Больше всех о нас сегодня знают сотрудники пунктов выдачи заказов. Для них все мы, приходящие в ПВЗ – как на ладони. Потому что о современном россиянине можно судить в том числе и по тому, что он покупает на маркетплейсах.
«У нас женщина, которая заказывает по 30 платьев, долго меряет, но выбирает максимум одно, а порой от всего отказывается», – рассказывает Елена, которая работает в пункте выдачи Wildberies в небольшом городе. В ее опыте есть самые разные клиенты. Кто-то покупает килограммами продукты, другие заказывают мешки с грунтом и удобрениями, есть любители странных и «прикольных» товаров, которые не несут обычно никакой практической ценности. Есть постоянные клиенты, которых часто знают в лицо: эти люди появляются в ПВЗ почти ежедневно, принимают горы коробок и пакетов, а общая сумма за все покупки в личном кабинете, кажется, могла бы составить состояние для начинающего олигарха.
Психологи говорят об угрозе формирования зависимости, а маркетологи уверяют, что эмоциональная разгрузка, получаемая в процессе шоппинга, сродни психотерапии. Сами же шопоголики признают, что наносят непоправимый вред семейному бюджету и нервам своих близких. Тем временем в шкафах множатся сотни бесполезных вещей, часть из которых новые владельцы даже не потрудились освободить от упаковки.
Но хорошая новость в том, что совладать с манией бесполезных покупок и зависимости от маркетплейсов можно. Мы поговорили с экспертами и узнали о нескольких рабочих стратегиях.
Охотники за выгодой: 85% потребителей ловят на маркетплейсах акции и скидки
«Постоянно что-то заказываю, постоянно смотрю корзину, избранное и отзывы, – жалуется на одном из интернет-форумов москвичка Мила. – Каждый день что-то новое придумываю: то блузку надо, то юбку, то кулон. Заказываю слишком часто, иногда хожу каждый день или через день в пункт выдачи, уже стыдно перед их работниками. В основном, все сдаю обратно, вещи очень низкого качества».
Мила попросила у участников форума дельный совет, как избавиться от своей вредной привычки, но оказалось, что 90% форумчан ее… одобряют! В комментариях девушке советовали просто покупать вещи подороже и рассуждали о плюсах онлайн-шоппинга: мол, только там можно найти редкие бренды и товары по выгодной цене, которых давно нет в оффлайне.
В 2024 году российский рынок онлайн-торговли в 2024 году вырос на 37%, до 11,3 трлн рублей – такие данные приводит аналитическая компания INFOLine. При этом российские маркетплейсы впервые перехватили лидерство у китайского AliExpress. Годовой оборот таких гигантов, как Wildberries и Ozon составил 3,75 триллиона рублей и 2,69 триллиона рублей соответственно.
Услугами маркетплейсов в России сегодня пользуются практически все. Даже пенсионеры, которые с трудом разбираются в гаджетах, делают заказы через своих детей и внуков. По данным интернет-ресурса «Анкетолог», 45% потребителей совершают покупки на маркетплейсах не реже двух раз в месяц, 31% делают это раз в месяц, 17% – два-три раза в полгода, и 7% – раз в полгода.
Чаще всего на маркетплейсах россияне приобретают одежду, обувь и аксессуары (60%). Также 46% отметили косметику и парфюмерию, 41% – бытовую химию, 32% – продукты питания, 30% – электронику и бытовую технику, а 29% – товары для животных.
Отметим, что 85% респондентов стараются покупать на маркетплейсах только товары со скидкой. А 35% признались, что поддаются компульсивному шопингу и покупают ненужные вещи только потому, что они были по акции: 26% – в единичных случаях, 9% – много раз.
«Пять миллионов на онлайн-шоппинг. Я бы могла уже ипотеку закрыть»

«Я с 2012 года потратила там 5 миллионов, это ужасно, – делится своей бедой ещё одна интернет-пользовательница, Анна. – Шопоголизм реальный. Я бы могла уже ипотеку закрыть!»
С ноября прошлого года Анна решила притормозить. Девушка признается, что ранее ее месячные траты на популярном макетплейсе составляли от 37 до 24 тысяч рублей, на других, менее крупных, в тот же месяц она могла оставить в районе 19 тысяч рублей.
Такая ситуация стала возможной благодаря повсеместному распространению безналичных расчетов, считает маркетолог Степан Бахирев. По его словам, здоровые отношения с финансами были возможны, когда купюры шуршали, а монеты звенели. В своем физическом воплощении они были для нас реальны – по уменьшению или увеличению кошелька проще было планировать свои расходы. Но сейчас все иначе.
«Цифра на банковском счете кажется чем-то эфемерным. Цифровые деньги не пахнут, и нам сложнее уследить за расходами. Поэтому рекомендую ставить самим себе самоограничения. Действеннее всего составлять для себя детальный бюджет на каждый месяц и планировать определенную сумму на непредвиденные расходы», – советует эксперт.
Когда бюджет рассчитан, установите лимиты на сумму ежедневных расходов по карте. Это легко настраивается в любом банковском приложении. В итоге система не даст вам потратить больше, чем планировали изначально.
Но самое главное: когда вы собрали корзину на маркетплейсе, прежде чем оплатить покупку, задайте себе вопросы:
– Для чего я покупаю эту вещь?
– Как я ее буду использовать?
– Что я буду с этим делать, в течение какого времени?
– Если я сейчас все это куплю, какое чувство я хочу испытать?
– От какого чувства я хочу избавиться с помощью покупки?
Когда появятся ответы на все эти вопросы, вы ясно поймете и зафиксируете для себя, что в реальности вы хотите получить.
Шопоголизм – это как зависимость от азартных игр

Удивительно, но шопоголики на маркетплейсах покупают вовсе не модную одежду и сумки, как могло бы показаться. На форумах покупательницы признаются, что спускают десятки тысяч на кухонные гаджеты. При этом большинство их потом даже не использует.
По словам экономиста Михаила Беляева, на несчастных жертв онлайн-шоппинга ставят такие ловушки, избежать которых почти невозможно. Нас толкают на покупку глупых или ненужных товаров, потому что они якобы «облегчают нам жизнь», а в действительности мы просто ведемся на яркие вывески или красивые ролики. «Для женщин такие покупки – стремление к личному счастью и душевному равновесию, – продолжает эксперт. – Они получили заряд счастья, и дальше окунаются в рутину, уверенные, что шоппинг – это решение всех жизненных неурядиц. К тому же на маркетплейсе нет никаких барьеров. Не нужно одеваться, краситься, выходить из дома и идти в магазин. Ты скроллишь ленту с товарами дома в пижаме и впадаешь в самообман, что экономить кучу времени».
А дальше, говорит Беляев, на сайте маркетплейса нас ждут так называемые финансовые крючки: скидки, кэшбэк, рассрочки и кредиты. «Ничего не плати сегодня», – ну разве не заманчивое предложение? В этом смысле шопоголизм очень напоминает экономисту лудоманию – увлеченность азартными играми. Когда ты втягиваешься, то даже не замечаешь, как теряешь свои финансы. Тебе кажется, что ты приобретаешь, а ты только разоряешься.
Есть ли здоровая стратегия в пользовании маркетплейсами? Есть, но она с точки зрения Беляева радикальна. Надо иметь аккаунт маркетплейса только в одном гаджете. И пусть этот гаджет будет включаться только на один час в сутки.
Самозапрет на покупки действует не всегда. Только на ранней стадии болезни
«На медицинском языке шопоголизм называется ониоманией, – поясняет психолог Елена Мисирова. – Это форма адиктивного, то есть зависимого поведения».
Психолог отмечает, что диагностировать у себя зависимость от покупок можно и самостоятельно. Если вы заметили повышенные траты на маркетплейсах в течении трех месяцев, стоит задуматься о причинах такого всплеска. Для подтверждения проблемы можно обратиться к специалисту: шопоголиков выявляют не только с помощью беседы, но и с помощью специальных тестов, например Бергенской шкалы шопоголизма. Этот довольно точный инструмент был разработал в Бергенском университете (Норвегия). Тест состоит из 28 утверждений, с которыми необходимо согласиться или опровергнуть.
Всего существует четыре стадии шопоголизма: ранняя, умеренная, критическая, запущенная. Справиться с ранней и умеренной вполне можно самостоятельно, поскольку изменения при них некритичины. Так, обычно умеренная стадия сопровождается тратами выше, чем запланировано, у человека возникает непреодолимое желание покупать больше и больше. А вот последняя, запущенная стадия имеет серьезные последствия: депрессия и тревога становятся верными спутниками пациента, возникают трудности в профессиональной и личной жизни.
Психолог Елена Мисирова считает, что ограничение доступа к маркетплейсам или удаление приложения на ранней и умеренной стадии может быть эффективным, поскольку человек еще способен себя немного контролировать. Однако более серьезные стадии требуют вмешательства специалистов: при них самозапрет не будет действовать, а только усугубит ситуацию.
Важно понимать, что самозапрет на покупки при шопоголизме не является аналогом кодирования при алкоголизме. Скорее подойдет такое сравнение: это больше похоже на секретную шкатулку, где закрыли тайны, а ключик есть только у внутреннего критика, с которым нужно договорится, открывать или не открывать. Для этого нужна осознанность и честность собой в первую очередь.
Психолог предупреждает: срывы возможны на любой стадии. Справится с шопоголизмом в одиночку не получится ни на какой стадии. Помощь близких на ранних стадиях расстройства будет максимально эффективной. Главное, шопоголику необходимо признать проблему, а специалисту выяснить истинную причину расстройства. Это будет залогом успешного лечения.
Шоппинг был и раньше. Просто он назывался «ярмарка»

Удивительно, но проблема современных шопоголиков, в общем-то, не новая. Меняется лишь ее проявление, а суть остается: в поисках развлечения и в попытках заполнить образовавшуюся в душе пустоту человек стремиться за новыми и новыми удовольствиями. Просто сегодня этот процесс стал максимально простым и доступным: тратить деньги можно буквально не вставая с дивана, в несколько кликов.
«Походы за покупками сейчас обозначаются иностранным словом шоппинг, но сути это не меняет. Шоппинг – привычный досуг на Руси. Но есть пословица: «Делу время – потехе час», – говорит православный священник, миссионер, проповедник и блогер Стахий Колотвин. – Раньше ярмарки случались только по выходным и были приурочены к праздникам. Ритм жизни был выверен: труды, молитвы и покупки».
А потом, объясняет батюшка, акценты сместились: центром жизни любого населенного пункта, будь то большой город или небольшое село, со временем стал не храм, а магазин. Людям стало интересно прогуляться и развлечься. Теперь многие процессы у нас перенеслись в интернет, и возникла проблема. «Если раньше в магазин ходили только в свободное время и только за необходимым, то сейчас интернет-шоппинг захватывает даже рабочее время, а также время семейного досуга и сна. Происходит бесконтрольное прожигание времени и прожигание денежных средств», – сетует отец Стахий. Выход простой: взрослый человек должен установить для себя определенные рамки. «Когда ты решаешь для себя, что потратить на поиск товаров не больше 15 минут в этот день, случается небольшое чудо: время вместо того, чтобы съедаться, а начинает экономиться. У нас появляется больше времени, чтобы пообщаться вживую с близкими», – наставляет батюшка.
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА