Казнь казни рознь

17/30 мая 1744 г. Императрица Елизавета Петровна, во исполнение обета, данного ею при вступлении на трон, фактически отменила смертную казнь в России, издав распоряжение, предписывающие «всем коллегиям, канцеляриям, губерниям, провинциям и командам» не приводить в исполнение смертных приговоров до получения императорского указа. В ее царствование не был казнен ни один человек

Месяц май ознаменован тремя близкими по смыслу и недалекими по датам событиями. 17/30 мая 1744 г. Императрица Елизавета Петровна фактически отменила смертную казнь в России. Во исполнение обета, данного ею при вступлении на трон, она издала распоряжение, предписывающие «всем коллегиям, канцеляриям, губерниям, провинциям и командам» присылать в Сенат обстоятельные выписки о колодниках, осужденных на смертную казнь, и не приводить в исполнение приговоров до получения императорского указа. Подобных указов от нее никто не получил и в царствование Елизаветы Петровны не был казнен ни один человек.

Сейчас в России действует мораторий на смертную казнь, подписанный Борисом Ельциным также 17 мая (но уже по новому стилю) 1996 г.

А 28 мая 1961 года в британской газете Observer появилась статья юриста Питера Бененсона «Забытые узники», положившая начало международному движению за отмену смертной казни «Amnesty International».

Прокомментировать тему смертной казни мы попросили Иоанниса ПАПАДОПУЛОСА – профессора Университета Македонии в Салониках, доктора юриспруденции. В апреле с.г. он выступал на международной конференции «Концепция личности в 21 веке» (Салоники, Греция) с докладом о том, как соотносится явление смертной казни с верой в человеческую личность в различных странах мира.
– Главная идея смертной казни – возмездие, то есть карающая справедливость, исходящая из оценки достоинств и недостатков человеческих поступков. Согласно этой идее любой поступок имеет ценность, или же ему недостает подобающей ценности, и за него должно иметь место возмездие по мере того, что было совершено. Концепцию карающей справедливости можно найти, например, в философии Канта. Этот мотив является решающим в оправдании введения смертной казни, например, в США с середины 1970 годов.
Однако, необходимо различать разные типы цивилизаций. Есть страны, исторически принадлежащие к иудео-христианской цивилизации, в которой человеческой личности отводится важная роль. Здесь критика карающей справедливости оправдана и осмысленна. С другой стороны мы должны отдавать себе отчет о таких странах как Китай, Саудовская Аравия или Иран. По историческим причинам они не разделяют нашей концепции человеческой личности. Здесь мы видим базовое различие между двумя цивилизациями. Именно поэтому, хотя в этих странах распространена смертная казнь за различные преступления, неразумно применять к ним те же стандарты, что и к Европе. Другими словами, смертная казнь представляет гораздо большую проблему для той группы стран, к которой мы принадлежим, и где концепция человеческой личности включена в историю цивилизации по сравнению со странами, которые никогда не разделяли христианского представления о человеческой личности.

Записала Жанна СИЗОВА

См. также: Смертная казнь проблему преступности не решит

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version