Православный портал о благотворительности

Календарь друзей, социальный маникюр и еще два необычных способа преодолеть одиночество и горе

Рассказываем о творческих и в то же время простых способах поддержать близких, друзей и совсем незнакомых людей в испытаниях и в пожилом возрасте

Фото: freepik

Научные исследования доказали – отношения с окружающими, включая даже мимолетные встречи и обмен новостями, влияют на наше здоровье и самочувствие гораздо сильнее, чем денежное благополучие.

К такому выводу пришли ученые, почти век (на протяжении 84 лет) наблюдавшие жизнь студентов престижных вузов и молодежи с бедных городских окраин. Это самое большое исследование в мире проводилось, чтобы разгадать секрет долгой и счастливой жизни.                                                                                                               

Главный вывод: те, кто умеет поддерживать хорошие отношения –  в семье, с друзьями, соседями, – живут дольше и получают от жизни больше радости. Даже обмен улыбками или короткий приятный разговор, например с кассиром в супермаркете или водителем автобуса, имеют огромное значение и могут принести пользу.                                             

Япония: социальный маникюр

Жители дома престарелых в Саппоро демонстрируют маникюр
Жители дома престарелых в Саппоро демонстрируют маникюр. Фото: https://www.japantimes.co.jp/

В доме престарелых царило необычайное оживление. Даже обычно мрачные, сдержанные постояльцы улыбались и показывали друг другу руки. «У вас светло-бежевый? Как красиво! В следующий раз выберу розовый с перламутром», – только и слышалось со всех сторон. Словно все разом помолодели и забыли про свои артриты и артрозы.

Оказывается, накануне жителям предложили сделать маникюр, и эта, в сущности, легкомысленная процедура привела их в полный восторг.  

Обученные навыкам сестринского дела мастера ногтевого сервиса посещают дома престарелых, старых одиноких людей на дому и людей с ограниченными возможностями. Делая маникюр, они одновременно просят пожилых людей поделиться воспоминаниями, стимулируя их когнитивные способности.

Идея пришла в голову в 2012 году Юкари Араки, владелице маникюрного салона. Она отправилась в дом престарелых как волонтер и предложила жителям целую палитру восхитительно нежных оттенков лака и дивно пахнущие масла для рук. Медицинский персонал учреждения вначале отнесся к этому скептически: зачем пожилым людям, которые вдобавок плохо видят, маникюр, да еще и лак для ногтей? Но неожиданно огромный запрос на услугу со стороны жителей все изменил.

Чтобы иметь право работать с пожилыми пациентами, одинокими людьми и людьми с ограниченными возможностями, необходимо получить сертификат. Специалисты должны посетить семь занятий, каждое из которых длится три часа, и сдать выпускной экзамен, прежде чем попасть на стажировку в дом престарелых.

Учитывается все – вы должны не только владеть мастерством маникюра, но и освоить азы сестринского дела, получить навыки соцработников. Например, пожилым клиентам тяжело долго сидеть без движения, поэтому процедура занимает не больше 20 минут, что значительно короче, чем при обычном маникюре.

Во время сеансов используют терапию воспоминаний – предлагают поделиться историями о своих родных городах или работе, чтобы укрепить память в старшем возрасте. Обычная процедура вернула пожилым людям ощущение жизни – они строят планы на будущее, пусть это касается всего лишь следующего сеанса маникюра.

Нидерланды: «медленные кассы»

Фото: Republic / Marco De Swart / https://www.dutchnews.nl/

На такой кассе можно вволю поболтать с кассиром, а то и остаться на чашечку кофе с волонтером, если вы уже оплатили покупки, а уходить не хочется. Никогда не знаешь, может, ты окажешься единственным, с кем этот человек сегодня перемолвился словом, говорят волонтеры.

Все началось с того, что супермаркеты решили снизить свои расходы. Для этого кассиров из торгового зала убрали, заменив их на кассы самообслуживания. Некоторым покупателям это понравилось: те, кто вечно спешит, с удовольствием самостоятельно сканируют товары и утверждают, что это гораздо удобнее, чем вступать в контакт с кассиром, стоять в очереди.

Но для многих одиноких людей это обернулось катастрофой – кассы самообслуживания свели общение к нулю. Для одинокого человека ежедневный поход в местный магазин – спасательный круг. Человеческие голоса, улыбки, теплое приветствие знакомых. Женщины укладывали волосы, красили губы перед походом в супермаркет. Кассиры и покупатели знали друг друга по имени. И вдруг все это рухнуло, почти исчезло.

Правительство Нидерландов в партнерстве с сетью супермаркетов Jumbo решило исправить ситуацию – создать «медленные кассы». Их кассиры всегда на месте и приглашают своих покупателей никуда не спешить, с удовольствием расспрашивают о здоровье и слушают рассказы о жизни. Отклик был таким сильным, что компания создала еще 200 «медленных касс» по всей стране.  

Инициатива направлена в том числе на то, чтобы деликатно выявлять одиноких людей (многие до последнего скрывают свои проблемы) и оказывать помощь: связывать с нужными фондами, медицинскими работниками. На этом этапе активно подключаются волонтеры. В ряде супермаркетов Jumbo появились «чат-уголки», куда местные одинокие жители приходят, чтобы выпить кофе и пообщаться. Кто-то просто молча сидит – ему или ей важно побыть среди людей. Иногда это все, что у них есть.

США: «Календарь доброты»

Молли (справа) с подругой Карлой. Фото: https://www.npr.org/

Несколько подруг старшего возраста придумали «Календарь доброты» после того, как их общая подруга овдовела. Каждый день первого года вдовства с ней общался кто-то из 30 ее друзей, коллег, соседей и просто знакомых, чтобы не оставлять одну. Это помогло пережить самый тяжелый год жизни.

Когда у Молли погиб муж во время обычной лыжной прогулки, она осталась совсем одна. Знакомые, едва завидев ее, переходили на другую сторону улицы, чтобы не сталкиваться лицом к лицу. Она никого не осуждала. Многие чувствуют себя некомфортно, когда случается что-то непоправимое. Вместо того чтобы что-то делать, мы ничего не делаем и ничего не говорим. Прикасаться к чужому горю страшно.

И тогда инициативу взяла в свои руки близкая подруга. Она нашла телефоны всех знакомых Молли, ее бывших коллег, соседей, друзей. Всего получилось 30 человек. Карла обзвонила всех и, заручившись поддержкой, придумала разные нехитрые способы, как помочь подруге пережить сложный год.

За каждым был закреплен определенный день недели. В этот день «назначенный» человек мог на выбор написать Молли письмо по электронной почте, позвонить по телефону, отправить букет цветов, принести кусочек свежего пирога, пригласить на прогулку, отправить открытку – что угодно, необязательно требующее немыслимых затрат и времени.

Благодаря календарю Молли знала, в какой день от кого ждать вестей и к кому можно обратиться за помощью, если понадобится. В тот страшный год она вставала с постели порой только ради одного единственного телефонного звонка. Сегодня она сама старается делать то же самое для своих друзей, переживающих потерю.

Дания: «Живая библиотека»

«Живая библиотека». Фото: Human Library / reasonstobecheerful.world

Проект из людей-книг работает в 80 странах мира уже 20 лет. Читатель выбирает две-три темы, которые его интересуют: инвалидность, депрессия, беженцы и мигранты, спорт, рак, горе, одиночество, старость, зависимости. Выбор практически бесконечен. Человек-книга делится с ним личным опытом и откровенно отвечает на все интересующие вопросы, а «читатель» слушает его историю, почти как аудиокнигу.                                                

Это некоммерческая организация, где люди знакомятся и помогают друг другу. Придумал «Живую библиотеку» в 2000 году датский журналист Ронни Абергель. Встречи происходят вживую или через интернет. Вход заказан только агрессивным участникам, жаждущим конфликтов, и, конечно, читателей предупреждают, что это не сеансы психотерапии, хотя квалифицированный психолог постоянно находится на связи. Это возможность честно рассказать свою историю, выслушать другого человека, помочь избавиться от одиночества.                      

Разговоры никогда не бывают праздными – часто речь идет о трагических темах. Например, мать, чья дочь-подросток умирает от анорексии, расспрашивает девушку с расстройством пищевого поведения, как можно помочь дочери. «Я здесь, потому что мне больше не к кому идти», – говорит отчаявшаяся женщина. А широкоплечий, улыбчивый мужчина на инвалидном кресле пытается с юмором ответить на вопросы о личной жизни – возможна ли она в его положении.

Самым первым человеком-книгой стал полицейский по имени Эрик. «Прочитать» его пришли три приятеля-антифашиста, у которых был плохой опыт общения с полицией во время протестов. Они хотели знать, почему он стал полицейским. У мужчины наконец-то появилась возможность объяснить свою точку зрения. Они долго разговаривали, а потом откуда-то появился четвертый парень, он был пьян, накинулся на Эрика, хотел спровоцировать драку.  «И знаете, кто защищал полицейского? – говорит Абергель. – Те трое! Они сказали своему другу: «Ты не знаешь этого человека, а мы теперь знаем». Именно тогда Абергель понял: это работает. Чтобы избавить людей от безысходности и одиночества, необходимо разговаривать с теми, кто видит мир по-другому, причем в спокойном, безопасном месте.

Все чтения в «Живой библиотеке» бесплатны, люди-книги являются волонтерами.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version