Фонды и приюты продумывают механизмы помощи бездомным и домашним животным и их хозяевам. Какие лучше работают? Что главное нужно сделать для комплексной помощи брошенным, потерянным, бродячим животным?
Об этом говорили на Общероссийском «Зоофорум Pro3oo», на который «Благосфера» собрала на прошлой неделе представителей зоозащитных организаций,общественности и государственной власти.
Благотворительный «Мяу-Бутик»: «Нужно сделать помощь животным модой!»
Благотворительная организация «Мяу-Бутик Pret-a-Kote», которая оказывает финансовую поддержку кошкам, попавшим в беду, оплачивает лечение или передержку, работает с 2014 года.
Уникальность проекта в том, что это социальное предпринимательство. Хозяйки бутика делают товары для животных или для их хозяев – лежанки, подушки, украшения. И основная часть средств с продажи товаров идет на поддержку животных. «Мяу-Бутик» перечисляет деньги приютам и передержкам, содержащим кошек, оплачивает работу по пристройству животных в семью, и информационное обеспечение этого процесса.
Сейчас, рассказывает Вероника Копейко, основатель проекта, 90 процентов средств уходит на подопечных из БАНО-Эко – когда случился скандал с приютом «Вешняки», и все зоозащитники бросились помогать пострадавшим животным, «Мяу-Бутик» забрал 12 кошек. Уже тогда было сомнительно, что они выживут: у кошек оказался лейкоз, иммунодефицит, почечная недостаточность, истощение. Выжило 6 из 12. По словам представителей проекта, и у других приютов и защитников животных, которые спасли питомцев «Вешняков», выжило так же около 50 процентов собак и кошек – до такого состояния они были доведены. Недавно «Мяу Бутик» выпустил тираж календаря со спасенными кошками.
В нем еще снимался Пирожок, но недавно он тоже умер. «Когда мы везли его из «БАНО Эко», кот выглядел мертвым. Он закатил глаза и почти не дышал. Было два переливания крови. В итоге Пирожок восстановился и смог прожить 5 месяцев — причем довольно полноценной жизнью, играл, скакал. Это 4 года человеческой жизни. Мы рады, что он успел почувствовать любовь, заботу людей», — говорит Вероника.
Основные цели проекта — оказание финансовой помощи кураторам и приютам Москвы и других регионов, пропаганда гуманного отношения к животным, просветительская работа с населением, призванная подвинуть вперед вопросы стерилизации домашних питомцев.
«Мяу-Бутик» сотрудничает с ветклиниками, финансирует лечение бездомных кошек, находящихся на кураторстве, проводит мероприятия, что бы вовлечь и привлечь к свой работе как можно больше неравнодушных.
«За время нашей работы мы смогли помочь финансово 172 кошкам. Общий объем финансовой помощи за время существования проекта составил 1 млн 356 тысяч рублей!» — подчеркивает Вероника. «Мяу-Бутик» закупил медицинское оборудование для кошек-спинальников, приобрел клетки-вольеры, передал более 350 кг лечебного корма для кошек из 12 приютов Москвы, Московской области и регионов.
«Мы заняли первое место на Зоофоруме, набрав больше всего «лапок» на своем стенде, — это было народное голосование. Значит, люди знают, как мы помогаем кошкам, и ценят нашу работу, – подчеркивает создатель проекта. – Полученный приз — 25 тысяч рублей – мы передадим животным, в приют «Кис», который недавно стал благотворительным фондом, и кошкам, спасенным из «БАНО Эко»». Проект «Мяу-Бутик» продолжает развиваться: в планах – помогать любому человеку, который поддерживает и защищает животных – не важно , приют это или частная передержка: если будет сигнал SOS, «Мяу-Бутик» не останется в стороне.
«Очень важно просвещение населения. Года три назад, когда мы только начинали свою деятельность, было очень мало фондов, защищающих животных Разе только «Дарящие надежду». Известных качественных приютов тоже было мало. Выставок-пристройств вообще не было. Сейчас стало много НКО в этой сфере, а выставки проходят почти каждые выходные. Люди стали больше знать о проблеме бездомных животных, активнее брать их домой. Но надо сделать так, чтобы это стало модно. Тогда мы быстрее справимся с трудностями, и у гораздо большего количества собак и кошек появится хозяин», — убеждена Вероника Копейко.
Частный приют «Муркоша»: крупнейший в России
Сегодня «Муркоша» — крупнейший в России частный приют для кошек. Команда проекта насчитывает 200 человек, в числе которых – сотрудники и волонтёры.
А ведь летом 2014 года это было еще объединение пятерых друзей-энтузиастов. Началось все с личной истории: Григорий Добрый, ныне руководитель «Муркоши», взял из приюта кошку. Она содержалась в одной из лучших передержек – но, несмотря на это, когда Григорий приехал за животным, он ужаснулся, в каком состоянии содержатся кошки. Животные буквально сидели друг у друга на головах. Григория настолько поразила эта ситуация, что он начал изучать, как устроены приюты в нашей стране, и, поняв, что заведения для бездомных животных в России далеки от идеала, сам решил заняться этим делом.
Фамилия руководителя «Муркоши» под стать его характеру: Григорий Добрый любит животных и является приверженцем веганства. Тщательно изучив опыт европейских приютов для животных, он нашел в себе силы создать такую организацию. «Это человек, который умеет заражать идеей. Таким образом он собрал в проект профессионалов из разных сфер», — говорит пиар-директор «Муркоши» Мария Маленко.
Сейчас «Муркоша» вырос из домашнего приюта в большую организацию, арендующую двухэтажное здание. Кошки здесь содержатся изолированно друг от друга, в вольерах. Есть несколько комнат свободного выгула. За здоровьем каждого питомца следят врачи. Им своевременно делаются прививки, стерилизация. «Один из главных секретов в том, что у нас существует разделение труда, и каждый отвечает за свой сектор работы, — рассказывает Мария Маленко. – Помимо волонтеров, у нас есть и сотрудники на зарплате, ведь в «Муркоше» более 500 кошек, и им необходимо получать своевременный уход и питание каждый день. Это администраторы, ветврачи, уборщики. Есть люди, которые отвечают за то, чтобы пристраивать животных. Ведь надо уметь проверить будущего хозяина, понять, насколько он готов к появлению кошки в доме. Есть волонтеры, которые ведут базы данных животных — у нас все чипированы».
У «Муркоши» большая география: в приют животные попадают из разных неблагополучных мест. Например, во время боевых действий в Донецке волонтеры вывезли оттуда несколько десятков кошек. Все они уже живут у своих постоянных хозяев. Часто питомцы приезжают в приют из регионов – из самых разных «усыпалок» — это муниципальные организации, куда привозят отловленных животных, и потом усыпляют их, если за ними в течение недели не приходит хозяин.
Еще один один тип проблемных мест – так называемые «бабушкины квартиры». «Это больная тема. Есть совершенно страшные истории. Скажем, сейчас у нас живут кошки, вывезенные от хозяйки, у которой обнаружилась онкология. Она не могла лечь в больницу на лечение, так как должна была ухаживать за своими питомцами. Мы приняли решение помочь женщине и взяли животных в свой приют. Всего их было 44, многие из них давно нашли дом, оставшиеся живут в «Муркоше», получают необходимый уход и ждут новых хозяев. Была квартира, где бабушка содержала собак и кошек, практически не кормила их, и в какой-то момент собаки начали есть этих кошек! Когда наши волонтеры приехали вывозить животных, они были в ужасе от увиденного. Часто бывает так, что хозяйка, почувствовавшая себя одинокой и собравшая десятки питомцев у себя дома, умирает, а соседи, чувствуя запах, вызывают полицию… В квартире – куча животных. Их обычно в лучшем случае направляют в муниципальный приют, в худшем – усыпляют или выбрасывают на улицу. Но любой из этих вариантов – трагедия. Хорошо, если к ситуации удается вовремя привлечь внимание общественности, тогда у животных есть шанс, что их заметят волонтеры и найдут им дом самостоятельно или через наш приют».
Зимой 2014 года в «Муркошу» привезли целый прайд персидских кошек. Заводчики погибли, и их дочь держала сотню кошек взаперти, лишь раз в неделю появляясь в доме и давая им воду и еду. «Огромное количество сил и средств приходится вкладывать в то, чтобы вылечить, адаптировать, реабилитировать и социализировать животных от последствий подобного содержания, – отмечает Мария. – На сегодняшний день все эти персы уже нашли дом».
Сейчас в приюте живет более 500 кошек, котов и котят. За время своей работы усилиями команды «Муркоши» удалось найти дом более 2200 кошек. Почему у других приютов нет таких результатов? Мария отмечает, что часто волонтеры и кураторы так «прикипают» к своим четвероногим подопечным, что не желают отдавать их в новые руки. Так и живут собаки и кошки годами в приютах и на передержках. Это непрофессиональный подход. Надо уметь находить животным хозяев. Они должны жить дома. «У нас строгая отчетность по всем пристроенным животным. На сайте можно посмотреть, где и в каких условиях они живут. У нас есть отдельный проект «Счастливчики «Муркоши», где собрано уже более 30 тысяч разных материалов — домашние фотографии и видеосюжеты. Так мы мотивируем и сотрудников, и тех, кто пришел к мысли взять животное из приюта», отмечает Мария Маленко. А чтобы быстрее найти кошке дом, приют активно пользуется соцсетями, досками объявлений. Прямо на своей территории – (территория большая, есть где развернуться) «Муркоша» проводит выставки, на которых посетители могут забрать домой понравившееся животное.
«У нас, сотрудников и волонтеров приюта, живут дома питомцы, спасенные с улицы – это традиция, видимо. Я долго пристраивала животных самостоятельно, еще до работы в «Муркоше», – и весьма успешно. Одновременно у меня появился сначала один, а потом и второй кот», — рассказывает Мария. Она отмечает, что всегда есть определенный процент людей (и он не маленький) которые готовы взять животных с улицы, из приюта. Но просто не у всех есть в голове такая схема. «Чаще едут просто на рынок «Садовод», смотрят «Авито», покупают у заводчиков. Проблема не в том, что люди не хотят спасать животных, просто порой приюты ассоциируются с некрасивыми и жестокими историями вроде «БАНО-Эко». Но есть и замечательные приюты. Посетив нас, вы не уедете с плохим настроением. В целом мы замечаем, что сейчас меняется отношение к животным. Люди становятся более чуткими к ним. И то, что сейчас поднимают проблемы животных в беде, и говорят о них, — в том числе на прошедшем Зоофоруме, — очень важно».
«Наш руководитель как-то сказал: «если ты делаешь правильное и нужное дело, у тебя все сложится: притянутся нужные люди, найдутся деньги, возможности, и все остальное». Нужно искать помощь. Если вас двое, конечно, своими силами в организации приюта не обойдешься. Потребуется команда. Ищите сочувствующих людей, — рекомендует Мария. – Все же в нашем деле главное — люди, которые способны зажечь своей идеей, и построить работу так, чтобы система функционировала».
Проект «Steril.me»:«Бездомные рождаются дома»
Третье место на конкурсе занял Информационно-просветительский проект о доступной стерилизации/кастрации в Иркутской области «Steril.me». Идея проста: волонтеры проекта консультируют население по вопросам стерилизации. Охвачен Иркутск и область. Но тема эта крайне важная и острая. Опытные зоозащитники, инициировавшие проект, заметили, что привычные бездомные серые дворняжки сменились на метисов и даже на породистых собак. Это тревожный звонок: люди приобретают собак без документов, или с нечистой родословной, а потом разными способами избавляются от животных, в том числе и выкидывают щенков на улицу.
Это общественное волонтерское движение было основано в августе 2015 года и активно развивается. – Мы пытаемся донести мысль, что стерилизация доступна. Мы стараемся популяризировать этот метод сдерживания размножения животных и среди домашних , и среди бездомных собак и кошек, – рассказывает Юлия Шакиро, волонтер проекта. – У вас во дворе живет собака или кошка и вы кормите ее всем коллективом»? Прекрасно. Можно даже скинуться подъездом и отвезти дворовую собаку на стерилизацию. Мы также рассказываем, что есть щадящие способы стерилизации, когда выхаживание проходит за 3 дня, а не за 10. Это актуально для бездомных животных. У нас в соцсетях есть группы, где опытные волонтеры, которые проходили обучение по стерилизации, консультируют онлайн. Мы проводим школы волонтеров, ветеринары рассказывают им о нюансах проблемы, а наши волонтеры подкованы в этом вопросе».
А с января 2016 года у проекта заработала горячая линия. Ведь часто нужно помочь с ветеринарным обслуживанием пожилым владельцам животных, а у бабушек нет интернета, они им не пользуются. В итоге лучше всего работает сарафанное радио. О проекте «Steril.me» знает уже весь город. Волонтеры расклеивают объявления и листовки на подъезды, и звонков от заинтересованных граждан становится все больше.
«Мы проводим ежеквартальный независимый мониторинг стоимости операций в ветеринарных клиниках и публикуем информацию на нашем сайте, выступаем с инициативой проведения акций по территориальному принципу доступности для различных слоев населения или опекунов по категории бездомных животных, консультируем население по вопросам подготовки и проведения операций в ветклиниках, а также организуем выезды ветврачей из областного центра в муниципальные образования», – поясняет Юлия.
Юлия замечает, что в регионе стало больше стерилизованных животных. Эффект накопительный, сразу пока сложно сделать выводы. Но эта «культурная прививка» приносит явную пользу: «Наша задача, чтобы те, кто лояльно относится к этой процедуре, сделали ее своим животным. Вроде бы владельцы и не хотят, чтобы их собака приносила щенков, но боятся делать операцию, или нет денег. Но это стоит совсем небольших денег, а владельцы пытаются искать альтернативы, травят организм животных гормонами».