Православный портал о благотворительности

Клятва Гиппократа против Федерального закона

По новому ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» дети до трех месяцев, пациенты, поступившие по скорой помощи и бездомные теряют свои права на медицинское обслуживание

29 ноября 2010 года был принят новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ. По содержанию закон почти полностью копирует старый. За исключением некоторых нюансов. Один из них заключается в том, что среди обслуживаемых по ОМС категорий граждан нет «неидентифицированных». А это довольно большое, хоть и не постоянное, количество людей. Это дети до трех месяцев, пациенты, поступившие по скорой помощи и лица без паспорта и прописки (или просто без паспорта). Именно последняя категория может сильно пострадать от нового закона.

В статье номер 10 нового закона перечислены группы граждан, которые «проходят» по программе ОМС. Неидентифицированных там просто нет. В старом законе не было вообще никакого перечисления. «Когда закон обсуждался, я настаивал на том, чтобы убрать из него это перечисление, так как сомневался в том, что все категории граждан будут учтены – говорит Александр Саверский, президент Лиги защиты пациентов. – Но его оставили». Фактически, по закону, это означает, что те, кого не «посчитали», не получат медицинского обслуживания при наступлении того, что у застрахованных россиян называется «страховой случай». По старому закону такие пациенты имели право на медицинское обслуживание просто как граждане РФ, безотносительно к тому, как это право реализовывалось. Это же право прописано в 41 статье Конституции РФ: «Каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Именно поэтому Саверский считает, что закон должен быть обжалован в Конституционном суде, как нарушающий конституционные права граждан.

Первая категория неидентифицированных граждан (дети до трех месяцев) – чаще всего временная. Юридическая невозможность сделать страховой полис чаще всего (за исключением редких случаев) связана с тем, что родители пока не оформили свидетельство о рождении ребенка. Есть свидетельство – есть полис. Поэтому во всех детских больницах и поликлиниках детей до трех месяцев лечили и будут лечить. Три месяца – это просто срок, который дают родителям на оформление ребенка.

Вторая категория (пациенты, поступившие по скорой помощи) тоже временная. Человек без документов шел по улице, поскользнулся, упал, попал в больницу. Он может быть москвичом или иногородним, но у него есть и паспорт и полис, номер которого медицинские сотрудники узнают, хоть и позже.

Граждане без паспорта и прописки – совершенно особая категория. Чаще всего это бездомные. «У 95% бездомных нет паспорта, – рассказывает Наталья Кузнецова, руководитель группы помощи бездомным в больницах. – Они получают паспорт и очень скоро снова его теряют. Они живут в таких условиях. Бездомный засыпает на вокзале, его обворовывают такие же, как он. Ведь в этих кругах паспорт – что-то вроде валюты». Поэтому с ними сложнее всего. Поступил бездомный в больницу по скорой помощи, а у него нет с собой никаких документов. Но он утверждает, что он – Иван Иванов. Может быть у Ивана Иванова действительно есть паспорт и полис, но как доказать, что пациент действительно тот, кем себя называет? «Самое сложное в работе с бездомными – их идентификация, – рассказывает Кузнецова. – Многие действительно выдают себя за других людей, чаще всего, родственников». До 2011 года такие бездомные обслуживались по ходатайству ОВД или службы соцзащиты, но обслуживались. Как граждане РФ.

Исторически сложилось так, что на страховую компанию «Икар» была возложена обязанность точно идентифицировать человека для оказания ему медицинских услуг. «По скорой помощи в больницу привозят пациента, у него нет ни полиса, ни паспорта, – рассказывает Игорь Казаков, заместитель генерального директора страховой компании «Икар» . – Нашей задачей было проверить, действительно ли пациент тот, кем себя называет. Это была сложная, но годами проверенная схема». Если этого человека идентифицировали и узнавали номер его полиса, он получал медицинское обслуживание по полису. Если выяснялось, что у него нет полиса, его все равно лечили, – по ходатайству главного врача. Компания «Икар» получала от медицинского учреждения счет за обслуживание пациента, передавала его в ФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), который и оплачивал медицинскому учреждению (через посредника, страховую компанию «Икар») предоставленные услуги. Согласно новому закону получается, что функцию идентификации по всей стране теперь будет выполнять ТФОМС (Территориальный фонд медицинского страхования). «Икар» разослал всем своим поликлиникам и больницам извещение о том, что в связи со вступлением в силу нового закона, обслуживание по категории «неидентифицированных пациентов» страховая компания прекращает. «У нас действовал годами наработанный механизм идентификации, – комментирует Казаков. – Теперь наши навыки не нужны, так как этим будет заниматься ТФОМС».

Казалось бы, какая разница, кто будет идентифицировать пациентов, одна контора или другая. Но закон был принят 29 ноября, то есть за месяц до вступления в силу. Именно такое время правительство дало ТФОМСам на «раскачку». Московский и другие территориальные фонды много лет не занимались идентификацией, поэтому, уверен Казаков, неотработанная схема будет давать сбои. Это означает, что будут проблемы не только с идентификацией, но и с координацией выплат по счетам медицинских учреждений за оказанные услуги. Скорее всего, первое время больницы просто будут терять деньги. Как будут поступать в такой ситуации сами медицинские учреждения, сказать сложно. Ведь в законе неидентифицированных граждан нет, а «Икар», проводивший медицинским учреждениям все платежи по таким пациентам, официально отказался от этих обязанностей. Вполне логичным окажется нежелание медицинских учреждений связываться с бездомными. Кто хочет работать бесплатно или за непонятные «виртуальные» деньги?

Тем не менее, уверена Наталья Кузнецова, все, как и раньше, будет зависеть от пресловутого человеческого фактора. «В наступившем 2011 году опекаемых нами бездомных обслуживают, как и раньше, – рассказывает эксперт. – Я знаю точно, что многие московские больницы, например 53-я, дали отмашку принимать всех бездомных, нуждающихся в медицинской помощи. И я еще ничего не слышала о случаях отказа».

Несмотря на то, что ситуация не выглядит угрожающей, Саверский считает, что скоро она таковой станет, ведь в новом законе вообще не прописан порядок обслуживания неидентифицированных граждан. «Фактически закон говорит нам о том, что люди без полиса не получат медицинской помощи» То, что пока бездомные лежат в больницах, свидетельствует лишь о сложившемся внутри больниц порядке. «Это закончится, когда в 2013 году служба скорой помощи будет инкорпорирована в систему ОМС». Эксперт считает, что после этого неидентифицированные пациенты смогут рассчитывать только на первую экстренную помощь, но не на полноценное лечение в больнице. Тем не менее, Кузнецова не унывает. «Я, как и многие, действительно пока не понимаю, как будет работать закон. Мы ждем разъяснений, которые обычно приходят после принятия закона. Но я уверена, что, как и раньше, все будет зависеть от главврачей и медицинского персонала. Кто оставит человека умирать на улице? Какой врач отвернется от нуждающегося в лечении? Клятву Гиппократа никто не отменял».

Диана РОМАНОВСКАЯ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version