Группу дневного пребывания для детей-ивалидов при Марфо-Мариинской обители, являющуюся одним из проектов Православной службы помощи «Милосердия», посетил Карло Рива – руководитель общественной благотворительной ассоциации семей и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Л’Абилита», функционирующей в Милане.
«У семидесяти процентов детей с диагнозом ДЦП сохранен интеллект, – утверждает итальянский реабилитолог. – Быть нормальным, это не значит ходить и разговаривать. Сознание, мысль – вот что в первую очередь нужно развивать у ребенка. Не упустите этого шанса»
Карло Рива утверждает, что можно создать условия для полноценного развития особых детей, предлагая их семьям компетентную помощь, распространяя культуру внимания к таким детям. Итальянская ассоциация «Л’Абилита», работая в одной сети с медико-социальными службами города и частными социальными инициативами, постоянно распространяет свой опыт. Итальянский специалист уверен: необходимо смотреть на обучение ребенка с ограниченными возможностями не только как на образование в рамках учебного заведения: школы, детского сада, но и как на воспитание в целом. Нужно выявить у ребенка его максимальные способности для того, чтобы он мог, насколько возможно, жить самостоятельно в мире людей.
Не просто игра
Большое внимание Карло Рива уделил игре в жизни особого ребенка. Как с ним играть? Как планировать и включать обучение игре в индивидуальную программу развития ребенка? Какие специальные методы нужно использовать для развития игровой деятельности?
Марфо-Мариинская обитель. В доме на заднем плане располагается группа дневного пребывания для детей-инвалидов – один из проектов Православной службы помощи «Милосердие»
Сегодня в гостях у местных специалистов – директор итальянской общественной благотворительной ассоциации семей и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, «Л’Абилита» Карло Рива.
Ассоциация осуществляет инициативы по сопровождению семей, имеющих детей с инвалидностью в возрасте до 11 лет. Ее целью является создание условий для полноценного развития детей, предложение их семьям компетентной помощи и распространение культуры, внимательной к правам детей с ограниченными возможностями здоровья. Ассоциация работает в одной сети с медико-социальными службами города и частными социальными инициативами, постоянно распространяет свой опыт посредством специальных публикаций, выступлений и общественных инициатив
Логопед Наталья переводила слова итальянского коллеги. Она работает в лекотеке при одном из московских детских садов. Когда ей предложили заниматься с особыми детьми, начав с нуля, она ходила везде, где только могла чему-нибудь научиться. «В определенный момент, – вспоминает Наталья, – наступил кризис, когда тебе надо кому-нибудь показать, чему ты научился, тебе нужен более опытный товарищ, который исправит ошибки. Стали искать и здесь никого не нашли, никто не согласился придти к нам и посмотреть, что мы делаем…»
«…В то время, – продолжает педагог, – я часто ездила в Италию.
Случайно попала в центр Карло Рива, где меня поразили красота и человечность, то отношение, с которым они работают с особыми детишками. Карло Рива с коллегами создали дневной центр, чтобы дать детям возможность раскрыть свой потенциал. Мне ужасно понравилось то, что они делают и Карло пообещал: «Я приеду к вам в гости»
И, сдержав слово, приехал. И сказал: «Особый ребенок не значит – больной. В ваш дом не вошел траур, жизнь ребенка только начинается…».
Когда ребенку рядом с диагнозом дописывают слово «необучаемый», это вовсе не значит, что он не может развиваться и должен годами лежать в кровати и монотонно плакать. Он такой же ребенок, ему очень хочется получать новые впечатления, играть, радоваться
Проблемное поведение исчезает, когда ребенку становится интересно
Ребенок развивается с помощью игры
Тактильные ощущения – необходимый опыт в развитии маленького существа
К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход
Нужно дождаться реакции ребенка, даже если на этот уйдут не секунды, а несколько минут
Знания о мире необходимо расширять и с помощью изображений
Если ребенок хочет кушать, но не способен это выразить словами, он может указать пальчиком на карточку с изображением ложки
Для игры с мелкими деталями особому ребенку удобней использовать коробку
Каким образом мотивировать активность ребенка, чтобы его игра стала возможностью для его развития?
«Не думайте, что основная ваша задача –любыми способами научить ребенка писать, читать, считать. Вы можете его этому научить, а при определенных диагнозах – не можете. Главное, что нужно учитывать – его реализация как личности. Он может расти и развиваться должным образом только в игре», – подчеркнул Карло Рива.
Когда ребенку рядом с описанием диагноза дописывают слово «необучаемый», это вовсе не значит, что он не может развиваться и должен годами лежать в кровати и монотонно плакать. Он такой же ребенок, ему очень хочется получать новые впечатления, играть, радоваться, но многие лишь с жалостью смотрят на него.
Что же такое игра? Все дети играют, потому что им это нравится, они получают от игры удовольствие. Когда специалист ЛФК просит ребенка во время упражнений потянуть руку влево, а он этого не делает, напрашивается вывод о том, что он ничего не понимает. Но стоит положить слева яркий мяч, как ребенок тут же потянется в эту сторону. Почему? Потому что игра – часть жизни ребенка. Не упражнения, не лечение, а игра, которая приносит радость. От нее и нужно отталкиваться при достижении разных целей.
«Я могу вас заверить, что у 70% детей с ДЦП нет умственной отсталости, сказал Карло Рива. – Они все понимают и знают, что им хочется. Это мы их не понимаем. Чтобы развиваться, им нужно пережить опыт, который переживают все обычные дети: походы в музеи, кино и т.д. Но часто происходит так: мама плачет и говорит: «Мой ребенок больной». Конечно, он мычит, у него слюна течет, руки-ноги искорежены, о каком интеллекте можно говорить? Зачем ему цирк? Что он в нем поймет? И он остается дома. А в детском интернате часто вообще, лежит в самом тяжелом отделении и смотрит в одну точку. Станет скучно – он плачет, выгибается, начинает неадекватно себя вести, и это тоже мы приписываем болезни. А с ним нужно, как с обычным ребенком, играть, веселиться, что-то рассказывать, куда-то водить».
Конечно, с ребенком, страдающим тетрапарезом, играть непросто. Он не может и ухватить игрушку рукой, но ведь ему этого так хочется! Если ребенок не может схватить руками машинку – это его страдание. Да, не получается. Но ведь эти дети не отчаиваются, пробуют снова и снова.
А нам, взрослым, нужно им помочь: немножко переделать игрушки, добавив необходимые детали. Нигде в мире не существует магазинов для детей с ДЦП, но можно, к примеру, взять дверные ручки и приделать их к машинке – за нее будет легко хвататься. Чтобы играть в песочнице, нужна лопатка, но ее тоже тяжело взять. Берем поролон, обматываем им рукоятку предмета, увеличивая его диаметр – ребенку гораздо легче его удержать. Нравятся книжки, но трудно перелистывать страницы? Выход прост: прикрепить к страничкам прищепки или приклеить палочки от мороженого. Вот так, буквально по шагу можно сделать мир ребенка безбарьерным, его возможности – не столь ограниченными.
Право на выбор
«Запомните, ваши дети не больны, – сказал Карло Рива обращаясь к мамам. – Да, у них имеются особенности развития. Это всеобщий человеческий фактор, в нашей жизни есть болезнь, есть смерть, есть счастье, а есть дети с особенностями развития. И на нас лежит ответственность за то, насколько они будут развиты, как личности».
Ребенок лежит, ребенок сидит. Его взяли – повели есть, потом понесли в комнату. Но ведь это неправильно: так он никогда не порадует вас новыми возможностями. Мы не должны допускать мысли о том, что у них нет собственных размышлений. Им надо постоянно давать возможность выбора. Надо найти способы, с помощью которых ребенок может высказать свои предпочтения, научить ребенка выражать мысли. Не может сказать? Постарается объяснить жестом. Не может двигаться? Взглядом, мимикой. Но он не будет растением, которое мы сами из него делаем.
Одна из структур «Л’Абилиты» – для младенцев, от которых отказались родители. С самого рождения с ними ведется реабилитационная работа, параллельно с поиском приемной семьи (структура находится на государственном обеспечении с 2011 года)
Социальные педагоги внимательно слушали итальянского коллегу
Многие вещи, о которых говорил маэстро, стали для них открытием
Так, – считает педагог, – мальчик целый день лежать не должен, в таком положении он видит только потолок. Лучше его посадить
Самую частую ошибку, по мнению Карло Рива, совершают педагоги и врачи с традиционным подходом. В первую очередь, они долго пишут о том, чего ребенок не может. Но лучше начать со списка того, что он может, он будет гораздо длиннее
Нужно выявить у ребенка его максимальные способности для того, чтобы он мог, насколько возможно, жить самостоятельно в мире людей
Когда специалист ЛФК просит ребенка во время упражнений потянуть руку вправо, а он этого не делает, можно решить, что малыш ничего не понимает. Но стоит положить справа яркий мяч, как ребенок тут же потянется в эту сторону
Групповых занятий быть не может. С каждым ребенком необходимо преследовать индивидуальную цель
Полноценный процесс воспитания ребенка с ОВЗ может осуществляться только в рамках взаимодействия всех взрослых, включенных в этот процесс: учителей, воспитателей, специалистов, врачей, родителей
В завершении практического занятия преподаватели представили маленьким зрителям театрализованное действо
Сказочные персонажи приближались к малышам вплотную
Дитя зачастую начинает плакать тогда, когда остается без внимания.
На снимке: Миша очень огорчился, когда услышал, что спектакль закончен
За два часа гость успел объяснить очень много
В конце реабилитации нередко
происходит чудо: ребенок, который, казалось, не проявлял признаков интеллекта, начинает общаться и радоваться жизни
«Истинность нашей любви ко Христу, преданность Ему мы можем выразить утешая других людей. Именно так мы отдадим Ему всю свою жизнь»
(святая прмц. вел. кн. Елизавета, основательница Марфо-Мариинской обители)
Особые дети дарят и особое тепло
Перед проведением семинара итальянский специалист осмотрел каждого ребенка в группе дневного пребывания. И не было ни одного малыша, даже самого тяжелого, к которому Карло Рива не нашел бы подхода. Каждый смог объяснить доступными ему способами, какую игрушку он хочет, что он любит кушать. «Развитие в выборе, – напоминал он, – означает, что вы не просто даете ему куклу, а спрашиваете: «Ты хочешь куклу или мяч?». Он ничего не ответит, ни сейчас, ни через три минуты, но через пять – сумеет объяснить. Дождитесь его реакции, не спешите. Так и в еде, и в одежде: «Ты будешь йогурт или банан? Наденешь красную футболку или синюю?». Не смотрите на него как на тело, которое нужно накормить и одеть, дети прекрасно понимают нашу речь, но не могут быстро войти в эмоциональный диалог. Не говорить – не значит не понимать речь. Даже если ребенок просто наклонится в сторону любимой игрушки – это уже его общение с миром. А если злится, постоянно плачет – это проявление неспособности сообщить о том, что его тревожит. Он очень хочет что-то донести до нас – но не знает как. В результате мы просто ужасаемся его поведению. Но как будет вести себя каждый из нас без возможности что-то сообщить? Я в вашей стране, не зная русского языка, тоже ощущаю себя ребенком с диагнозом ДЦП. Без переводчицы я не могу даже хлеба купить. Особые дети ощущают это постоянно. Но их очень легко научить все объяснять с помощью легко меняющихся картинок, жестов, даже изображений на iPad (ведь до экрана достаточно дотронутся пальцем) – и все, проблемное поведение тут же исчезнет. У большинства же главное впечатление о ребенке складывается при взгляде на его тело. Поверьте, в этом, поврежденном спастикой теле есть много важного, смышленого и интересного внутри».
Плюс вместо минуса
Самую частую ошибку, по мнению социального реабилитолога, совершают педагоги и врачи с традиционным подходом. В первую очередь они долго пишут о том, что ребенок не может: не умеет читать, не держит голову, не пишет, не ходит и т.д. Но лучше начать со списка того, что он может, и этот список будет гораздо длиннее – на него и нужно опираться в последующем, отталкиваться от способностей ребенка, а они у него, несомненно, есть. Например, мальчику нравятся машинки. С их помощью можно изучить цвета. Не показывать – «Это красный цвет», «Это желтый», а говорить: «Смотри, поехала красная машина, догоним ее желтой!». С помощью той же машинки изучить понятия «под», «над», «внутри», «снаружи».
Монотонный мир?
Быть нормальным, уверен Карло Вира, это не значит ходить и разговаривать. Нормальности как таковой не существует, потому что мир разнообразен: «Представляете, если бы все вокруг было одинаковым? Мы бы жили в монотонном мире. Есть всем известный ученый физик, у которого шевелится лишь один палец. Сознание, мысль – вот что в первую очередь нужно развивать у ребенка. Не упустите этих шансов. Не дайте ребенку подумать, что вы считаете его ни на что не способным. Мы все время торопимся, а такие дети заставляют замедлить шаг и прислушаться к ним. Мы можем позволить им стать самостоятельными даже вовсе без рук и без ног, но с развитым сознанием. Пусть ребенок выбирает, учится, живет! Он будет знать, чего хочет в своей жизни, и должен быть уверен, что ему помогут. Все дети мира играют, они узнают великие вещи, смеясь, потому что грань между обучением и игрой незримо тонка. Но если ребенок находится под строгим взглядом диагностирующего врача, он не чувствует себя свободным. На него сыплются новые и новые диагнозы. А каждый диагноз – это ураган, врывающийся в дом. Родители, ожидающие ребенка, представляли его совсем другим, а он родился с тяжелыми проблемами. В семье начинается траур. Но траур – это смерть, это значит: что-то закончилось. А перед нами – жизнь, которая только начала свой путь, мы должны научиться жить с таким ребенком, радоваться с ним, адаптироваться под него. Не позволяйте инвалидности малыша поглощать вашу жизнь. Пусть вместе с вами он узнает всю красоту мира, которая ему, как и всем детям, доступна в своей полноте».