Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Кающиеся грешники и выздоравливающие алкоголики

Интервью председателя Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы духовника Свято-Димитриевской общины сестер милосердия протоиерей Аркадия Шатова газете Московского научно-практического центра наркологии «Независимость личности».

Интервью председателя Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы духовника Свято-Димитриевской общины сестер милосердия протоиерей Аркадия Шатова газете Московского научно-практического центра наркологии «Независимость личности».

— Отец Аркадий, сточки зрения Церкви наркомания и алкоголизм — это грех или болезнь, искушение или испытание?
— Это и грех, и болезнь, и искушение, и, стало быть, испытание. Начинается, конечно, как грех, а кончается болезнью. Поэтому здесь присутствует, к сожалению, и то и другое.

— То есть алкогольная и наркотическая зависимости не только психосоматическое заболевание, но и сложная проблема личности.
— Конечно, как всякая проблема греха. Грех имеет отношение не только к болезням, не только к душе человека, но и к духу. Грех — это отпадение от Бога. Потеряв радость общения с Богом, человек начинает искать для себя других утешений.

— Разве алкоголик и наркоман могут быть полноправными членами Церкви? Ведь они искажают образ Божий?
— Полноправными членами Церкви, Церкви как Тела Христова являются только святые. Все грешники лишь отчасти являются членами Церкви, в той степени в какой они победили грех. То есть, та часть их души и существа, которая не подвержена греху и входит в Церковь. Нет на земле людей абсолютно святых, и все люди грешники, поэтому членами Церкви являются кающиеся грешники. Если наркоман или алкоголик каются в своих грехах, то Церковь, как кающихся грешников, принимает всех. Господь говорит: «Грядущего ко Мне, не изжену вон». Если человек приходит к Богу и кается, то церковь его принимает. К сожалению, с алкоголизмом и наркоманией так не бывает, чтобы человек резко бросил, это долгий и мучительный процесс.

— Как может Церковь помочь противостоять этой беде?
— От чего эта беда бывает у человека? От того, что ему плохо живется. Жизнь его неустроенна. Церковь не может помочь ему, устроив внешнюю сторону жизни, потому что вне нас всегда присутствуют зло и грех, присутствуют несправедливость и страдание, но внутри нас в нашей душе может установиться мир. Может установиться покой. Внутри нас может быть радость общения с Богом, и человек, приобщенный к этой радости, к этому миру не нуждается в порочных удовольствиях.

— Среди православных встречается такое мнение, что нужно использовать чисто духовный метод борьбы с этими недугами: молебны, акафисты, проживание в монастырях, посты, зароки воздержания, паломнические поездки и т. д. Следует ли обращаться к врачу, если это недуг духовный?
— Поскольку наркомания и алкоголизм являются и грехом, и болезнью, то в той мере, в какой это является болезнью, в этой степени надо обращаться к врачу. Когда у человека запой, вывести его из запоя должен врач, а не священник.

— А следует ли рассчитывать на чудесное исцеление?
— Всегда наше избавление от греха — это чудо, совершаемое Господом, чудо любви
Божией. Человек бросает дурные привычки всегда по милости Божией. Если бы не Бог, мы бы и дальше продолжали бы грешить. Без Бога мы не можем совершать ничего доброго. Но рассчитывать на мгновенное исцеление — принимал человек наркотики, пил, а потом один раз помолился Богу и получил исцеление, больше его не волнует эта проблема — на это рассчитывать нельзя. Борьба с этими болезнями идет долгие годы.


— Помимо медикаментозных методик лечения от наркомании и пьянства существуют так называемые духовно ориентированные программы. Одна из самых известных — программа «12 шагов», используемая всемирно известным сообществом «Анонимные Алкоголики» (АА) или «Анонимные Наркоманы» (АН). Участвует ли Русская Православная Церковь в работе этих программ?
— Очень часто группы анонимных алкоголиков и наркоманов собираются в церковных помещениях. Иногда церковь просто предоставляет такую возможность, присутствовать священник может только на открытых собраниях. Кроме того, Церковь предлагает программы, основанные на «12 шагах», на программах Анонимных Алкоголиков, но видоизмененные и приспособленные к нашему менталитету. В частности молитва возносится на этих собраниях к Господу нашему Иисусу Христу, а не к какому-то абстрактному богу, как каждый из нас его понимает.

— Что делать, если батюшка и зависимый человек не нашли взаимопонимания? Пришел он на исповедь, рассказал свою жизнь, батюшка в ужасе — отказал в причастии: бросишь это все, тогда приходи. Что делать человеку, он в отчаянии.
— Я не всегда разрешаю причащаться алкоголикам и наркоманам, если человек не дает мне твердого обещания бросить это. Если он не решился на борьбу не на жизнь, а на смерть с этим недугом, я такого человека тоже не допускаю к причастию. Но я стараюсь принять его с любовью, объясняю, что с этим грехом нужно бороться. Священник должен принимать с радостной улыбкой человека, который приходит на исповедь. И ни в коем случае не прогонять его. Человек приходит не к священнику, а ко Христу. И, прогоняя его, мы являемся уже не пастырями, а волками. Может быть лишение причастия, как исправительная мера. Иногда священник может позволить себе сказать что-то резкое, строгое, если это не оттолкнет человека от церкви, а послужит его исправлению. Другое дело, если человек приходит на исповедь и говорит: я грешил и буду грешить, это все не грех. Легкие наркотики — это не так страшно. Я ж тяжелые не принимаю. Такому человеку нужно объяснить, что, либо ты каешься в грехе, либо исповедь не принимается.

— Какая модель организации медицинской помощи нарко- и алкогольнозависимым представляется Вам предпочтительной?
— Мне кажется, очень большое значение имеет фактор личности. И успешной очень часто является не какая-то абстрактная модель, а дело, которое возглавляет какая-то яркая личность, и от этой личности зависит очень многое, как и от личности священника. Можно осуществлять любые методики, если они дают возможность исцелиться. За исключением методик, которые искажают церковное учение или культивируют другие, замещающие страсти.

— Можно ли собороваться наркоману, если грехи были забыты в состоянии опьянения?
— Конечно можно, он же не помнит их. Грех, совершенный в состоянии опьянения, остается грехом даже вдвойне, во-первых, человек грешен тем, что пришел в это состояние опьянения, а во-вторых, тем, что он в этом состоянии сделал. Это не оправдание греха, что я был пьян и все забыл. Зачем ты стал пьян, зачем ты омрачил себя, зачем потерял чувство стыда, заглушил это естественное чувство, данное Богом человеку, зачем ты потерял ясность своего рассудка?!

— Как вести себя, когда наркоман или алкоголик тиранит детей и близких? Как жить с алкоголиком и наркоманом в семье?
— Нужно относиться к нему, как к больному человеку, молиться о нем, и нужно его все-таки жалеть и понимать. У нас в квартире жил алкоголик, дядя Володя. И он иногда вел себя крайне агрессивно. И моя жена однажды, когда он был в таком состоянии, подошла к нему и сказала: «Володенька, как тебе тяжело! Бедный…» И он сразу успокоился и заплакал: «Да, как мне тяжело». И, таким образом, она его уложила отдыхать. Когда человек находится в состоянии аффекта, опьянения, бесполезно с ним о чем-либо говорить, взывать к его совести. Когда он протрезвеет, тогда с ним и нужно поговорить.

— Когда следует проявлять твердость с зависимым членом семьи? И что делать, чтобы его не провоцировать?
— Нужно проявлять твердость, когда он просит деньги на водку или на наркотики. Ни в коем случае не поощрять его страсть. А во всем остальном нужно быть с ним очень внимательным, вежливым, тактичным, потому что у него израненная душа. Как мы поступаем с больным членом нашего тела? Мы его оберегаем. Стараемся не травмировать. Нельзя его подвергать большим переутомлениям, сильным переживаниям, которые могут привести к срывам, нужно поддерживать мирное состояние души, чтобы у него не было повода снять стресс с помощью водки или наркотиков.

— Допустим ли развод с алкоголиком или наркоманом, который на протяжении многих лет отказывается от лечения? Или нужно нести свой крест до конца?
— Конечно, очень тяжелое дело жить с таким человеком. Сами по себе алкоголизм и наркомания не являются поводом для развода. Но если в этом состоянии человек угрожает жизни и здоровью своих близких, или хочет покончить с собой, или совершает какие-то богохульные действия, и все это происходит не разово, не эпизодически, а постоянно, то тогда лучше развод. Церковь вообще разводы не благословляет, она может констатировать разрушение брака. Если один из супругов так агрессивно себя ведет, значит, он брак уже разрушил, и, значит, человек, связанный с ним узами брака, свободен. Церковь может констатировать факт разрушения семьи, но не может дать благословление на развод.

— Как спасать утопающего?
— И алкоголизм и наркомания это тяжелые и страшные грехи. Нужно с сердечной молитвой обращаться к Богу и просить Бога о помощи. Не прерывать с этим человеком общение любви. Сопереживать ему, сострадать ему, сохранять с ним контакт. И тогда эта любовь даст силы переносить все и не отвернуться от него, и подскажет слова. И нужно иметь терпение, потому что от этих недугов избавляются мучительно долго, но все-таки избавляются. Я знаю достаточно много случаев излечения, и все они связаны с тем, что этого человека кто-то любил, не оставлял.

— Можно ли вылечить алкоголика, тайно от него, добавляя в пищу лекарства, вызывающие отвращение к алкоголю?
— Если человек сам не хочет бросить пить, то никакие подмешивания не помогут. В этом процессе должна участвовать его добрая воля.

— Вызывать ли скорую помощь при передозировке или предоставить все воле Божьей?
— Если наркоман умрет от передозировки, он будет самоубийцей. Когда человек сует голову в петлю, или пытается броситься с балкона, а мы ничего не предпринимаем, это же грех, и соучастие в грехе. Конечно, следует вызвать скорую помощь и вернуть его к жизни.

— Следует ли причащаться завязавшему алкоголику, ведь в богослужении используется вино?
— Если алкоголик верит, что он причащается Кровью Христовой, то никак это на него не повлияет. Запивать он, может быть, вином не будет. Но причастие само по себе никак не может ему повредить, потому что это не вино, а Кровь Христова. А если он не верит, то ему и причащаться нельзя.

— Может быть, следует категорически воспретить православным употребление алкогольных напитков в любой форме?
— Это будет уже не православие. Больному человеку пить вино не следует, а человеку здоровому… Есть культура застолий, «вино веселит сердце человека». Умеренное употребление вина не только не вредит, но и улучшает здоровье. Иногда даже врачи прописывают ложку кагора в день, для укрепления организма. Нужно учить людей правильно относиться к алкоголю. А не совсем его искоренять.

— Наша газета называется «Независимость личности». Что понимает под не
зависимостью личности Церковь?

— Свободу от греха, свободу от дьявола. Современные люди часто говорят о независимости от Бога, о независимости от морали, о независимости от установлений общества и исторических традиций. Но, осуществляя свою независимость, люди неминуемо попадают в лапы дьявола. Нельзя быть независимым от ограды, которая ограждает пропасть, нельзя ее не замечать, и наша жизнь имеет некоторое ограждение — эти правила. Нельзя быть независимым от Бога, потому что нельзя быть независимым от источника жизни, можно жить независимо от света: спуститься в подвал, яму, ущелье, в пещеру и там жить, это будет независимость от света, но это глупая независимость. Нельзя быть независимым от источника радости. Надо быть независимым от греха, от произвола. Человек должен иметь свободу, а не произвол. Свободу, а не рабство греху.

— Назовите три самые главные вещи, которые должны делать родители, чтобы уберечь детей от этой напасти?
— Молиться Богу. Любить своих детей и жить по-христиански.

— Разумен ли жесткий контроль со стороны родителей?
— Конечно. Но этот контроль не должен быть демонстративным. Как говорил один замечательный психиатр — железная рука в бархатной перчатке.

— Какие люди более подвержены соблазну?
— Я не могу выделить какую-то общую черту. Самые разные люди подвержены — и умные, и глупые, и образованные, и простые, злые и добрые.

— Что может и должен сделать каждый для своих страдающих братьев?
— Молиться о них, не подавать им соблазна и по мере сил помогать им.

— Чего нельзя делать ни в коем случае?
— Ни в коем случае нельзя осуждать.

Беседу записала Наталия ВОЛОХОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?