Православный портал о благотворительности

«Каритас» – значит Милосердие

Все два дня разъезжая по различным католическим социальным проектам у нас на родине, мы, честно говоря, немного приуныли. Но то время, которое провели рядом с Фредди и его друзьями — было полезно и приятно. Радостно было видеть человека, для которого его работа, это его жизнь и все сердце отдано на служение ближним. А служение ближним — дело общее

«Каритас» — в переводе с латыни значит «Милосердие». Так называется наш сайт.
А еще так называется католическая благотворительная организация, распространенная на всей территории России.
Наши сестры, Настя и Катя, работающие в психоневрологическом доме интернате для детей инвалидов №11, поехали в «Каритас» Санкт-Петербурга с целью обмена опытом по работе с детьми инвалидами. Я поехала с ними, как корреспондент, и вместе мы путешествовали по социальным учреждениям католической церкви в Санкт-Петербурге целых два дня.

Первый день
В Питере было мокро и тепло. Я встречалась с Настей и Катей около метро. Мы должны были пойти в католический приход «Сердце Иисуса», где находится одно из подразделений благотворительной организации «КАРИТАС», занимающиеся организацией патронажной помощи родителям, воспитывающим детей инвалидов. И не только детей. В этом центре им оказывают помощь и в обучении и в лечении и лекарствами и психологической поддержкой.

Мы попали в удачное время. Как раз сейчас должны проходить занятия с родителями, ухаживающими за своими больными детьми на дому. Нам особенно интересно было, как будут здесь рассказывать об этом, так как в училище сестер милосердия, которое мы все трое оканчивали, нас тоже обучали приемам ухода за лежачими больными.
И вот мы заходим, вместе с родителями, в комнату для обучения, где есть все, что необходимо для ухода за лежачим больным.

Наша преподавательница начинает занятия. Сначала надо выбрать добровольца, или по-простому — «подопытного», для наглядного показа навыков.

Такие быстро нашлись.




Многое мы увидели, многое рассказали сами. Всегда полезно поделиться опытом друг с другом. Правда, мы все трое сразу признали, что в нашем училище нас учили лучше. Мы и знаем больше, и навыки остались даже у меня, уже давно не работающей в больнице. Но, поскольку, дело это для них более новое, все мастерство впереди.
0187

А вот про простыни специальные, со скользким покрытием, на которых можно подтягивать больных, мы только слышали. А увидели здесь. Настя с Катей так сожалели, что эта замечательная идея, еще не прижилась у нас.


Про такую ванну мы знали. Интересно было подумать, насколько она удобна в условиях больницы, когда на одну сестру много больных. Но сама «штука», конечно, отличная. Ведь так важно этим больным побыть в воде, поплескаться. Такой возможности у них обычно не бывает.



Среди слушателей курса была удивительная женщина – Светлана Генриховна, которая вдвоем с мужем воспитывает и лечит внука, страдающего тяжелым системным заболеванием, поражающим клетки центральной нервной системы. Сама Светлана Генриховна, сестра милосердия сестричества во имя св. великомученицы княгини Елизаветы. И у нее есть награда за вклад в дело Русской Православной Церкви. Она нам рассказала, как, чудесным образом, через добрых людей и через этот центр «Каритас», ей достали очень дорогое лекарство, без которого ее внук не может нормально существовать. Только оно тормозит разрушительную работу цитомегаловируса, которым он болеет.
Мы побывали у нее в гостях. Посмотрели, как она обустраивает быт такого больного ребенка.








Даниил очень любит смотреть на кассете Пасхальное Богослужение с Патриархом. А еще бабушка научила его читать. Правда, писать ему тяжело. Даня ходит в специальную школу. Сидеть он там не может, поэтому его кладут в коридоре, между партами.

Целый рабочий день прошел незаметно. Наступил вечер, и мы попробовали все таки попасть к св. блаженной Ксеньюшке. Приехали на Смоленское кладбище, а часовню уже закрыли. Помолились мы около, да и поехали «домой», где нас поселили братья католики.
Ночлег нам был устроен в здании самого центра «Каритас». Находится это далеко, в районе Коломяги. Ехать пришлось долго. Да и на остановках пришлось поплутать. Наконец добрались. Завтра тяжелый день. Надо успеть в три места. Слава Богу, первое намеченное посещение должно быть прямо в здании «Каритас». Тут находится дом для престарелых. Но это все – завтра.

Дом старости




Рано утром, спустившись на этаж ниже нашего, мы попали в уютный коридорчик. В светлой комнате, больше похожей на гостиную, чем на столовую, ворчал телевизор и пахло чем-то вкусным. Накрывали на стол.
Почему-то я слышала, как это место называют хосписом, но здесь скорее богадельня, ведь сюда не берут больных раковыми заболеваниями, с тяжелыми воспалительными, гнилостными процессами. В основном в этом доме находятся просто пожилые люди, которые не могут сами обслуживать себя в полной мере. Они там живут, гуляют, занимаются разной, несложной работой. Всего этаж рассчитан на 18 коек, но сейчас занято только 15. Четыре из них заняты лежачими больными.


Нам показали, как устроено место больного, его жизненная территория: тумбочка, кровать, ванна.


В здании есть костел. Посещение костела добровольное. Раз в неделю администрация приглашает православного священника. А католический священник ходит каждый день. Некоторые из подопечных богадельни приняли католичество.



Под крылышком у Дорис
Позавтракав, мы поехали в следующее заведение католического социального проекта «Каритас» в России. Это можно назвать домом временного пребывания. В этих двух, смежных квартирах, в домашней обстановке, могут побыть те инвалиды, которые живут совсем одни — тут они могут отдохнуть от каждодневных забот — или те, у кого ухаживающие за ними, уехали в отпуск. Адрес этого дома, который ласково назвали «под крылышком у Дорис», дают инвалидам в районных центрах социального обслуживания. Могут проживать самые разные инвалиды. Главное условие, что бы они сами себя хотя бы частично, обслуживали. Перед спонсорами ведется строгая отчетность за расход денег на продукты. И все организационные вопросы решает один спонсор, без участия священника, окормляющего этот проект. Вообще, я так поняла, что спонсор полный хозяин ситуации.
А те, кто там работают — энтузиасты. Не смотря на то, что поддерживается проект центром «Каритас», весь ремонт сделан силами добровольцев.




Бабушки все или православные, или не верующие. Работники все разного вероисповедания. При приеме на работу, как нам рассказали, это не учитывается.
Там мы пообедали. Очень вкусно.

У Фредди
Далее нас ждало самое нужное нам посещение. «Центр поддержки молодых людей с ограниченными возможностями им. Еп. Малецкого», или Центр творческой адаптации.. Здание , где он размещается, было построено в конце девятнадцатого века католическим благотворителем, епископом Малецким, для приюта. После революции в нем разместилась библиотека. И вот теперь опять благотворительное учреждение. Правда, пока библиотека еще хозяйка, а центр для работы с психоневрологическими инвалидами (в основном это люди с синдромом Дауна), занимает один из этажей.

Руководит центром Фредди.


Родом Фредди из южной Америки. В Петербурге он давно, с 1997 года. Окончил Санкт-Петергбургский университет, психфак и теперь работает в центре. На вопрос — Как Вы стали работать здесь, как стали католиком? — с удовольствием рассказывает, что в начале это была его практика, как психолога. Потом его стали все чаще просить о помощи в каких-нибудь делах центра. Он стал все чаще и чаще бывать костеле св. Екатерины, и так, постепенно, он стал верующим человеком и полноценным организатором и руководителем проекта.
— Сначала они были моей работой, — Говорит Фредди. — а теперь это мои друзья.


Настя с Катей расспросили Фредди о том, как он организует учебный процесс. Ведь и они хотели бы организовать что-нибудь подобное у себя на работе, в психоневрологическом доме-интернате №11.

Главные задачи — создание для них трех основных условий жизни любого взрослого человека. Работа, круг друзей, досуг. Если у этих молодых людей в результате занятий все это появиться — они будут счастливы, и работу можно будет считать успешной.
Самое важное здесь — найти человека, который может делать что-нибудь своими руками. Лепить, вырезать, склеивать, раскрашивать. Это очень важно. И еще очень большая проблема, по какому принципу распределять людей по группам для занятий. По работам, или по силе группы? Ведь способности и степень ограниченности возможностей у всех подопечных разная. Одни неплохо разрабатывают мелкую моторику, а другим надо еще разговаривать учиться. Если со всеми вместе начать, например, делать аппликацию, то слабые быстро отстанут и дальнейшая работа станет невозможной. Поэтому решили, что лучше распределить всех по успеваемости. Для этого была разработана специальная диаграмма, показывающая, какие именно способности более ярко выражены у вновь пришедшего. В зависимости от этого его распределяют в группу — сильную, или слабую.

Занятия самые разные. С подростками ставят спектакли, лепят из глины, плетут из бисера, рисуют, разводят цветы, занимаются домоводством.










Причем, как говорит Фредди, главное не бояться, что что-нибудь с ними случится.


— Вот вы, когда пришиваете пуговицу, что, не можете уколоться? Вот и они могут. И что тут такого? Никто от этого не застрахован. Так можно их от всего оградить и они ничего не будут уметь. Конечно, очень трудно таких людей научить домашнему хозяйству. Даже сделать себе чай, для них большая проблема. Надо научить их алгоритму действий на кухне. Что бы не было так: сначала в чашку засыпают заварку, потом заливают все это холодной водой из под крана, а потом ставят на огонь пустой чайник. Сложно конечно, но можно.



Из таких формочек они делают свечки и продают их на ярмарках. Эти деньги тратятся на разные мелкие нужды — в основном материал для поделок и т.д.


Недавно, ребята съездили в большую поездку в Новгород великий. И были несколько дней вместе с преподавателями. Это было очень полезно и трудно. Ведь Фредди и его коллеги видят своих подопечных, в основном на занятиях, а не дома. Обычно три раза в неделю, молодые люди ходят из дома в центр на занятия. Только трое из 30-ти ребят не имеют семьи. Вот всем и представился случай познакомиться поближе. Фредди говорит, что будет продолжать эту практику поездок.
Когда мы покидали центр творческой адаптации, или как еще его называют в народе —«дом Малецкого», мы приободрились. Все два дня до этого, разъезжая по различным католическим социальным проектам у нас на родине, мы, честно говоря, немного приуныли. Но то время, которое провели рядом с Фредди и его друзьями — было полезно и приятно. Радостно было видеть человека, для которого его работа, это его жизнь и все сердце отдано на служение ближним. А служение ближним — дело общее.


Текст и фото Ирины СЕЧИНОЙ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version