Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Когда и почему ель стала символом Рождества?

Здесь постарались знаменитые реформаторы Мартин Лютер и Петр I

Фото: Евгений Биятов/РИА Новости

Распространение по странам и континентам

Есть народное предание: когда Христос родился, понесли деревья ему подарки, яблоня – яблоки, вишня – вишни. Только елка не приближалась и плакала тихо, страшась уколоть Младенца. Но Он пожалел ее и украсил игрушками и сластями, оттого и сегодня ель украшают к Рождественскому празднику.

Кроме этой романтической, есть еще несколько версий появления ели как главного рождественского дерева.

Первая информация о ели как символе христианского Рождества встречается в рассказе об апостоле Германии – святом Бонифации. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору.

Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг – кроме ели.

С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Рождественская елка Уинслоу Гомера, 1858 г.
Рождественская елка Уинслоу Гомера, 1858 г. Изображение с сайта en.wikipedia.org

Постепенно ель завоевывала популярность как рождественский символ и в других странах Европы, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку ель завезли голландские и немецкие поселенцы; в Болгарии, Югославии, Греции и Албании она появилась только после Второй мировой войны.

Это хвойное дерево проникло даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать ель на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется при Петре I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий,

Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев».

Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения.

Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца, а потом и игрушки из стекла. Первый стеклянный шарик – елочная игрушка был выдут в Тюрингии.

Темные времена

Пропаганда против Рождества. Ж-л «Безбожник» (1931). Изображение с сайта wikipedia.org. Ж-л «Чиж», 1931. № 12, стр.4. Оригинал хранится в Российской национальной библиотеке
Пропаганда против Рождества. Журнал «Безбожник» (1931). Изображение с сайта wikipedia.org. Журнал «Чиж», 1931. № 12, стр.4. Оригинал хранится в Российской национальной библиотеке. Изображение: materinstvo.ru

После падения монархии в 1917 году на ель ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Елка (как символ и как мероприятие) оставалась запрещенной до 1935 года, когда было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни в России ель вернула себе статус символа Рождества.

Коррективы климата

Но не везде елка – главный герой Рождества. Например, мексиканцы наряжают пальмы, в Новой Зеландии на праздник ставят похутукаву – растение, распускающееся красными цветами в канун католического Рождества. В Шанхае игрушки вешают на ветки ивы и бамбука, а китайцы привыкли видеть засахаренные фрукты и орехи на веточках карликовых мандариновых деревьев.

Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по нарядному кипарису.

И наконец, в жаркой Африке баобабы – символ Рождества. В деревне срубают небольшие ветки гигантов и украшают их разноцветными ленточками и пучками трав.

В городах же жители чаще вешают на двери венки из омелы, украшенные колокольчиками и цветными гирляндами.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?