Канонизация – не частное дело семьи cвятого

Мой дедушка был священником, был репрессирован и расстрелян. Я, опросив своих родственников, собрала некоторые сведения о нем – когда родился, где служил и т.п. Очевидно, что он пострадал за веру. Я слышала, что для канонизации очень важно, чтобы человек на следствии никого не оговорил, не выдал. Я собираюсь обратиться в архив ФСБ с просьбой показать мне следственное дело, и если окажется, что дедушка действительно никого не выдал, могу ли я обратиться в Комиссию по канонизации с тем, чтобы его прославили как новомученика и исповедника и что я должна для этого сделать?

В ответ на публикацию «Нет ли среди новомучеников ваших родных?» к нам обратилась женщина с таким вопросом: «Мой дедушка был священником, был репрессирован и расстрелян. Я, опросив своих родственников, собрала некоторые сведения о нем – когда родился, где служил и т.п. Очевидно, что он пострадал за веру. Я слышала, что для канонизации очень важно, чтобы человек на следствии никого не оговорил, не выдал. Я собираюсь обратиться в архив ФСБ с просьбой показать мне следственное дело, и если окажется, что дедушка действительно никого не выдал, могу ли я обратиться в Комиссию по канонизации с тем, чтобы его прославили как новомученика и исповедника и что я должна для этого сделать?»

Мы попросили разобраться в этом вопросе автора публикации о новомучениках Марину Нефедову:
В 1989 году была образована Синодальная Комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви. Основным результатом деятельности этой Комиссии стала подготовка канонизации «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века». На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. было прославлено поименно 1097 чел., а в послесоборное время — включено решениями Священного Синода в состав сонма прославленных святых имен тех из них, подвиг которых изучен уже после Юбилейного Собора (к настоящему времени добавлено еще более 500 человек), таким образом в сонме новомучеников сейчас поименно прославлено 1608 подвижников.
Канонизация, сбор сведений, необходимых для нее – это долгий процесс. Вот что говорит об этом Протоиерей Георгий Митрофанов, член Комиссии по канонизации, настоятель храма апостолов Петра и Павла при Академии постдипломного педагогического образования г. Санкт-Петербурга, профессор СПбДАиС : «Основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание, чудеса, и если таковые есть, то нетленные мощи. Следуя древней церковной традиции, к прославлению в лике новомучеников и исповедников Российских предлагаются лишь те, кто совершил подвиг мученичества и исповедничества непорочно, не оговорив ни себя, ни других в вымышленных преступлениях. Поэтому одна из распространенных причин, по которой пострадавший член Церкви не может быть прославлен в лике святых — это оговор товарищей по своему делу или самооговор. Следствием такого оговора зачастую становился арест, заключение и смерть ни в чем неповинных людей. Малодушие, проявленное в таких обстоятельствах, не может служить примером. К лику новомучеников может быть причтен тот, кто был призван Богом на мучение ради Него и не оступился».
Заявление о канонизации должно исходить от епархиального архиерея той епархии, где пострадал человек. Почти во всех епархиях сейчас есть епархиальная Комиссия по канонизации. Эта Комиссия исследует материал, составляет проект жизнеописания подвижника. Поскольку человек стал жертвой репрессий, необходимо, чтобы были представлены материалы следственного дела. Для более подробного составления жизнеописания привлекаются епархиальные архивы (послужные списки духовенства), изучаются клировые ведомости. После этой предварительной работы епархиальной Комиссии материалы, которые сопровождаются письмом епархиального архиерея, направляются в синодальную Комиссию по канонизации. Начать собирать сведения и документы о пострадавшем могут и родственники, но рассмотрение этого вопроса Церковью санкционируется архиереем. «Предлагать своих родственников на канонизацию не совсем уместно – говорит отец Георгий. — Здесь есть некоторая двусмысленность: «мой родственник пострадал, а вот если его канонизируют, то я буду родственником святого, поэтому я ставлю перед Церковью вопрос о прославлении моего родственника». Некоторые считают, что канонизация – это один из видов увековечивания памяти. А это совершенно не так. Канонизация – это церковное почитание подвижника, а не просто выявление людей достойных. Не семейное предание, а предание церковное должно определять решение вопроса о канонизации. Канонизация – это не частное дело семьи, а дело Церкви. Если родственники собрали материал, они должны его предоставить духовенству, священнику или архиерею, чтобы это исходило от священноначалия. К сожалению, сейчас большая часть нашего народонаселения не хочет знать своего прошлого, не ощущает своих исторических корней. Широкого народного почитания новомучеников у нас в Церкви, к сожалению, пока нет. Я в начале 90-х годов собирал материалы об одном расстрелянном священнике, искал по архивам, и когда я вышел на его внучку и приехал к ней, оказалось, я знаю об ее дедушке гораздо больше, чем она сама. И так бывает очень часто».
По словам профессора Н.Е.Емельянова, доктора физико-математических наук, заведующего Кафедрой информатики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета, на которой уже более 15 лет собираются сведения о пострадавших за веру в 20-м веке, таких пострадавших предположительно было около 500 тысяч человек. Сейчас в Базе данных, созданной на Кафедре информатики ПСТГУ, кроме 1608 канонизированных подвижников собраны сведения о более чем 28 тысячах священников и мирян, пострадавших во время гонений на Церковь.
Как собирать материалы, с чего начать поиск сведений по своим пострадавшим родственникам, мы писали в журнале и на сайте НС. Облегчить поиск могут помочь сведения, собранные в уже упоминавшейся Базе данных ПСТГУ. Также сведения можно узнать на кафедре информатики ПСТГУ по телефону 951-97-70 и дополнить их, если вам известно больше о своем родственнике, чем есть сведений в Базе данных. Совместно с Отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви исследуются следственные дела, База данных все время пополняется.
Если вы хотели бы ознакомится со следственным делом своего пострадавшего родственника, нужно написать запрос в региональное управление ФСБ по тому региону, откуда он был арестован, или в центральный архив ФСБ (Москва, Кузнецкий мост 22) с просьбой ознакомится со следственным делом. В запросе нужно указать ФИО, дату и место рождения, а также когда и где был арестован. В течении месяца просьба обычно удовлетворяется, но при условии, что вы докажете свое родство (представив цепочку документов из загса). Также нужно иметь в виду, что примерно четвертая часть дел не находится. Кроме этого, можно обратиться в информационно-аналитический центр МВД России (Москва, ул. Новочеремушинская, д. 67). Здесь находится сводная картотека по всем арестованным вплоть до сегодняшнего дня.
Профессор Н.Е. Емельянов: « Это правильная установка, что прославление должно начаться с почитания на местах. Например, настоятель храма узнает, что служащий здесь ранее священник пострадал, о нем собираются прихожанами сведения, начинает почитаться его память, далее сведения поступают к епископу, и уже через епископа они попадают в Комиссию по канонизации. Если есть почитание на местах, то это очень важный повод для канонизации. Также естественно и очень правильно, чтобы родственники собирали материалы. У нас на кафедре хранится много писем родственников о своих находках. Часто сыновья и внуки, выйдя на пенсию, все силы отдают поискам сведений о своих пострадавших родственниках. Если поехать по местам служения репрессированных священников, можно найти людей, которые каким-то образом были связанными с ними, и некоторые сведения о своих погибших родственниках можно узнать от них. К сожалению, таких свидетелей становится все меньше».
В деле канонизации есть один сложнейший вопрос, который встал перед исследователями. Это вопрос о критериях святости применительно к новым мученикам. Всегда в истории Церкви было так, что если человек принял мученическую смерть за веру, то он святой. В древности вопрос перед христианами обычно ставился довольно ясно – или ты исповедуешь Христа и принимаешь смерть, или отрекаешься от Него и Церкви, и этим сохраняешь себе жизнь. Доказать, что человек в 20 веке пострадал именно за веру, часто бывает непросто — большинство пострадавших, в том числе и священников, были осуждены по политическим статьям. От них часто не требовали прямого отречения от Христа. Многие исследователи в вопросах самооговора или называния имен других людей на следствии считают, что нельзя следственным делам безоговорочно доверять – не секрет, что они часто фабриковались. «Чтобы понять, чему можно верить, а чему нет, нужно видеть очень много следственных дел» — говорит Лидия Алексеевна Головкова, сотрудник Отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви. Российским новомученикам часто необходимо было проявлять мужество не только для того, чтобы признавать себя христианином, но и чтобы разбираться в хитросплетениях следователей. При этом, бывало, что погибали люди и отпадшие от Церкви, и нельзя считать мучениками всех погибших в то время. Поэтому для канонизации требуется серьезнейшее исследование обстоятельств жизни и смерти каждого пострадавшего.
В послесоборное время Архиерейским Собором решено совершать «поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых». Заседания Священного Синода происходит раз в несколько месяцев, и решение с поименным списком святых, сопричисленных сонму новомучеников и исповедников Российских, прилагается к материалам заседания Синода и публикуется в различных церковных изданиях, в частности, в Епархиальных ведомостях. Также все определения Священного Синода о канонизации Новомучеников и Исповедников с поименным списком прославленных святых можно увидеть на уже упоминавшемся сайте Cвято-Тихоновского университета.
Кроме поименных святых, Собором были прославлены все «доныне миру не явленные» подвижники, пострадавшие за веру. О подвиге многих из пострадавших тогда мучеников никаких сведений не найдено, о ком-то вообще не сохранилось документальных свидетельств, и, возможно, о некоторых из них мы в этой земной жизни никогда не узнаем. Но у Бога они все прославлены, и Господь знает имена всех своих святых.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?