Продолжаем серию учебных видео-инструкций для родителей детей с ДЦП. Сегодняшнее занятие о том как можно наладить общение с ребенком, если он, в силу своих особенностей, пока не говорит. Об опыте Развивающего центра для детей с ДЦП «Елизаветинский сад» рассказывает его методист Светлана Ариапова:
Мы работаем с детьми у которых тяжелые формы ДЦП. Значительная часть из них не владеет речью. Поэтому перед нами возник вопрос: как же общаться с такими детьми?
Зачастую родители дома понимают что хочет их ребёнок – допустим, в туалет или попить – но, как только он попадает в иную среду с совершенно незнакомыми людьми, оказывается, что его никто не понимает. Такие дети раздражаются, плачут, сердятся. Как наладить с ними общение?
Мы долго искали способ понимать детей, которые не говорят словами. И подобрали систему обмена карточек PECS, которая изначально была создана для людей с РАС – расстройством аутистического спектра – а оказалась удобна и для наших детей с ДЦП.
Как понять, что эта система подходит и с чего начать?
Сначала, мы смотрим как ребенок сообщает нам о своих нуждах, хочет ли он вступить в диалог и хватает ли ему средств коммуникации? И, если мы видим, что ему чего-то не хватает, на помощь приходят первые две карточки «нет» и «да».
Поскольку дети с двигательными нарушениями не всегда могут сделать кивок или показать рукой в нужную сторону, эти карточки мы приклеиваем (при помощи липучки) на длинную полоску из картона с противоположных сторон. Тогда ребенок может глазами показать: либо влево – «нет», либо вправо – «да».
Какие еще могут быть карточки и как их использовать?
Дальше мы наблюдаем за ребёнком и стараемся понять: видит ли он на карточке картинку, понимает ли эту картинку и соотносит ли картинку и ее значение? Если это понимание есть, тогда у ребёнка появляется свой набор карточек, которые обозначают события в течение дня в группе – расписание дня. Карточки выкладываются в порядке следования друг за другом в альбом и так же крепятся на липучках. Перед тем как перейти к очередному мероприятию, мы вместе с ребенком отрываем очередную карточку и кладем ее в корзинку.
Таким образом, расписание можно использовать для развития коммуникации, спрашивать: «Что сейчас? Что потом?» И в конце дня, когда все события завершились с ребёнком можно пообщаться, собрав все карточки, спросить его: «А ты помнишь, что было сегодня в начале дня?» Даём возможность выбрать и приклеиваем на место. «Ты играл или ты к Татьяне Юрьевне ходил на музыку?» Он показывает: «Играл» и так далее.
Расписание нужно только для занятий вне дома?
Родители могут сделать такое расписание для дома, чтобы снять у детей тревожность. Часто бывает, что ребёнок капризничает, а родители не понимают почему. Оказывается, что ребёнок просто не знает что с ним будут делать дальше и от этого раздражается.
Был такой случай: как только семья собиралась и садилась в машину, девочка начинала капризничать. Оказалось, она думала, что ее везут к врачу. А ехали, например, в магазин или на прогулку. То есть, если бы ей как-то сообщили, что мы садимся в машину и едем на прогулку или в магазин, я думаю, что она бы, конечно, не плакала.
С какого количества карточек стоит начать?
У ребёнка, конечно, не сразу появляется полный набор карточек. Начинаем с одной. Если видим, что ребёнок понимает, добавляем еще одну – и постепенно, может быть, в течение месяца объём карточек доводится до объёма расписания.
Дома родители могут делать свои карточки «поездка к бабушке», «просмотр мультиков» или карточки с нуждами «пить», «в туалет», «хлеб», «еще», «конфета» и так далее на ваше усмотрение. Карточки с нуждами должны быть в постоянном доступе у ребенка (мы приклеиваем их на столик ортопедического кресла), чтобы он мог в любой момент ими воспользоваться.
Как ещё можно использовать карточки?
Мы используем карточки и для того, чтобы, например, с детьми выйти в кафе. Заранее смотрим какие десерты есть в меню, выбираем три основных и два напитка. Делаем карточки и вклеиваем их в альбом. Тогда в кафе ребенок может не только сам выбрать что ему хочется, но и отдать свой альбом официанту – сделать заказ.
Еще мы делаем коммуникационные книги по нашим выходам в свет, скажем так. Дети любят рассматривать фотографии, искать на них себя или знакомых. Например, мы сходили в Третьяковскую галерею и сделали книгу, в которой видно куда мы ходили, кто с кем ходил, что мы смотрели. Часть информации оформлена в виде карточек и можно вместе с ребенком вспомнить как все было: «Посмотри, кто это? Саша. А Саша с кем ходила? С мамой или с воспитателем. Экскурсовод нам показывал картины. Какие? Вот эту или вот эту?». Дети с удовольствием ищут себя, друзей, маму, приклеивают карточки на разных страницах – это замечательный способ общения с ребенком.
Заговорит ли когда-нибудь ребенок, если привыкнет общаться с помощью карточек?
Многие родители боятся, что, если дети начнут пользоваться карточками, они не заговорят никогда, потому что тайная мечта каждого родителя – чтобы всё-таки ребёнок мог словами выразить свои потребности и словами общаться.
Это – большое заблуждение. Наоборот с помощью карточек происходит стимуляция коммуникации, то есть ребёнок хочет общаться, начинает строить предложения в голове. Карточки как раз и стимулируют к возникновению речи.
Что можно почитать на эту тему?
Карточки, которые мы используем для налаживания коммуникации с детьми, называются карточки PECS. Эта система существует довольно давно и написано множество исследований на эту тему. Советую обратить внимание на эти три книги:
– «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS»;
– «Введение в альтернативную дополнительную коммуникацию»;
– «Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, а также расстройства аутистического спектра».
Предыдущая серия о правильном позиционировании ребенка с ДЦП при помощи укладочных подушек.