Александр Иванов. Сара кормит Исаака. Фрагмент.
— Почему возникла такая необходимость присутствия священника в роддоме?
— Сегодня очень много тяжелых детей: ежегодно оюло 300 новорожденных проходит через реанимацию — каждый 10-12-й ребенок — больные, недо- ношенные. Это очень много. Практически здоровых, чтоб у них совсем никаких проблем не было, мало. Сразу, может, и не заметишь, но до года все проявляется. В глобальном масштабе остановить этот процесс невозможно. Можно только приостановить… Слава Богу, есть медицинские методы, с помощью которых можно побороться, можно выходить больного ребенка. И выхаживают. Но бывают случаи, что уже ни молитвами, ни медикаментами ничего не сделаешь, не спасешь…
– А причина такого положения…
— Главная причина — больное общество. Разве могут в больном обществе рождаться здоровые дети? Большинство из них — зачатые и рожденные вне брака или в невенчанном браке. Из 90 новорожденных, что я крестил в этом году в роддоме, толью у двоих родители венчаны. Еще причины: добрачные отношения, аборты, хождение по экстрасенсам… Все это ослабляет здоровье. Большинство родителей не готовится к рождению ребенка. А ведь женщина, готовящаяся к материнству, должна бьпь в духовном состоянии, должна причащаться. Больные дети — это всенародное бедствие. Сказано ведь: если народ грешный, он наказывается бедствиями. Если не кается — исчезает с лица земли как народ. Самое печальное, что все привыкли. Врачи, конечно, переживают. Но это уже поток…
— А как врачи относятся к Вашему вмешательству в их процесс?
— Дело в том, что реанимация — духовная — нужна и самим врачам. Им нелегко. Ведь 5-6 тяжелых новорожденных в отделении одновременно — это никаких нервов не хватит. В Америке, например, врачи в реанимационных отделениях более 7 лет не работают. У нас, конечно, как известно, люди более выносливые. Но тем не менее… В детском отделении тоже работа не из легких. Очень много надо любви, чтоб к каждому ребенку относиться как к своему. Здесь в основном и работают такие чуткие люди — в противном случае долго бы не задержались, потому что зарплаты невысокие. Но детей на одну медсестру слишком много. Где взять столько духовных сил? Медики это понимают. Более того, многие из них стали ходить на богослужения, на исповедь, причащаются. И когда тяжелые случаи, сами меня вызывают, просят окрестить младенца, Отношение доброжелательное. Но я стараюсь все-таки не мешать медикам. Вечером, когда их рабочий день заканчивается, иду исповедовать. Исповедую, правда, долго — бывает, до полуночи. Потому что желающих много, человек сорок, и в основном все в первый раз. На следующий день, рано утром, причащаю. Некоторых причащаю непосредственно перед родами. Так получается, что с вечера поисповедовал, а утром прихожу, она уже в родзале…
— Говорят, что в предродовом отделении те, кто перехаживают, требуют «того батюшку, после которого через 10 минут роды начинаются»…
— Да, это после одного случая. Помазал женщину святым маслом, и она тут же побежала рожать, едва успела до родильного зала… Бывает. А еще случай. Смешной. Ночью родился тяжелый ребенок. Срочно крестить. Я приехал, но нужно было согласие матери. А она после родов уже почти заснула. Стали ее будить. Разбудили. Потом она рассказывала: «Очнулась — ничего не могу понять. Ночь… Священник… Откуда? Где это я? Может, думаю, уже на том свете? ..»
— В каких случаях таинство крещения совершается срочно, в родильном доме, и кто становится крестными родителями?
— Крестим недоношенных и больных. Когда женщины лежат в предродовом отделении,мы их предупреждаем о такой возможности: в случае проблем с ребенком можно его окрестить, чтоб заранее подумали об имени, о крестных родителях. Крестные поминаются заочно. Потом, по выписке, они должны прийти в храм. Если все происходит неожиданно и не успевают договориться ни с кем по телефону, сам священник становится крестным либо кто-тo из медперсонала.
— Что же происходит во время крещения, почему младенцы «оживают»?
— В крещении ребенок соединяется со Христом и получает доступ ко всей благодати Церкви, начинает поступать «питание». Творец, конечно, всех питает, но к крещенному Божья помощь идет через широкие двери. Крещение обеспечивает полноту соединения с Богом.. А ведь маленькие дети чувствуют невидимый духовный мир и даже, как один старец говорил, некоторые видят и бесов, и ангелов. Крещение защищает от действия темных сил. Потому и происходят эти чудеса, даже безнадежные выкарабкиваются. Самые тяжелые — зто с маленьким весом. Один родился недоношенный 840 граммов. Но окрестили, потом его родители все наши рекомендации стали выполнять: 12 раз подряд причастили, стали возить ребенка в храм… Сейчас ему уже около годика. Кстати, это очень важное обстоятельство — как родители относятся к нашим рекомендациям. От помощи редко кто отказывается. Это уж если совсем не верит. Есть такие, кто помощь принимает, но сам ничего не желает делать, предпочитая оставаться в той же жизненной ситуации. Они не хотят понимать главного: состояние ребенка сильно зависит от того, как ведут себя родители. Грешат — дети болеют. Исправляются — дети выздоравливают.
— Сестры милосердия, которые ходят в отделения, говорят, что самый трудный участок работы не там, где трудные младенцы, а там, где лежат женщины, которые рожать не хотят или не могут…
— Да, это очень тяжелое занятие — отговаривать женщину от аборта. И практически безрезультатное. Очень редко кто меняет свое решение. Если она уже сюда пришла, то ребенок, который хоть пока еще и жив, для нее уже не существует, в сердце своем она его уже убила.
— Почему, на Ваш взгляд, женщины не хотят рожать?
— Любви нет к детям. А есть эгоизм. Хотят жить только для себя. Не хотят брать на себя заботу о другом. Нет материнского чувства. Нет желания жить для другого человека.
— По Вашим наблюдениям, проблема бесплодия, которая сегодня весьма обострилась, откуда происходит?
— Одна из причин — созданный самой женщиной стереотип, что ей сейчас дети не нужны: учеба, работа, карьера и т. п. Вот организм и перестраивается. По ее воле. А потом, когда они ей становятся нужны, стереотип продолжает работать. Бывают другие случаи. Женщина не может забеременеть. Многие средства перепробовала. Наконец, пришла в церковь: что делать? А сколько, спрашиваю, ты хочешь родить детей? И очень редко слышу ответ: сколько Бог даст. Чаще всего: одного или двух. А остальных куда? Ну вот Бог тебе детей и не дает, предвидя, что ты их будешь убивать. Лучше вообще не рожать. Бог жалеет и не допускает матери быть убийцей своих детей. Часто бесплодие наступает вследствие аборта. Особенно это распространено среди малолеток: каждая пятая несовершеннолетняя в результате аборта становится бесплодной. Аборт также становится причиной рождения больных детей. Дети, рожденные после аборта, часто бывают агрессивными по отношению к матери, они еще в утробе испытывают этот страх — вдруг их тоже не захотят, как предыдущего — брата или сестру. Их поведение — как месть.
— Сейчас против абортов выступают многие, противопоставляя им контрацепцию. Но не одно ли это и то же?
— Есть контрацептивы и неабортивного действия. Но в любом случае нежелание рожать детей — это грех.
— Детоубийство — грех даже более тяжкий, чем убийство. Возможно ли вообще его искупить?
— Самое лучшее — родить ребенка и воспитать его. Или, если по какой-то причине это невыполнимо, воцерковиться и жить по-христиански. По древним канонам за убийство отлучали от причастия на 5-20 лет. Сейчас такое суровое наказание уже не применяется.
Епитимья – дело индивидуальное. Все зависит от обстоятельств, при которых был совершен аборт. Бывает, что женщина хочет родить, но состояние ее здоровья таково, что она может погибнуть. Здесь надо иметь очень сильную веру: рисковать собой ради того, чтоб если не произвести на свет человека, то хотя бы не стать убийцей. Это одно. Другое дело, когда все обстоятельства, в том числе и материальное положение, позволяют, но человек хочет пожить «для себя»… Убийство ребенка перевешивает здравый смысл. Поэтому даже если женщина и покается, в этой жизни она обязательно понесет какую-нибудь скорбь. Чаще всего это проблемы с последующими детьми (непослушание, беснование) или болезни самой матери. Если эти скорби принимаются без ропота, как заслуженные, как необходимое врачевание, и человек старается добрыми делами показать свое раскаяние, то, конечно, Бог простит. Потому что нет грехов непрощаемых, кроме нераскаянных. Но для одного греха, если, например, кого-то обидел, достаточно почитать в течение недели канон покаянный и сходить на исповедь. А для другого (если аборт) это даже нельзя назвать покаянием. Очень тяжкий грех ложится на матерей, которые склоняют к абортам дочерей. Они даже в большей степени преступники, особенно если дочери — несовершеннолетние. Муж несет одинаковую ответственность с женой за убийство ребенка, особенно если подталкивал ее на это или был безучастен. Другое дело, если хотел спасти ребенка, а она вопреки ему аборт совершила… В таком случае даже церковь дает развод (в социальную концепцию РПЦ этот повод для снятия брака добавился в 2000 году). Врач, совершавший аборты, тоже должен приносить покаяние. К несчастью, аборты сейчас являются профессиональной обязанностью гинекологов, которая, не секрет, не для каждого является тяжелым крестом, но, бывает, что служит источником доходов. Пока спрос на эту «услугу» в народе есть… Пока не доходит до людей, что полноту жизни, которую мы все, называя ее счастьем, ищем, как раз дети и дают. Каждый новый ребенок – это новая жизнь. Тем более для женщины, которая, ведь сказано, чадородием спасается.
Беседовала Татьяна ДАНИЛОВА.
Журнал о делах милосердия Добродетель №3 (2005г.)