Современные мамы и папы хотят говорить со своими детьми на одном языке. Хотят поделиться тем счастьем, которое сами испытывали в детстве. Показать детям любимые игры, спектакли, фильмы, почитать с ними любимые книги.
И тут их часто ждет разочарование. Многим детям совсем не нравится то, что им рекомендуют родители – ни советские мультики, ни «Щелкунчик» в театре. И если это еще как-то можно объяснить – медленный ритм, неторопливо развивающееся действие заставляют скучать детей, привыкших к динамике, к стремительной смене кадра, то почему же они не любят наши любимые книжки?
И ладно бы про рыцарей и мушкетеров, но они же не хотят читать «Карлсона», воротят нос от «Муми-троллей» и совершенно не в восторге от Крапивина. Почему это так? Разбирается писатель и педагог Ирина ЛУКЬЯНОВА.
Почему же это так?
Самый простой ответ: потому что они люди. А у разных людей – разные вкусы. Даже мамам и папам, братьям и сестрам, словом, людям одного поколения, нравятся и не нравятся абсолютно разные книги и фильмы.
Я опросила несколько десятков родителей: какие книги любили вы и не любят ваши дети? Какие книги любят они, а вам это непонятно? Оказалось, никакой ясной общей картины создать нельзя.
Одни дети любят «Хроники Нарнии», а другие нет. Одни обожают «Карлсона», а другие говорят, что он подло ведет себя с Малышом (я, кстати, в детстве тоже так считала). Есть те, что не находят для себя ничего симпатичного в «Незнайке» и «Буратино», зато любят «Чиполлино». Одни в восторге от «Муми-троллей», другие предпочитают «Зоков и Баду» Ирины и Леонида Тюхтяевых, а взрослые недоумевают, что дети вообще нашли в этой странной книжке.
Есть некоторая общая закономерность в том, что детям реже, чем когда-то их родителям, нравятся старинные взрослые приключенческие романы – Дюма, Стивенсона, Жюля Верна, Вальтера Скотта, Майна Рида, Фенимора Купера (это чемпионы по упоминаниям в контексте «не пошло у моего ребенка»), но даже на них находятся охотники.
Довольно часто у детей «не идут» непростые, но очень любимые их мамами книжки о взрослении – «Динка» и «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой и «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн. Один десятилетний мальчик сказал о «Динке», что она вся состоит из незнакомых слов, и он не собирается сквозь них продираться. Другие, наоборот, читают с радостью.
Иногда дети говорят, что им надоело читать, как кто-то бедно и трудно жил. Родителям странно, что они это относят к таким, на наш взгляд, веселым и счастливым книгам, как «Папа, мама, восемь детей и грузовик» Анне-Катрине Вестли.
Что читают современные дети?
Тем, кто работает с детской литературой, часто задают вопрос: «Что читают современные дети»? Я всегда отвечаю на него вопросом: «А что читают современные люди»? «Ну… разное…» – типичный ответ. Так и с детьми: дети – это прежде всего люди. Разные, с разным житейским и читательским опытом. И запросы у них разные, и вкусы.
И это второй ответ на вопрос: сейчас дети куда более разные, чем в нашем детстве. У них появилось гораздо больше возможностей, чем у нас (путешествовать, искать друзей по всему миру, находить любую интересующую информацию в несколько кликов мышки). У них больше игр, больше книг, фильмов, чем у их родителей, которые были ограничены в своем выборе несколькими каналами телевизора и фондом районной библиотеки.
Советские и отчасти постсоветские дети читали примерно одни и те же книги, нынешние дети читают разные.
Я каждый год начинают уроки литературы с того, что прошу своих школьников прорекламировать другим самую интересную книжку, которую они прочитали летом; поразительно, но за вычетом школьной классики из летнего списка, тексты никогда не повторяются. И в них есть все: кто-то том за томом читал Фенимора Купера (таких детей мало, но они есть), кто-то биографию Стивена Хокинга, кто-то историю криптографии, кто-то – монографию о лисах. Детектив на английском, роман об отчаявшейся девочке-подростке, Стругацкие, манга, фэнтези, Джейн Остин. Ни одного повтора за десять лет.
«Вафельное сердце» М.Парр
«Рождественский поросенок» Дж.К.Роулинг
«Приключения мышонка Десперо» К.ДиКамилло
«Время всегда хорошее» А. Жвалевский, Е. Пастернак
«Спасибо Уинн-Дикси» К.ДиКамилло
«Восток» Э.Патту
«Пираты Ледового моря» Ф.Нильсон
«Удивительное путешествие кролика Эдварда» К.ДиКамилло
«Вратарь и море» М.Парр
«Послушай мое сердце» Б.Питцорно
«Дети стеклодува» М.Грипе
«Дети дельфинов» Т.Михеева
«Ходячий замок» Д.Джонс
«Конец света» Н.Евдокимова
«Асино лето» Т.Михеева
«Остров в море» А.Торр
«В поисках синего» Л.Лоури
«Чудо» Р.Паласио
«День числа Пи» Н.Дашевская
«Где папа?» Ю.Кузнецова
«Волна» Т.Штрассер
«Дающий» Л.Лоури
«Книжный вор» М.Зусак
«Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской» О.Громова
«Белая гусыня» П.Гэллико
«Голос» Д.Доцук
Дети не только читают, но и смотрят фильмы, играют в игры, у них больше, чем у нас в нашем детстве, способов прожить чужую историю. Отсюда и третье – у книги появилось очень много конкурентов, которые при этом стараются завоевать и удержать внимание ребенка.
Чтение – трудоемкий и сложный процесс; не все с ним легко справляются, поэтому одни предпочитают аудиокниги, а другие вообще избегают книг: интересные истории им рассказывает кино, а в компьютерной игре можно даже вжиться в чужую роль.
Это не требует такой напряженной работы фантазии, как чтение. По сути, читая книгу, мы разыгрываем у себя в голове невидимый спектакль, где мы сами – и режиссеры, и кастинг-директоры, и костюмеры, и декораторы, и отчасти актеры. Иногда даже композиторы и музыканты. При хорошо развитых навыках чтения и богатом воображении уходить в эти воображаемые миры – чистое счастье.
Но многим детям читать трудно: извлекать из прочитанных букв и слов (часто незнакомых) общий смысл, следить за сюжетом, одновременно пытаться вообразить героев и место действия – не у всех это выходит хорошо. Это почти как взрослые попытки читать на не слишком хорошо освоенном иностранном языке: мысленный театр не удается. Актеры оказываются без лиц и голоса, сцена пустует, сюжет ускользает, ловятся отдельные фразы.
Книги, на которых росли наши родители и мы сами, в основном написаны в ХХ веке – для нынешних детей доисторическом. Их герои – такие же древние для наших детей, как для нас – Татьяна Ларина или Петруша Гринев.
Они заняты непонятными делами, непонятно себя ведут, непонятно говорят, и чтение книги требует либо хорошего знания реалий ХХ века, либо постоянного родительского комментария, либо надо лазить за каждой ерундой в Википедию.
Эти старинные книги для нынешних детей все чаще превращаются в чтение на иностранном языке, а оно, как знает любой, кто учил язык, не доставляет никакого удовольствия, когда за каждым словом надо лазить в словарь.
Писатель Станислав Востоков рассказывает: «Читал со своей племянницей „Денискины рассказы«, когда она была во втором классе. Мне приходилось объяснять слова на каждой странице: завхоз, Титов, дача, реалии коммуналки и т. д. А „Зоки и Бада« зашли на ура».
А еще – в старых книгах все происходит очень медленно.
Век других скоростей
На рубеже XX и XXI веков произошла настоящая революция: сначала появился интернет, потом – многофункциональные гаджеты, и, наконец, искусственный интеллект. Это – колоссальный скачок, резкое изменение скорости, и для наших детей спокойные школьные повести из 1950-60-х годов – такие же невыносимо долгие, как «роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный, нравоучительный и чинный, без романтических затей» для Пушкина.
Мир изменился на наших глазах, и наши дети живут в том будущем, о котором мы читали в фантастических книгах: в этом мире говорят по видеосвязи, роботы доставляют еду домой и пылесосят полы, любая справка доступна по щелчку пальцев…
Старые книги для этих детей – не только малопонятные, но и недостаточно динамичные и зрелищные.
Поэт Наталья Волкова говорит: «Мои дети сказали про „Остров сокровищ« и „Детей капитана Гранта«: длинные описания и долго ничего не происходит». Писательница Ася Кравченко вспоминает: «Дочери не оценили „Трех мушкетеров«. Младшая сказала: „Слишком толстая«. Даже пробовать не стала. Я подумала, что у нас был меньший выбор развлечений. То есть свободного времени на книжки – больше».
Некоторые родители сами удивляются, перечитывая вместе с детьми книги своего детства: как же это занудно! Когда этот Д’Артаньян уже въедет, наконец, в Париж, сколько можно тянуть резину?
Мораль сей басни такова
Наконец, у нынешних детей есть совсем необычные для нас претензии к любимым книгам их родителей. Например, к «Трем мушкетерам» – «по любому поводу устраивают дуэли и убивают людей непонятно за что». Буссенар – «сплошные убийства животных». Фенимор Купер – «убивают и снимают скальпы». Сетон-Томпсон – «жестокая книга, мы плакали».
И хотя наше поколение тоже рыдало над «Муму», нынешние читающие дети в целом меньше выносят сцены насилия.
Кроме того, в наших детских книгах всегда было понятно, кто хороший, кто плохой, за кого болеть, кого осуждать. Сейчас детская литература, вслед за взрослой, стала задумываться о том, что человек сложен, что хорошее в нем перемешано с плохим, что нет простых и прямолинейных решений. И старые книги иногда кажутся нашим детям слишком лобовыми, прямолинейными.
Писательница Нина Дашевская предполагает: «В книгах нашего детства очень четко было прописано, как правильно. Как надо. Сейчас – все больше о том, что „правильных« вариантов много, что мы все разные и разного может быть много. Может, именно эта „мораль« (иди дорогой трудной) отталкивает».
При этом нельзя сказать, что дети не любят книги о воспитании – скажем, о чем же, как не о воспитании, книги Свена Нурдквиста о Петсоне и Финдусе? Разве что вместо ребенка там прелестный котенок Финдус. Но ситуации, в которые он попадает вместе со своим хозяином Петсоном, – нормальные житейские ситуации, из которых оба героя выходят в меру своей находчивости, любви друг к другу и к окружающему миру.
В них нет никакой лобовой морали, а есть прелестный, нежный, живой мир, населенный не только людьми и разумными котами, но еще и малюсенькими троллями-мюклами, которых так хорошо выискивать на картинках.
В общем, нет ничего ужасного в том, что у каждой книги свой век и свой читатель. Приходят новые времена, приносят новые книги, новых героев, новые вопросы, которые предстоит решать новым читателям. И это нормально, из этого и состоит жизнь.
Рисунки: Екатерина Ватель