако средства на богослужениях собирались недостаточно активно и со страниц «Архангельских епархиальных ведомостей» раздавались призывы к отцам благочинным активизировать сбор средств, в пользу раненных и больных воинов. Один из авторов приводит в пример успехи еврейских раввинов и мусульманских мулл, которые, «считая себя русскими подданными, призывают своих прихожан к пожертвованиям на нужды действующей армии и собирают немалые деньги»10. Далее автор спрашивал: а как же мы – православные?


Русско-японская война не вызвала такого всплеска патриотических чувств, как впоследствии – вступление России в Первую мировую войну. На илл. – карикатура высмеивающая дамочку-«японофилку» и противопоставляющая ей образ сестры милосердия в лазарете

На самом деле было не все так плохо. Еще весной 1904 г. на санитарные нужды действующей армии крупные пожертвования внесли монастыри Архангельской епархии:
Антониево-Сийский – 1000 руб.,
Михаило-Архангельский – 600 руб.,
Веркольский – 5200 руб.,
Красногорский – 1000 руб.,
Крестный – 155 руб. 65 коп.,
Холмогорский женский – 500 руб.,
Шенкурский женский – 500 руб.
Пожертвования по случаю военных действий на Дальнем Востоке от соборов, приходов, священнослужителей, служащих в духовной семинарии и духовном училище поступали в Красный Крест с 1904 по 1906 годы11.
Так же, как и РОКК, российское духовенство проявляло заботу о детях, чьи отцы погибли на войне. 1 сентября 1904 г. Святейший Синод принял определение за № 4425 о призрении осиротевших детей воинов, умерших от ран и болезней во время войны с Японией. Согласно этому определению Архангельское епархиальное начальство объявило, что сироты будут приниматься на обучение в духовно-учебные заведения епархии на полное содержание12.
15 декабря 1904 г. в архиерейском доме состоялось собрание представителей причтов г. Архангельска, Михаило-Архангельского монастыря и служащих духовно-учебных заведений. Обсуждался вопрос об изыскании средств на восполнение «громадных расходов», которые несет Российское Общество Красного Креста. В результате было принято решение об оборудовании и обеспечении содержания в течение шести месяцев в эвакуационном лазарете императрицы Марии Федоровны койки имени «духовенства и служащих в духовно-учебных заведениях и в консистории г. Архангельска»13. Содержание койки обходилось в 500 рублей. Из них на оборудование кровати шло 50 рублей, а само содержание стоило 75 рублей в месяц. С предложением оборудовать и содержать в течение всего продолжения войны больничных коек Архангельское Местное Управление ОКК выступило в апреле 1904 года14. Таким койкам присваивались имена жертвователей.
К решению оборудовать койку присоединился и Веркольский монастырь. Койке, как и положено, было присвоено имя «Артемиевского Веркольского первоклассного монастыря». Иоанникий, епископ Архангельский и Холмогорский, тоже изъявил желание на учреждение и содержание койки своего имени.
На том же собрании обсуждался вопрос об оказании помощи бедствующим семействам воинов, проживающих в православных приходах г. Архангельска.
Монастыри Архангельской епархии, желая принять участие в обеспечении осиротевших семейств погибших офицеров и нижних чинов, предложили свою помощь. Нуждающимся предлагалось – обращаться с просьбой о помощи к настоятелям монастырей, которые «немедля, по нужде и возможности, будут оказывать помощь деньгами, одеждою и съестными припасами»15.
Благотворительная деятельность епархии освящалась на страницах «Архангельских епархиальных ведомостей». Регулярно публиковались отчеты о сборе пожертвований в разных приходах. Точно также Красный Крест информировал общественность о своей деятельности через «Архангельские губернские ведомости».
Всего за 1904 – 1906 годы, только Архангельским местным Управлением Российского Общества Красного Креста было собрано пожертвований, по случаю военных действий на Дальнем Востоке, на сумму 56272, 29 руб. В 1904 г. собрали 45908,68 рублей, а в 1905 – 9133, 91 руб.; в 1906 г. – 1229,9 рубля. Кроме Архангельского местного управления РОКК, на территории губернии действовали Александровский, Кемский, Мезенский, Печорский, Пинежский, Холмогорский и Шенкурский местные комитеты РОКК, которые также внесли свою лепту в дело организации помощи больным и раненым, и семьям погибших воинов.
______________________________
1. Архангельские губернские ведомости (АГВ). 1904. 11 февр. С. 1. Назад
2. АГВ. 1904. 15 февр. С. 1. Назад
3. Отчет о деятельности и средствах Архангельских учреждений Российского Общества Красного Креста за 1905 год. Архангельск, 1906. С. 5. Назад
4. Отчет о деятельности и средствах Архангельских учреждений Российского Общества Красного Креста за 1904 год. Архангельск, 1905. С. 9, 11. Назад
5. Там же. С. 8. Назад
6. Архангельские епархиальные ведомости (АЕВ). 1904. № 9. С. 76-77. Назад
7. Там же. С. 74. Назад
8. Там же. С. 74-76. Назад
9. АГВ. 1904. 5 марта. С.1. Назад
10. АЕВ. 1904. № 9. С. 379. Назад
11. АЕВ. 1904. № 7. С. 60-61Назад
12. АГВ. 1904. 9 нояб. С. 1. Назад
13. АЕВ. 1904. № 24. – С.975. Назад
14. АГВ. 1904. 27 апр. С. 1. Назад
15. АЕВ. 1905. № 14. С. 201. Назад

Источник: Победа.ru

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?