Истории о милосердии, рассказанные московскими священниками. История шестая. Сегодня свою историю рассказывает протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах.
Один человек приехал в Москву из Средней Азии с целью разбогатеть. У него тут были друзья и знакомые, все, казалось, было налажено, но случилось так, что его постигла неудача и он разорился. Влез в долги, пришлось идти работать туда и сюда, но что-то ничего не получалось.
Потолкался он там и здесь, а между тем наступила зима, стало холодно. И еще пришлось уйти с очередной работы… Что делать? Провел он сутки на вокзале, и вдруг вспомнил: у меня же есть друг в Москве! И подумал: «Пойду к этому другу, он тоже мусульманин, мой соплеменник, и попрошу его, чтобы он приютил меня, пока я ищу работу, и все будет хорошо».
Приходит к другу, попросился пожить. Друг говорит: «Да, конечно, живи у меня». А семья его говорит: «Нет, зачем ты его принял? Зачем он нам нужен? Гони его!» И выгнали. Остался он на улице в январе.
Тут подходит ко мне один мой прихожанин и говорит: «Батюшка, можете приютить одного человека хорошего, ему деваться некуда, хоть на три дня».
– А что с ним такое?
– Да вот, приехал в Москву поработать, а не получается ничего.
– А кто он?
– Он хороший человек, только он мусульманин, и…
– Мусульманин? Нет. Зачем он нам нужен? – Я повторил почти те же слова, что и семья его друга.
Сказал, а про себя думаю: «Вот, понаехали, да еще и просятся». И в это самое время мусульманин в другом месте посмотрел на небо и сказал: «Господи, куда мне деваться? Деваться мне некуда. Пойду к православным. Если примут – крещусь».
А я думаю дальше: «А может быть, все-таки пожалеть человека? Хоть и мусульманин, но как-то жалко». Мороз был 25 градусов. «Ну, хорошо, – говорю я сурово. – Пусть приходит, но только на три дня». Пришел он, с виду был довольно жалкий. И стал он у нас при храме жить и все эти три дня очень старательно работал.
Через три дня, естественно, выяснилось, что ничего не изменилось, и деваться ему по-прежнему некуда. Прошло еще две недели. Подходит он ко мне и говорит: «Батюшка, я обещал Богу, что если православные меня примут, я крещусь». «Да? Так в чем же дело?» – отвечаю я. И совершили мы торжественные крестины. Стал он хорошим верующим христианином, уехал в монастырь, там трудится, настоящий православный человек.
Этот случай заставил меня задуматься. Мы, русские, живем в центре Евразии, получили от Бога православную веру, и были обязаны нести эту веру соседним народам, ближним и дальним. В первую очередь на Кавказ, в Сибирь, Среднюю Азию, на Восток и далее.
И мы, действительно, пытались это делать, но выполняли эту свою миссию очень плохо. И хотя у нас были выдающиеся миссионеры, такие, как Макарий Алтайский, Николай Японский и другие, но их были единицы. Мы эти народы истинной вере почти не научили. Более того, еще с XVIII века наше правительство мешало развитию православной миссии в Средней Азии.
Это был большой грех, общий грех русского народа. И за всю совокупность больших и малых грехов Господь нас наказал гибелью Российской Империи и гонениями на Церковь. Теперь, когда прошло много лет, ситуация изменилась. И Бог эти народы теперь посылает к нам. А зачем Он их сюда посылает?
Они, в основном, думают, что едут за деньгами. На самом же деле Господь дает им возможность обрести истинную веру. Любя эти народы, Он их направляет сюда, чтобы мы их просветили. Поэтому наша задача свидетельствовать им смысл и истину христианства, то есть религию Любви. И это самое главное.
Нужно, чтобы приехавшие люди начинали понимать, что православие – это религия добра. Того самого добра, которого им не хватает. И постепенно многие из них смогут приобрести спасительное знание о Боге. А если мы этого не сделаем, то они обратятся на нас и нас затопчут. И мы справедливо будем вновь наказаны Богом. Для русского народа это будет последнее наказание.