Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Каждое воскресенье?

Слышала, что христиане должны ходить в храм каждое воскресенье. Я не против этого, но меня пугает строгая обязательность, о которой говорят все священники.
Опубликовано много новых ответов

Слышала, что христиане должны ходить в храм каждое воскресенье. Я не против этого, но меня пугает строгая обязательность, о которой говорят все священники. Юлия

С этим вопросом мы обратились к Епископу Дмитриевскому Александру, известным московским священникам и одному мирянину:

Епископ Дмитровский АЛЕКСАНДР:
— В Ветхом Завете на скрижалях закона Моисеева была дана человеку заповедь: «Шесть дней делай и совершай в них дела твои, а день седьмой Господу Богу твоему» (Исх. 20. 9). Этот день по-особому благословлен Богом, потому что он является образом того седьмого дня творения, в который почил Господь от своих дел. Повеление Божие о почитании седьмого дня и посвящении его Богу остается нормой для христианина как программа-минимум в его духовном становлении и укоренении в жизни церковной.
Если мы внимательно прочтем описание Евангельских явлений Христа после воскресения из мертвых, то увидим, как Господь сам приучал своих учеников к собранию в этот день. Мы знаем, что первое явление собранным вместе ученикам было в вечернее время первого дня после воскресения Христа из мертвых. Ему не стали преградой даже закрытые двери горницы, в которой собрались апостолы. Именно тогда вместе с даром благодатного мира Он преподал им власть и силу прощения грехов: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20, 22-23). Апостола Фомы тогда не оказалось среди них и ему тоже очень хотелось увидеть Учителя и Господа и быть свидетелем Его воскресения, но Господь исполнил его просьбу только спустя неделю в следующий воскресный день, когда все Его ученики снова оказались вместе.
Конечно, лучше, если человек переживает как пребывание перед очами Божиими каждое мгновение своей жизни. Все его мысли, слова и поступки становятся тогда устремлением к исполнению воли Небесного Отца, прославлением имени Божия на путях своей жизни. Этому учит нас и апостол Павел: «непрестанно молитесь» (Фес. 5, 17). Но это возможно только тогда, когда благодать коснется человеческого сердца и зажжет его любовью ко Господу. Такому человеку о седьмом дне ничего объяснять не нужно – всякий его день и так принадлежит Богу, как и он сам, а частое участие в церковном богослужении постоянная потребность его души. Но для нас исполнение заповеди о седьмом дне необходимость, чтобы незаметно для нас самих мы не оказались вне благодатного церковного опыта жизни. Согласно древним Апостольским правилам если человек три воскресенья подряд без уважительной причины пропустил общественное богослужение – т.е. не участвовал в Божественной литургии, он сам себя отлучил от церковного общения. И это не какая-то внешняя административная кара, а констатация факта — жизнь в Церкви немыслима без участия верующих во Христа в Евхаристии и соборной молитве. : «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20).

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах.
Мы приходим каждое воскресение в храм, потому что любим Бога, любим Церковь. Дело не в обязательствах, а в отношениях человека с Богом. Если ты хочешь войти в жизнь Вечную, любишь Бога, то и приходишь в храм.
Ты делаешь это просто соблюдая закон любви. Поэтому если человек не любит Бога, то как ему объяснишь и заставишь ходить в храм? Тогда действительно это как в армии получается или в тюрьме, через принуждение. И хотя Церковь – это действительно в каком-то смысле армия, но армия вполне добровольная.

Протоирей Димитрий Смирнов, настоятель храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской.
А что за «обязаловка» у людей постоянно ходить в магазин или каждый миг дышать? Вдохнул один раз, в понедельник, и не дыши до пятницы. Что за «обязаловка» молиться и ходить в храм? Потому что так проявляется потребность души в Божьей благодати. Если этой потребности нет, сиди дома, никто тебя ни к чему не обязывает. В храм ходят потому, что этим живут. Правда маленьких детей мы к этому как-то подталкиваем, приучаем, а взрослых никто не принуждает в храм ходить.

Иерей Константин Сопельников, настоятель Троицы Живоначальной в Чертаново.
Мы на своем приходе сами организуем паломнические поездки. Недавно, например, большой группой поехали на Украину, в Святогорскую Лавру. Службы там очень длительные, 6 часов идет Всенощное бдение, 5 часов – Божественная литургия. И все участники поездки отстояли их целиком. И даже уезжать они оттуда не хотели. Потом один из прихожанин мне признался: «Я понял теперь , почему надо каждое воскресненье ходить в храм. Как же без этой благодати, которую я получаю в храме на воскресной службе, я смогу жить целую неделю. Она мне жить помогает».

Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.
Это психофизиология. Если вы будете видеться со своей женой и детьми раз в неделю и два раза пропустите, то дети от вас отвыкнут, а с женой придется опять знакомится. Не случайно сказано: шесть дней работай, а седьмой посвяти Господу Богу твоему. В храме человек общаешься с Богом.
И если ты без уважительной причины пропустил воскресную службу, то это не наказание, а констатация факта – ты отвык от храма.
Кроме того, мы приходим в храм, чтобы сохранять живое единство и общение в любви, молитве, в проповеди, в слове со всем церковным миром, с прихожанами – которые являются частью тела Христова.

Протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе:
Зачем ходить каждое воскресенье в храм? Можно спросить на это – а зачем нужно семейному человеку приходить домой каждый день, а, например, не раз в три дня? Потому что семья – это единая жизнь, и естественно, что люди, объединенные этой жизнью, объединенные любовью, не могут жить друг без друга. Они нуждаются друг в друге, нуждаются в общении, в постоянном единении. Так же человек, который любит Бога, не может жить без Бога, и нуждается в том, чтобы быть с Богом как можно чаще, не только каждое воскресенье, а и каждый день. Но этому, конечно, препятствуют бытовые нужды и заботы, ведь и отец семейства не может все время находиться дома, он должен ходить на работу. Заботы о хлебе насущном заставляют человека массу времени уделять совсем другому. Но есть заповедь Божия – шесть дней делай твои дела, седьмой день посвящай Господу Богу. Воскресенье – по традиции день свободный от работы, поэтому естественно посвятить его Богу, прежде всего, пойти в храм к Божественной Литургии, поучаствовать в ней, если возможно – причаститься Святых Христовых Тайн, а древние христиане обязательно причащались в «день Господень». Если человек не каждое воскресную службу причащается, то его присутствие на службе – это путь к тому, чтобы причащаться чаще. Пока он не причащается часто, потому что он еще для этого не созрел, а если он будет приходить в храм постоянно, то потом он будет и причащаться чаще.

Протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах:
Исходя, во-первых, из заповеди, что седьмой день мы должны посвящать Богу, а во-вторых, из того, что когда мы собираемся вместе, чтобы праздновать Христово Воскресенье, мы составляем собой Церковь. Люди приходят в храм не для того, чтобы отбыть какую-то повинность, а для того, чтобы собою устроить Церковь, Тело Христово, причаститься Святых Христовых Тайн, разделить Евхаристию. Это должна быть насущная потребность каждого человека, но к ней нужно приучаться. Существуют как бы две церковности: бытовая церковность, которая не сильно отличается от храмового благочестия любой религии, и иная, только христианская церковность, когда мы собираемся, чтобы стать Церковью. И такая церковность требует большого духовного труда. Многие наши современники не доросли, не воспитались до нее, такой истинной церковности сейчас вообще очень мало.

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Бибирево и храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище:
Во первых, потому что так говорят каноны Церкви, а мы, если считаем себя христианами, должны Церкви оказывать послушание. Должен ли при этом причащаться человек каждое воскресенье? Современное литургическое богословие имеет тенденцию говорить, что лучше человеку причащаться каждое воскресенье, например, отец Александр Шмеман об этом говорил. Но вот святитель Феофан Затворник писал об этом так: «В древности христиане причащались за каждой службой, но они и жили соответственно. Если вы можете так жить, как жили первые христиане, то пожалуйста, причащайтесь каждый день, а я так жить не могу» – пишет святитель Феофан. Потом такое частое причащение древних христиан исходило из того, что люди ждали мученических гонений, поэтому каждый день должны были быть к этому готовыми. Это особый настрой, особое состояние человека.
Я лично хожу в храм по возможности каждый день, но не потому, что меня к этому что-то обязывает, а просто потому, что мне так нравится, я так привык. Я хожу в храм с восемнадцати лет, и мне довольно быстро все остальное времяпрепровождение стало скучным, поэтому я стал каждый день ходить в храм, и утром, и вечером. Вообще для христианина пойти в храм – это потребность, и я думаю, многие ходили бы гораздо чаще, чем в воскресенье, но не позволяют работа, всякие домашние обязанности, болезни. Но эта потребность – часто ходить в храм – не возникает сама по себе. Ко всему доброму нужно себя вначале понуждать. Бывает, человек говорит: «я хожу в храм тогда, когда мне хочется». Спрашиваешь его – и как часто? — Ну, на Пасху, на Рождество…Так что ждать от нашей падшей природы, когда ей что захочется – так ей захочется скорее в кабак пойти, а не в храм…

Юрий ШИЧАЛИН, филолог, специалист по греческому и латыни, директор «Греко-Латинского кабинета Шичалина», учредитель классической гимназии:
— Я считаю, что мы бываем в храме не просто из чувства долга. Ведь у Церкви на все случаи жизни и для всех сторон нашей души и нашего ума, для нашего сердца и всего нашего существа есть неистощимая полнота Божественной Благодати. Приобщение к ней оказывается для нас в этой жизни драгоценной помощью и дает нам никак не заслуженную радость, несмотря на все наши несовершенства и очень малую способность полноту этой радости вместить.
Повторяемость служб — каждые сутки, каждую неделю, каждый месяц, каждый год — как ничто другое приспособлена к нашей немощи. Если монашествующим дано в полноте участвовать во всех этих службах и насытить свою жизнь молитвами за весь мир, то нам, мирянам с нашей погруженностью в каждодневные заботы, дана возможность в «выходной» воскресный день выйти из этого круга забот и пойти в храм. То есть хотя бы часть своего досуга посвятить душе, воскреснуть душой, открыться Церкви, а тем самым поручить себя ее благодатной опеке. Когда нам удается быть в храме каждые субботу и воскресенье, эта благодатная помощь обязательно сказывается на всем ходе нашей жизни. Она позволяет нам не погружаться целиком в дольние заботы и даже в самых обыденных трудах обращать «сердца горе» — то есть к Небу.

Опрашивали Марина НЕФЕДОВА, Алексей РЕУТСКИЙ, Мария ВЛАДИМИРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?