Расписание – залог успеха
В одном помещении оказались заперты несколько детей разного возраста и их родители, которых перевели на удаленную работу.
Вроде бы сплошные плюсы – можно не вскакивать затемно, никуда не ехать, не опаздывать, да и вообще не снимать пижамы. На самом деле, как человек, почти всю жизнь работающий из дома, я точно знаю, что без четкого режима, жизнь очень быстро превратится в ад.
Дети будут считать, что у них почти каникулы, можно ничего не делать, и родители должны их развлекать. Родители начнут нервничать, потому что на работу не будет оставаться времени, их постоянно будут отвлекать и дергать. По моему опыту, только расписание, в котором прописано все до мелочей, может превратить жизнь семьи в карантине в действительно счастливое время.
Надо взять большой лист бумаги и записать дела всех членов семьи, их обязанности – старые и новые, часы, которые отводятся для учебы и отдыха, и, конечно, часы работы родителей. Я это делаю в виде большой сводной таблицы.
Хотя мы с удовольствием спали бы и до 11, опыт показывает, что оптимальный подъем для нашей семьи – это 8:00–8:30. Около 9 утра мы садимся завтракать, и потом – заниматься.
Через каждые полтора часа занятий стоит делать хороший перерыв на часовую прогулку или еду. В зависимости от возраста детей, двух или трех учебных блоков по полтора часа в день хватает, чтобы усвоить весь новый материал, закрепить его, сделать «домашку» и отправить ее учителям.
(Все дополнительные занятия мы перевели в онлайн-форматы.)
Когда мы сделали четкое расписание, в котором прописано, что в определенные часы родителей отвлекать нельзя, оказалось, что у нас появилось много дополнительного времени – на чтение, игры и просмотр фильмов. Днем в расписании нашлось место часовой прогулке.
И мы оговорили, что, если все дети дома, им нужно включиться в домашние дела.
Дистанционная учеба – родительская ответственность
В разных школах очень по-разному организуется обучение детей в этих новых условиях. И ответственность за учебу во многом ложится на родителей. Некоторых моих знакомых это возмущает. Но мне кажется, что в ситуации общемировой пандемии, когда за считанные недели меняется тот мир, к которому мы привыкли, каждый из нас вынужден принять новые условия и правила, хотим мы того или нет. И начать играть по ним.
Мы бы все хотели, чтобы дистанционное обучение было организовано сразу, безупречно, с индивидуальным подходом к каждому. Так, как это должно быть в идеальном мире. Но в реальности все происходит иначе. И в конечном итоге, именно от родителей зависит, как именно будет организован процесс учебы детей.
Помочь нам, родителям, в этом деле могут образовательные онлайн платформы. Например, Фоксфорд и Учи.ру. Мне кажется, Фоксфорд подходит больше для средней и старшей школы, Учи.ру – для начальной. И там, и там есть бесплатный контент.
В связи с карантином сделала бесплатным доступ к своим ресурсам платформа «Арзамас» – там вместе с детьми можно послушать лекции по истории, литературе, музыке и т.д. Здесь же, на «Арзамасе», есть хорошие и редкие мультфильмы и просто музыка. Бесплатными стали многие электронные библиотеки, а также трансляции из концертных залов и театров всего мира. В онлайн режиме доступны коллекции музеев – от Эрмитажа и Третьяковской галереи до Британского и музея Гуггенхайма.
Мне очень нравится идея дистанционной учебы. Не потому что я против школ. Нет, я всегда выступала за школьную жизнь, общение, разных учителей, умение налаживать контакты с разными людьми. Но мне очень жаль времени, которое мои дети часто проводят впустую, тратя его на дорогу и московские пробки.
Вынужденное дистанционное обучение – отличная возможность что-то изменить в привычном укладе. Кроме того, мне нравится решать новые творческие задачи.
Все дома: умереть, сойти с ума или делегировать полномочия?
Когда вся семья дома, у мамы остается меньше время на хозяйство, а обязанностей по дому – больше. Приходится много готовить, чаще мыть посуду и от разбросанных вещей никуда не деться. Что делать? Можно все взвалить на себя и погибнуть, можно не обращать ни на что внимания и сойти с ума.
Но есть и третий путь – делегировать полномочия.
Да, наши дети часто не приучены к труду, и, скорее всего, в штыки воспримут новые обязанности. Но можно попробовать поговорить с ними как со взрослыми – не просто сообщить им новые правила общежития, а сесть за стол переговоров.
Возможно тогда они отнесутся к происходящему с пониманием. Пусть выберут сами то, что им хочется делать по дому – пылесосить, мыть посуду, гладить белье или вытирать пыль. Главное договориться о зоне ответственности каждого. Но я бы также оставила для себя возможность просить о чем-то спонтанно.
Любое сложное дело при желании можно превратить в игру, квест, приключение и «Форт Байярд» – поучимся этому у Тома Сойера, который очень не хотел красить забор в воскресный день. Но в итоге мальчики выстроились в очередь, чтобы Том дал им его покрасить.
Тут очень важен личный пример. Конечно, мне не нравится мыть пол, но я так же терпеть не могу грязь. Я сообщаю всем, что буду мыть пол и не откажусь от помощи. Бодро напевая, я иду в ванну, беру ведро, наполняю его водой, лью туда специальную шипучую жидкость, включаю веселую музыку… Когда я проделала все это, честное слово, мои дети стали спорить, кто будет первым мыть пол!
Если бы я с самого начала стала говорить, как это ужасно, тоскливо, как я не люблю мыть пол, но мыть его надо, ни один не стал бы мне помогать.
Конечно у нас не всегда есть возможность придумывать квесты и бодро маршировать со швабрами. В таких ситуациях я обещаю выдать премию тому, кто уберет-помоет-развесит. Какой может быть премия? Скажем, вечернее кино.
У нас дома не принято жить под работающий телевизор, собственно, мы вообще не смотрим телевизионные каналы, а подключили онлайн-кинотеатр. За небольшую плату у нас есть доступ к огромному количеству фильмов (включая документальные), мультиков и сериалов. Все они идут без рекламы и везде есть маркировка по возрасту, что очень удобно.
Для кино у нас есть лишь строго отведенное время. Почему я считаю, что это важно? Наши дети не знают ни в чем отказа, им доступно буквально все и в любых количествах. В 1980-е годы, когда мне было 6-8-10 лет, я знала, что есть передача «В гостях у сказки» по пятницам, что-нибудь в воскресенье и «Спокойной ночи, малыши!» в 20:00. Я не могла выбрать ни фильм, ни мультик. Наши дети вообще не понимают, как это.
Ситуация дефицита в данном случае – это хороший жизненный опыт, которого я не хочу их лишать.
Итак:правило №1: совместно обсуждаем стратегию выживания;правило №2: из любого сложного дела создаем приключение;правило №3: подаем личный пример и показываем хорошее настроение;правило №4: если не сработали первые три, то просто поощряем (создав заранее некий дефицит).
Отдыхаем без гаджетов
Почти все современные дети, как и мы сами, зависимы от гаджетов. Думаю, карантин – отличная возможность заняться чем-то еще. Если есть возможность переехать на время на дачу, это прекрасно!
Не буду описывать, как интересно наблюдать за пробуждением природы от зимней спячки – первые листочки и цветы, ручьи, в которых можно возиться, весенние запахи, теплое солнце. Никто не мешает соблюдать карантинный режим, гуляя в лесу.
Если уехать возможности нет, и вы сидите дома, то скоротать время помогут всевозможные настольные игры – от «Мафии» до «Монополии», новые всегда можно заказать по интернету. Можно разнообразить это кулинарными соревнованиями, чтением книг вслух, совместным приведением в порядок фотоархива и т.д.
Можно вспомнить детство и рассказать детям, как проводили свое время в их возрасте вы. Что ели, читали, смотрели, во что играли.
В первый же день изоляции мы вспомнили о «резиночке». Рассказали детям правила, отрезали кусок резинки, нашли в интернете информацию, так как помнили не все, и вот уже четвертый день подряд они прыгают вчетвером, благо, соседей у нас рядом нет.
Не знаю, что будет дальше, но пока самоизоляция мне нравится. Передо мной стоят новые творческие задачи, которые интересно решать. У меня есть возможность пообщаться с каждым из наших детей.
Мы можем сделать все то, на что никогда раньше не хватало времени.
Я всегда относилась к процессу воспитания детей как к узнаванию другого нового человека, на которого до какой-то степени ты можешь повлиять, но он все равно останется самим собой. Именно сейчас, когда так много времени мы проводим вместе, в каждом из них я стараюсь разглядеть своего будущего друга, с которым хочется быть рядом.