У каждого сервиса, предоставляющего фондам доступ к онлайн-платформе по сбору пожертвований или поиску волонтеров, есть свой список критериев, по которым они проводят верификацию некоммерческих организаций. Критерии совершенствуются, и фондам нужно быть готовым к этому. Мы попросили платформы выделить главные факторы, которые позволяют им подтвердить честность и эффективность фонда и взять его в свою программу.
Законность: ЕГРЮЛ, ОГРН, свидетельство регистрации и устав
Первое, на что обращают внимание сервисы, — сайт фонда, делающего запрос. На нем должна быть вся актуальная информация: четко описанная миссия, направления и программы фонда, рабочие контакты. Это дает представление о фонде на базовом уровне.
Любая некоммерческая организация должна иметь в публичном доступе документы и отчетность. На первом этапе проверки фонда у него обязательно запросят ЕГРЮЛ, ОГРН, свидетельство регистрации и устав. В уставе должна быть ясно выражена миссия фонда. Кроме того, необходимо иметь подробные годовые отчеты — на своем сайте и на сайте Минюста.
Уставные и юридические документы свидетельствуют, что организация официально зарегистрирована в Минюсте и осуществляет свою деятельность правомерно, что исключает мошенничество. Относиться к этим требованиям формально не нужно: эксперты онлайн-платформ изучают качество предоставленной информации, а также сроки ее подачи в надзорные органы.
Но только правовой информации недостаточно для оценки прозрачности деятельности НКО – в социальной сфере хватает недобросовестных организаций, созданных, например, с целью уклонения от налогового бремени. «Наиболее глубоко и прозрачно деятельность фондов отображается в годовых отчетах, – говорит Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья», который реализует цифровую платформу по поиску волонтеров ProCharity. – На изучение именно этой части документов уходит больше всего времени у наших специалистов».
Внимание уделяется финансовой деятельности организации: она должна быть строго прозрачной. Это означает, в первую очередь, что сборы не должны приходить на личную карту кого-либо из сотрудников — только на счет организации. Сами отчеты о проделанной работе открыты для всех желающих.
«Отчетность и прозрачность — признаки честных и надежных фондов. Нам важно представлять на своей площадке только такие, чтобы помощь получали те, кто в ней нуждается, а наши пользователи были уверены в том, что их средства будут расходоваться по назначению», — объясняет Анна Мурачковская, эксперт по валидации некоммерческих организаций Планета.RU.
Все это — первый этап проверки, который позволяет платформе понять, что заявку подает не фонд-мошенник.
Репутация, эффективность фонда, участие в других платформах
Как минимум год — столько должен проработать фонд, рассчитывающий попасть в каталог онлайн-платформ. Дата регистрации важна, потому что отчетность и прозрачность не могут появиться у фонда, начавшего свою работу вчера. С другой стороны, молодые фонды могут использовать рекомендательное письмо от опытных коллег по сектору — чтобы подтвердить не только прозрачность, но и эффективность своей работы.
Для Добро Mail.ru важно, чтобы организация была профессионалом в своем деле, публиковала развернутую и прозрачную отчетность, обладала безупречной репутацией, активно развивалась и могла бы при нашей поддержке и поддержке наших пользователей достичь большего. «Вместе с тем за годы работы сервиса у нас изменился подход к оценке организаций, – говорит Александра Бабкина, руководитель Добро Mail.ru. – Если раньше нам было важно удостовериться, что организация не является мошенником, то теперь нам важно понять, насколько эффективно она работает, по каким критериям оценивает социальные изменения, решает ли она социальную проблему, пытается ли подойти к системным решениям». Сейчас команда Добро Mail.ru пытается описать критерии эффективности для организаций, которые занимаются разными социальными проблемами.
Митя Алешковский (признан в РФ иноагентом), руководитель фонда фондов «Нужна помощь» (признан в РФ иноагентом), подчеркивает, что для них также крайне важным остается вопрос эффективности работы НКО. Фонд привлекает сторонних экспертов – причем даже для проектов, которые предлагают фонды с проверенной репутацией. «Потому что сам фонд может быть классным, а проект плохим, и наоборот», — подчеркивает он. Будьте готовы к тому, что эксперты запросят описание проекта, смету, а также будут оценивать общий подход к решению проблемы, его системность.
Кроме того, при выборе организаций платформы обращают внимание на присутствие организации в списках других сервисов. «Фонд может быть юридически чистым, работать несколько лет, но вовремя не предоставлять отчеты или иметь сомнительную репутацию среди других благотворительных фондов», — отмечает Рамазан Меджидов, СЕО приложения по сбору пожертвований Tooba на Северном Кавказе. Этот фактор, тем не менее, можно считать «пограничным»: отсутствие в каталоге той или иной платформы может означать, что фонд просто не подавал заявку.
Наличие НКО в разнообразных рейтингах аналитических компаний также повышает его вес в секторе. Так, при составлении рейтинга компания RAEX, по словам ее гендиректора Дмитрия Гришанкова, учитывала показатели, схожие с теми, что используют онлайн-платформы при отборе:
1) масштаб деятельности (объем и динамика поступлений и расходов за последние три отчетных года);
2) информационная прозрачность деятельности НКО (доступность, качество и информативность отчетности, а также доступность основной информации об организации на ее сайте);
3) признание достижений НКО обществом и активность ее благотворительной в информационном пространстве (получение государственных грантов, посещаемость и качество сайта НКО, ее активность в соцсетях, а также количество упоминаний НКО в СМИ).
Соцсети, партнерство и упоминания в СМИ
«Один из ключевых показателей для нас — соцсети фонда. Там все видно. Их отчеты, их сборы и ответы подопечным», — говорит Рамазан Меджидов. Очевидно, что речь в первую очередь идет о «заполненности» аккаунтов в социальных сетях: там должны быть опубликованы последние новости и события фонда, активны комментарии.
Кроме того, эксперты по валидации будут оценивать и сам контент, который публикуется в соцсетях. «Следуя профессиональным стандартам благотворительности, мы не приветствуем сборы на личные карты, «выдавливание» слез, шокирующие фотографии», — замечает Анна Мурачковская, пиар-менеджер Planeta.ru.
Впрочем, фактор социальных медиа – не решающий для всех сервисов. Например, в «Нужна помощь» понимают, как трудно бывает найти человека, который мог бы регулярно обновлять социальные каналы коммуникации, потому считают соцсети вторичным критерием. Важнее – узнаваемость НКО в секторе. Если независимые эксперты ничего не слышали об организации, которая подает заявку на валидацию, – это повод насторожиться.
Мария Баландина добавляет, что у НКО должны быть информационные партнеры, а также чтобы она упоминалась в СМИ. Это необходимо в том числе для того, чтобы увеличить узнаваемость фонда в секторе.
Не расслабляйтесь и не отчаивайтесь: вас проверят не один раз
За годы сотрудничества ценностные ориентиры фондов могли измениться — первыми это поняли в «Добро Mail.ru» и ввели повторную проверку организаций, для которых платформа собирает деньги. Алешковский говорит, что «Нужна помощь» также проводит перепроверку раз в год или два. Так что процесс валидации идет непрерывно, а это значит, что всем требованиям цифровых платформ фонды должны соответствовать постоянно.
Что происходит с организацией, которая по тем или иным критериям не может попасть в каталог онлайн-сервисов? «Нужна помощь» в таком случае – придерживается не запретительного, а поддерживающего курса при верификации фондов. Если приходящая НКО не соответствует некоторым критериям, ей предлагают изменить конкретные недочеты, чтобы она стала отвечать требованиям, – можно подать заявку еще раз.
Алешковский также делится планами на будущее: он и его коллеги планируют интегрировать собственную образовательную платформу в процесс валидации фондов. Так, процесс подачи и рассмотрения заявки может выглядеть таким образом:
1) фонд заполняет запрос в личном кабинете
2) эксперты «Нужна помощь» оценивают заявку, выявляют недочеты и отправляют фонд на онлайн-курс
3) фонд проходит его, устраняет проблемы и возвращается с исправленной заявкой.
Получается, что первичный отказ означает лишь то, что вашей организации необходимо устранить недочеты в собственной работе и подать запрос еще раз. В то же время, требования онлайн-сервисов к потенциальным партнерам постепенно меняются, и фондам, прошедшим первичную проверку, нужно быть готовым к введению новых правил.