Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Карандаш надежды» – реальная история фантастического проекта

Люди, которые хотят сделать мир лучше – не всегда мечтатели, витающие в облаках. Адам Браун мечтал о том, чтобы у всех детей мира была возможность учиться

Адам Браун среди учеников

Фото с сайта interesmir.ru

Он открыл более 200 школ в отдаленных районах. Воплотить свой проект в жизнь 25-летнему американцу помогли социальные сети, в 2006 году соцсети еще никто не воспринимал всерьез. Свою деятельность Адам посветил бабушке Эве, которой удалось выжить в концлагере.

На взлете блестящей карьеры Адам Браун отказался от работы в корпорации, чтобы воплотить свою мечту – дать образование детям бедняков. За 5 лет он построил более 200 школ по всему миру. Он проделал удивительный путь и описал его в книге.

Книга Адама Брауна «Карандаши надежды» вышла на русском языке в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Это не только история грандиозного благотворительного проекта, но и человеческий документ, роман воспитания. Автор пишет не только об удачах, но и об ошибках. При желании книгу можно читать как приключенческий роман, для этого в ней достаточно описаний экзотических стран и моментов, когда герой был на краю гибели.

При этом – никакого пафоса, все честно. Книга – не мемуары, за мемуары Адаму садиться еще рано, описанные в книге события происходили совсем недавно. Сам автор задумывал книгу как мотивирующую, он хотел, чтобы читатели увидели, как можно превратить мечту в проект и воплотить ее в жизнь.

Адам Браун родился в 1983 году, вырос в городке Гринвич в штате Коннектикут. Адам был средним ребенком в семье. «Брауны – не такие как все» – таков был принцип его папы. Он учил своих детей стремиться к совершенству, причем целью было не умение произвести впечатление, а обрести нравственный стержень.

Папа Браун был зубным врачом и очень любил спорт. С 1995 года и по сей день он тренирует местную детскую баскетбольную команду. И отец, и мать Адама – потомки евреев, уцелевших во времена геноцида и перебравшихся из Венгрии в США. Бабушка Эва не только закармливала внуков вкусненьким, но и рассказывала им о том, что невозможно забыть, о том как выжила в нацистском концлагере. Адам с детства понимал, что его благополучие – плоды огромной работы двух поколений его предков. Такое понимание – редкость у подростков, но именно с него эта история и началась.

У Браунов часто обедали и ночевали ребята, приезжавшие на соревнования. Однажды в доме появились чернокожие африканцы, Сэм и Корнелио, эти скромные и целеустремленные мальчишки понравились Браунам, в разговоре выяснилось, что они приехали в Америку за образованием, вербовщики сманили и обманули мальчишек, чтобы сделать из них баскетболистов, обучение двухметровых африканцев не входило в их планы. Брауны прониклись судьбой способных мальчиков, оформили над ними опеку и отдали в школу. Адам помогал своим новым братьям адаптироваться в незнакомой стране, это было нелегко, ведь он только что поступил в колледж, но помощь Сэму и Корнелио была его осознанным решением.

Однажды Адам увидел документальный фильм «Барака», в картине были показаны обряды разных религий, пейзажи 24 разных стран, и был потрясен тем, как прекрасен и разнообразен наш мир, сколько в нем людей, жизнь которых совершенно не похожа на нашу. Впервые задуматься об этом его заставила история с африканскими приемышами, их целеустремленность и жажда знаний поразила его. Адам пересматривал фильм снова и снова, показывал его друзьям. Одна из сцен, где люди входят в священную для индийцев реку Ганг, особенно поразила Адама. В интернете он выяснил, что эту сцену фильма снимали в городе Варанаси, на левом берегу Ганга. «Я обязательно побываю в этих местах!» – решил он.

Можно ли верить словам второкурсника? Жизнь только начинается, и она так закрутит, что не то что в Индию, в ближайший парк не выберешься. Учеба, работа, семья, ипотека – в этом смысле у американцев все как у нас. Но Адам был юношей целеустремленным и о мечте не забыл. Он отнюдь не витал в облаках, с 12 лет активно зарабатывал, помогая родителям копить на колледж, учиться поступил сразу на несколько серьезных специальностей, к учебе относился ответственно и то и дело изобретал разные способы подработать, активно используя интернет.

Покинуть родительский дом в одиночку, увидеть мир стало его мечтой. Узнав, что для студентов организуется программа «Морской семестр», Адам не упустил свой шанс. Вместе с другими студентами он провел часть учебного времени в кругосветном путешествии. В самом его начале судно попало в грандиозный шторм, в том, что удастся сохранить корабль и жизнь, не был уверен даже капитан. Все обошлось благополучно, но Адам в очередной раз задумался о том, зачем он живет, в чем его цель и предназначение. Ребята увидели и реку Ганг, и джунгли Камбоджи, и много других чудес.

На память о путешествии товарищи Адама собирали сувениры, девушки фотографировали на фоне достопримечательностей своих плюшевых зверят и выкладывали фото в соцсети, но Адам выбрал для себя иной путь.

В каждой новой стране он спрашивал у одного местного ребенка: «О чем ты мечтаешь?» Он был очень удивлен тем, какие искренние ответы дают дети, никто не мечтал об айпаде или миллионе долларов, маленькая девочка хотела танцевать, а грустный мальчик мечтал, что мама вылечится от тяжелой болезни.

Самым простым было желание индийского сироты-попрошайки, встреченного Адамом неподалеку от мавзолея Тадж-Махал: «Я хочу карандаш!» Мальчик видел, как пишут и рисуют другие, но никогда не делал этого сам. Карандаш, который Адам вынул из своего рюкзака, был для него сокровищем, он взял его в руки с таким восторгом, как будто это был бриллиант.

В своей первой кругосветке Адам приобрел вкус к путешествиям налегке, с рюкзаком за плечами, без путеводителя и плана действий. Потом он не раз бывал в Индии, Камбодже, Сингапуре и Таиланде, знакомился с местными жителями, учился и учил. Однажды он провел несколько дней в глухой индийской деревне, обучая местного учителя английскому языку. О такой услуге попросил сам индиец, которого Адам случайно встретил на рынке. Знание английского – серьезный плюс в конкурентной борьбе, и Адам, который немного побаивался ехать в дальнюю деревню, хорошо это понимал. Индиец выбрал необычный способ обучения – он дал Адаму Библию на английском, которую тот вечер за вечером начитывал на старенький магнитофон.

Адам видел, что жители стран, где он побывал, ниже его ростом и слабее, что среди них много тех, кто ложится спать голодным. Адам жил в благополучном уголке мира, а эти люди – на задворках. Дети бедняков мечтали об образовании, они были бы хорошими учениками, но возможностей не было, в отдаленных районах не было даже начальных школ.

Случайно встретив руководителя фонда, помогавшего детям Камбоджи получить образование, Адам присоединился к проекту и помог собрать средства на образование камбоджийских детишек. Несколько лет Адам придумывал «фишки», которые помогали собирать средства и привлекать новых волонтеров. Он собрал тысячи долларов, в том числе с помощью соцсетей, в начале нулевых казавшихся людям всего лишь блогами студентов и школьников.

После окончания учебы Адама ждала работа финансового аналитика, большие деньги, крупные сделки, костюм, галстук и унылые офисные будни. В дни сдачи проектов Адам засиживался в офисе до ночи, но ему это нравилось. Адам азартно штурмовал карьерную лестницу, а в свободное время пропадал в клубах. Но однажды он понял, что жизнь несмотря на яркость и пестроту – пуста.

И в качестве очередного бизнес-проекта просчитал, во что обойдется постройка школы в отдаленных районах Юго-Восточной Азии. Мечта обрела очертание. Название пришло сразу – «Карандаши надежды» (The Promise of a Pencil). Вскоре Адам уже вел переговоры с министерством образования Лаоса. Постройку первой школы он умудрился впихнуть в рамки своей стажировки.

Средств требовалось относительно немного, 15000 долларов с помощью друзей и пиара в соцсетях удалось собрать быстро. Технологии пиара и сбора средств в интернете тогда были новаторскими, многие методы Адам придумывал сам и очень успешно. Для своего проекта он сразу же создал сайт.

Но Адам не хотел, чтобы местные жители относились к школе как к подарку или подачке. Он придумал механизм участия местной общины в проекте, община не только принимала участие в строительстве, но и брала обеспечение школы на себя, после того, как работа в ней налаживались.

Среди местных жителей Адам приобрел много ценных сотрудников. В жизни Адама было много встреч с нужными людьми, которые кажутся счастливой случайностью, но он считает, что для человека, без страха идущего за мечтой, чудесные случайности становятся закономерностью, это не облегчает путь, но подтверждает правильность выбора. Первая школа открылась в 2009 году.

В книге Адам довольно подробно рассказывает о шагах, сделанных им для воплощения проекта, и о кульбитах, которые пришлось совершить, совмещая мечту с работой. Сначала проект был волонтерским, но постепенно стал занимать все больше места в жизни Адама. И однажды он понял, что нужно сделать выбор. Отказался от работы, сулившей миллионы, и ушел в автономное плавание.

Как 23-летенму пареньку удалось построить более 200 школ? При таких заслугах не удивительно, что в 2012 году он попал в список 50 человек, изменивших мир, который ежегодно составляет американский журнал Wired. Сам Адам посвятил свой успех и свой проект бабушке Эве, выжившей в концлагере.

Книга Адама Брауна «Карандаши надежды» вышла в 2014 году и сразу же стала бестселлером, заняв второе место в списке Нью-Йорк Таймс, теперь и у нас есть возможность прочитать ее. Несколько последних страниц книги оставлены пустыми: «Для новых идей».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?