В Писании сказано: «Что Господь сочетал, того человек да не разлучит». В браке два человека делаются одной плотью, они будут вместе не только на Земле, но и вечности. А что происходит с разведенными людьми? И как существуют в вечности те, кто венчался второй раз? Или вдовы, вышедшие замуж повторно?
С уважением, Виктория
Отвечает протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе:
Здравствуйте, Виктория!
Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно уточнить как Церковь понимает совершение таинства брака. Если считать, что это таинство является каким-то волшебством или магией, соединяющей людей навсегда помимо их воли, то возникает множество вопросов, и удовлетворительных ответов мы не найдем.
Таинства Православной Церкви – это не магия. Это таинственное действие благодати Божией, которое совершается по нашей вере и по молитве Церкви, которое имеет целью соединение человека с Богом, которое стремится человека сделать причастником благодати Божией. Когда люди любят друг друга и с верой, живя церковной жизнью, хотят соединиться браком, тогда Церковь молится о них и совершает над ними таинство брака. Мы верим, что таинство брака соединяет их в соответствии с их желанием и по благословению Божию навечно, но это не значит, что это соединение нельзя утратить, разрушить. Так же, как если человека крестили, то это не значит, что он уже не может отречься от Бога и стать воинствующим атеистом. Свобода у человека остается, и потому он может изменить свой жизненный путь. Если муж разлюбил свою жену или жена разлюбила мужа, и они решили разойтись, то, естественно, благодать единства, полученная в таинстве брака, будет ими утрачена. Раз утратили, то, значит, в вечности эти люди будут врозь, а не вместе.
А кто венчался второй раз, что с ними будет? Тут нужно заодно напомнить, что по учению Церкви второй брак даже в случае смерти первого супруга допускался как некая уступка человеческой немощи. Венчание второбрачных соединялось с епитимией, с отлучением от причастия на год, то есть считалось, что вступление в брак во второй раз даже для овдовевшего человека есть некое нарушение замысла Божия о человеке. Потому что по замыслу Божию только два человека предназначены для того, чтобы быть соединенными вместе. То есть второй брак, даже в случае вдовства, есть измена первому (умершему) супругу, с которым ныне живущий был соединен таинством церковным, а теперь захотел соединиться с другим. Если человек поступает так, то Церковь воспринимает это как грех, и естественно, что в этом случае первый союз разрушается. А достигнет ли второй союз такого благодатного устроения, которым был первый, это еще не известно. Если люди будут жить доброй христианской жизнью, а это значит, что они изменятся к лучшему, т. е. покаются, то, может быть, по милости Божией, этот второй союз будет приравнен к первому, и супруги, которые второй раз венчались, будут приняты Богом в единстве в вечности, но это зависит от того, насколько их жизнь будет церковной, духовной, полной любви. Это подобно тому, как согрешивший тяжко человек может покаяться и начать свою церковную жизнь заново. Согласно православному учению, таинство не связывает человеческой свободы и не является таким волшебным действием, которое можно «снять» тоже только каким-то волшебством. В наличной жизни, мы видим, люди все чаще выбирают грех, разводятся, вступают в повторные браки. Церковь стремится помочь им вернуться к христианской жизни через покаяние и воцерковление. Но если люди друг друга любят по-настоящему, то они никогда не захотят разводиться, и даже в случае преждевременной смерти одного из них другой не захочет вступать во второй брак, именно дорожа своим единством с умершим супругом.