27 марта в Кемерове прошел массовый митинг, участники которого требовали, в том числе, раскрытия правдивой информации о количестве жертв пожара в торговом центре «Зимняя Вишня». Один из участников акции, Расим Яралиев, стал записывать имена погибших и пропавших, о которых знали присутствующие. Позже к нему присоединились и другие митингующие. В том числе, Наталия Костюковская, которая теперь администрирует сообщества активистов в интернете.
В результате была создана инициативная группа «Зимняя вишня». Сейчас около десятка горожан принимают сведения о пропавших по телефону и почте и публикуют списки в социальных сетях. В городе распространили контакты активистов: мобильный номер 8 (923) 602-77-64 и электронный адрес kinowell@mail.ru.
В паблике инициативной группы в сети «Вконтакте» уже размещены три списка тех, кто стал или мог стать жертвой пожара. Это официальные списки погибших и пропавших без вести, а также дополнительный перечень из 25 имен, собранный по сведениям горожан. Кто из них действительно оказался в «Зимней вишне» во время пожара, еще только предстоит узнать.
– В этом списке те, кого разыскивают их близкие, – поясняет Наталия Костюковская, – они могли погибнуть на пожаре, а могли пропасть в другом месте. Нам сообщали даже о людях, ушедших из дома еще до трагедии: 22 или 24 марта.
Конечно, мы стараемся всех проверять. Некоторые в ходе проверок нашлись, мы эти фамилии удалили.
Об остальных мы сегодня сообщили в Следственный комитет, теперь со списком работать будут там. А подтвердить любые данные можно будет после проведения экспертизы ДНК.
– Наталия, почему вы решили заняться проверкой официальных данных? Кто-то из ваших близких пострадал в результате пожара?
– Нет, к счастью, моих родных и знакомых там не было. Но Кемерово – небольшой город, и для всех нас это трагедия огромного масштаба. Я видела, как горело здание торгового центра, как его тушили. Пожар начался около 16:00, а я пришла туда примерно в полседьмого вечера и практически постоянно находилась рядом.
Когда такое происходит, сложно переживать это в одиночку. Тем более, что появились разные данные о количестве погибших. Я решила пойти на митинг, чтобы послушать, что говорят люди. Одновременно я снимала происходящее на видео и вела прямой эфир в сети «Инстаграм».
Когда собралась инициативная группа по подсчету погибших, мы прямо с площади вместе с вице-губернатором Сергеем Цивилевым поехали в оперативный штаб, развернутый в школе № 7. Там обсудили, как будем действовать.
– Как вы проверяете версии о количестве жертв? Осматриваете морги, кладбища? Ходят слухи о гибели воспитанников детских домов, приехавших в кино целыми группами…
– В морги, на кладбища и хладокомбинат ездили другие участники митинга. Мы работаем от противного: не от количества трупов, а от того, что говорят живые люди. Мы подсчитываем пропавших, которых кто-то знает и разыскивает. Да, в городе были слухи о погибших воспитанниках детских домов, и о том, что их никто не собирается искать. Поэтому сегодня мы объехали все учреждения, о которых говорили люди: детские дома в городе Топки и в селе Треща Топкинского района, а также кемеровский детдом номер 2.
Оказалось, что дети везде на месте, мы пересчитали всех лично. В «Зимнюю вишню» никто из них не ездил.
Отчеты о поездке транслировались в «Инстаграм». В торговом центре были только школьники из поселка Треща. Но они есть и в официальных сводках.
– Госучреждения легко идут на контакт с вами, раскрывают данные?
– Мы только проверяем сообщения горожан, нам не приходилось добывать информацию из моргов или больниц. Но заместитель губернатора Сергей Цивилев тесно с нами сотрудничает, всегда готов помочь. Наша группа и появилась потому, что он предложил людям самим проверить данные о жертвах.
Но не только он оказывает нам содействие. Сейчас в городе находится врач и телеведущая Елена Малышева (уроженка Кемерова – Прим. ред.). Она с готовностью откликнулась на нашу просьбу объяснить суть экспертизы ДНК, рассказать о свойствах человеческих останков.
– Наталия, инициативная группа будет только проверять списки погибших, или есть какие-то еще планы? Как долго вы планируете работать?
– Мы хотим понять, сколько на самом деле человек погибло в «Зимней вишне». Поэтому закончим работу тогда, когда перестанут поступать сообщения от жителей. Кстати, сегодня вечером (28 марта) новых сведений уже не было. Возможно, что на этом группа и завершит работу. Надеюсь, что по мере проверки эти списки будут сокращаться, и погибших окажется как можно меньше.