Ребенка в школе откровенно травят, может быть, он не справляется с завышенными требованиями, или, наоборот, школа не дает способному ребенку расти и реализовывать свой потенциал. Как родителям понять, что школу пора поменять, и как сделать этот процесс максимально безболезненным, рассказывает образовательный консультант и коуч Анна Высоцкая.
Анна Высоцкая – нейропсихолог, консультант в сфере образования. Помогает родителям формировать образовательный запрос и строить индивидуальную траекторию обучения. Сочетает два подхода: коучинг, в ходе которого помогает клиентам разобраться в их собственных представлениях, установках, ожиданиях и целях в образовании, и непосредственно консультирование: подбор школы с учетом потребностей семьи, возможностей ребенка и данных о школах и их требованиях к поступающим. В качестве модератора ведет группу в фейсбуке (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ), которая называется «Про школы» и объединяет более семи тысяч мам и пап.
Уже пора?
«Если родителю кажется, что что-то не так, это не значит, что пора немедленно менять школу. Но как минимум можно задуматься», – говорит Анна, призывая мам и пап не игнорировать даже смутное ощущение, что сейчас их ребенок находится не на своем месте.
С подростками можно и нужно говорить открыто. Подросток вполне способен стать инициатором перевода, объяснить причины своего решения и сформулировать ожидания от новой школы: «Хочу сильную математику» или «Мечтаю найти единомышленников».
Учащиеся младших классов, как правило, подают сигналы несколько иным способом.
«Первое, на что стоит обратить внимание, – это нездоровье ребенка, психоэмоциональное или соматическое, – объясняет консультант. – Если мы видим, что организация учебы не соответствует физиологическим возможностям ребенка, его особенностям, если это несоответствие хроническое, стоит всерьез задуматься о смене школы».
Анна Высоцкая призывает обратить внимание на такие «симптомы», как частые болезни ребенка, постоянное пребывание в плохом настроении, истерики (особенно если они случаются только в учебный сезон), хронические трудности с выполнением домашнего задания. Навязчивости, моторные тики, энурез – также относятся к симптомам хронического психоэмоционального напряжения.
Может наблюдаться и обратная ситуация: на первый взгляд, все хорошо, ребенок справляется с нагрузкой, не болеет, ни с кем в школе не конфликтует. Но родители ощущают, что он находится не на своем месте и теряет время. Анна Высоцкая поясняет, что причины смены школы могут быть самыми разными и перечислить все не получится. Важно прежде всего ответить себе на вопрос: справляется ли школа со своими задачами? Способна ли удовлетворять образовательные запросы родителей и ребенка?
Проводить ревизию хотя бы раз в год
У современных родителей пока нет практики садиться и обдумывать происходящее вместе с детьми. Родители не готовы делать оценку текущего образовательного опыта, пока не случится что-нибудь из ряда вон выходящее. Высоцкая предлагает проводить подобные семейные советы регулярно – ежегодно, по окончании очередного класса, или даже чаще.
Стоит задавать ребенку вопросы о том, что он ценит в нынешней школе, а что хотел бы изменить, какие задачи ставит перед собой на учебный год, чего хотел бы достичь вне школы.
«Своих детей, по мере того, как они взрослеют, я приучаю время от времени задавать самим себе такие вопросы о школе и учебе: то, что происходит в школе, соответствует моим ожиданиям? Я развиваюсь, я получаю то общение, которое хочу? Если нет, может быть, проблема во мне? Что я могу изменить?»
Разрешить себе и детям перемены
«К сожалению, – рассказывает Анна Высоцкая, – не все родители готовы разрешить себе и детям перемены. Мы привыкли, что школа – это повинность, нужно туда ходить, учиться, получить аттестат и дальше что-то делать. Ребенок помладше и вовсе может не знать о том, что существует какая-то альтернатива, порой он продолжает ходить в школу по инерции. Родителям трудно вырваться из этой парадигмы».
При этом никаких ограничений, по сути, нет. Менять школу можно и в младших классах, и в средней, и в старшей школе.
«Нужно бороться с собственными страхами, – говорит Анна. – В современных родителях все еще живут вековые установки, главная из которых – „от добра добра не ищут«. Многим бывает трудно разрушить привычный порядок ради неведомого результата».
«Конечно, это история про принятие решений. Мы боимся менять работу, боимся переезжать в другой город. В случае со школой присутствует еще больше страхов, потому что мы несем ответственность за ребенка.
Но даже если с новой школой ничего не получится, это нормальная ситуация, которая становится образовательным опытом. Ребенок учится понимать, что в случае, когда его ожидания не оправдались, нет ничего страшного. Это не проигрыш, не поражение, а просто шанс опять все проанализировать и поменять».
Рейтинги и отзывы: как не ошибиться в выборе школы
«Родителям обычно советуют обратить внимание на рейтинги и отзывы, мол, это поможет подобрать хорошую школу для ребенка. Совет правильный, но им надо уметь воспользоваться», – уточняет Анна.
Она предупреждает, что рейтинги надо уметь читать и интерпретировать. Следует отталкиваться от возраста ребенка и от образовательных задач, которые вы перед ним ставите. Так, в поисках начальной школы рейтинги не сыграют никакой роли: те школы, которые занимают лидирующие места, все равно проводят дополнительный конкурс при переводе из четвертого в пятый класс, и вашему ребенку придется конкурировать с другими детьми за право учиться в отобранном классе.
Не имеет смысла ориентироваться на рейтинги и в случае, если академические способности ученика не выдающиеся, а семья не ставит своей целью поступление в ВУЗ по олимпиаде. Во-первых, рейтинговые школы обычно ориентируются на детей-«достигаторов», другим детям в них может быть некомфортно, школа может отнимать колоссальный психоэмоциональный ресурс.
Во-вторых, то, что школа не в топе рейтинга, не означает, что там не окажется хороших и понимающих учителей. Скажем, известная московская Школа самоопределения им А. Н. Тубельского не фигурирует в рейтингах, при этом она, как и другие бывшие «авторские» школы, пользуется стабильным вниманием москвичей и для многих детей является действительно хорошим выбором, объясняет Анна.
Она также уточняет, что, прежде чем погружаться в поиски, следует определить для самих себя, что значит «хорошая школа». Это поможет читать отзывы и сравнивать их с собственными ожиданиями.
«Когда вы пишете на родительском форуме: „Помогите найти хорошую школу«, вы можете получить 150 рекомендаций, и для каждого советующего это будет хорошая школа, но вряд ли кто-то из них спросит: а что для вас значит „хорошо«? Сам по себе термин „хорошая« не говорит ни о чем».
Помогут специалисты
Для тех родителей, которые не могут определиться самостоятельно, есть помощники. Называют их по-разному: образовательный консультант, образовательный коуч, тьютор, навигатор, дизайнер/архитектор образовательного опыта. Компетенции их различаются, но суть одна: эти люди помогут определиться с образовательными задачами.
В идеале, говорит Анна Высоцкая, такой консультант должен сочетать в себе несколько навыков. Во-первых, он помогает родителям и ребенку определиться с тем, чего они ожидают от образования, к чему хотят прийти, а главное – с какой целью.
«Мозг так устроен, что любит избегать неприятной или сложной информации. Иногда мы ходим вокруг и не можем назвать все своими именами», – объясняет Анна Высоцкая. С помогающим специалистом процесс самокопания принимает структуру.
Существуют специалисты, которые обладают знаниями о большом количестве самых разных школ, в том числе и такими, которые не очень доступны широкой публике. Еще одна компетенция, которой могут обладать консультанты в сфере образования, – это психология и нейропсихология. Эти навыки помогут определиться с потенциалом ребенка и его особенностями – насколько он работоспособен, стрессоустойчив, мотивирован и готов к той или иной форме обучения. Анна рекомендует уточнять принципы работы и навыки, которыми обладает специалист, строго индивидуально. Профессия это новая, поэтому никаких общих профессиональных стандартов не существует.
К счастью, сегодня взгляды на школу постепенно меняются, и новое поколение родителей понимает: школу можно и нужно менять. «Это дает образовательный опыт и учит ребенка смотреть шире, понимать, что он не раб школы, и это не тюрьма, а всего лишь среда, которую можно и нужно выбрать по себе», – заключает Анна Высоцкая.
Иллюстрации Дмитрия Петрова