«Станем любить не словом или языком, но делом и истиною»
(1 Ин. 3, 18)
Группа поддержки заключённых при Воскресной школе храма «Живоносный Источник» была организована в 2004 году. Добровольцы оказывают поддержку колонии ИК-1 в Карелии, а также отвечают на отдельные письма из других учреждений. В 2006 году на адрес Воскресной школы пришло около 2000 писем, в 2007 году – около 1500. В неделю приходит от 20 до 100 писем. Всего за поддержкой обратилось уже более 1000 осуждённых.
Мы беседуем с руководителем группы Верой Михайловной Селиной:
– Вера Михайловна, почему Вы стали помогать осуждённым?
– Началось с того, что услышала по радио передачу, в которой рассказывалось о том, как в камере СИЗО во время жары 2000 года задохнулось 17 человек. Я тогда училась в Православном Свято-Тихоновском университете (ПСТГУ). Все годы обучения студентам предлагали отвечать на письма заключённых, но как раз в это время, после 4-го курса, Господь привёл меня на собрание группы поддержки заключённых при ПСТГУ (тогда ещё ПСТБИ). Пришла, чтобы взять лекции у девушки из нашей группы, и попала на собрание, на котором всех уговаривали взять для ответа письма от осуждённых. Я взяла девять писем, которые, как оказалось, лежали уже целый год: никто их не брал, видимо, потому что в них не было духовных вопросов, а только материальные просьбы. Наступали каникулы, думала, что быстро всем отвечу. Но оказалось, что не так-то просто написать письмо человеку совсем из другого мира. Прежде чем приниматься за дело, читала Евангелие, Апостол, кафизму из Псалтири. Так в течение каникул ответила всем.
Поскольку, письма содержали просьбы о материальной помощи, а у меня самой тогда ничего не было, я училась, работала в Воскресной школе, то решила обратиться к людям. Подумала: «Эти заключённые обратились не ко мне лично и даже не просто в Православный институт, а в Церковь. Если ты не можешь этого сделать, ты же не одна в Церкви. Может быть, другой человек сможет им помочь». Преподобный Никодим Святогорец писал: «Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, которое бы сделал, но и Бога оскорбляет. Бог посылает к нему нуждающегося, и он говорит: «Отойди – после». Это хоть он говорит человеку, но то же, что говорит Богу, пославшему его». И у апостола Иакова читаем: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2, 13–17). Да и Сам Господь нам в Евангелии говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40) и «Просящему у тебя дай…» (Мф. 5, 42).
Взяв благословение на то, чтобы повесить объявление в храме и в Институте, написала большое объявление о том, что требуется материальная помощь заключённым, и люди стали приносить вещи, деньги, кто-то помог отправить посылки. Прежде чем писать объявление, я думала так: «Господи, да будет воля Твоя! Если нужно это людям, значит, им пожертвуют, нет – значит, нет на то воли Божией». Тогда же одна женщина, прочитав мой призыв о помощи, повесила на подъезде своего дома объявление, что нужна одежда для заключённых, и у неё собралось столько вещей, что они уже не помещались в квартире, загромождали лестничную площадку, а их всё продолжали приносить. Пришлось заказывать железнодорожный контейнер, чтобы отправить эти вещи в одну из колоний.
«Случай сделать добро кому-либо есть милость Божия к нам. Поэтому мы должны бежать – стремиться всей душой послужить другим. А после всякого дела любви так радостно, так спокойно на душе, чувствуешь, что так и нужно делать; хочется ещё и ещё делать добро» – так говорил святой праведный Алексий Мечёв. Поэтому мы девизом нашей группы сделали: «С любовью делайте добро!»
– Как была организована группа поддержки при храме «Живоносный Источник»?
– Когда число тех, кому я отвечала на письма при ПСТГУ, возросло с девяти примерно до пятидесяти, пришлось идти к духовнику – брать благословение на то, чтобы бросить это дело, потому что сил уже не было никаких – возраст, здоровье слабое, нужно было делать ещё что-то для семьи. И батюшка решил вынести этот вопрос на церковный совет, который постановил, что не надо это дело оставлять, а решили организовать кружок помощи заключённым при Воскресной школе. Тогда же мы испросили благословение искать помощников всеми доступными способами, включая Интернет. Приходится многие свои дела откладывать или отказываться от них ради того, чтобы делать это богоугодное дело, которое я считаю делом спасения моей души. Как-то я пришла к духовнику и говорю: «Батюшка, ну не могу больше, сижу в грязи по уши, ни на что времени не хватает с этой перепиской». Я ещё не была на пенсии, работать надо. Батюшка сказал: «Да, очень много дел. Выбирай самое главное». А я так себя плохо чувствовала. Прихожу домой и думаю: вот умру сегодня ночью, предстану перед Господом, и Он меня не спросит: «Почему ты не убралась? Почему не приготовила себе поесть?» А Он скажет: «Я тебе писал из темницы, Я тебя просил. Ты могла Мне ответить и помочь?» И поэтому я поняла, что это самое главное дело.
В сущности, у нас нет никакой организации в общепринятом смысле слова, есть только инициативная группа – несколько сердобольных доброхотов, которые в любой момент могут заболеть, умереть, переключиться на более насущные дела, и всё остановится. Дело ещё осложняется и тем, что священники нашего храма многим, кто даже и хотел бы, не благословляют вести духовую переписку, считают это очень ответственным делом. А сейчас к нам обратилось за помощью уже более 1000 осуждённых. Хотя мы вошли в систему координации помощи местам заключения и взяли на себя ответственность только за одну колонию ИК-1 в Карелии, но приходится помогать и другим регионам, в первую очередь тем, кому никто пока не помогает.
– Вера Михайловна, а как вы справляетесь с таким количеством обращений? Как организовано служение?
– Конечно, всё это по милости Божией и по молитвам нашего батюшки, отца Георгия. По его благословению ежемесячно проводится молебен о здравии заключённых. Отец Георгий и является духовником группы, которая насчитывает сейчас около двадцати добровольцев – прихожан различных храмов. Каждый выполняет какие-то дела, которые он взял на себя сам. Кто-то читает письма и ведёт учёт переписки, кто-то отвечает на письма с духовными или юридическими вопросами, другие занимаются сбором и отправкой посылок. Человек с богословским образованием отвечает на письма со сложными духовными вопросами. Иногда батюшки принимают заочную исповедь, которую осуждённые присылают в письмах. Используются возможности Интернета, у группы есть свой сайт, на котором мы размещаем объявления с просьбами осуждённых, делимся своим опытом, публикуем интересные письма и другие материалы, полезные для тех, кто хочет заниматься этим служением.
В помещении Православного Центра храма «Живоносный Источник» группе выделили комнату, где можно собираться два раза в неделю в определенные часы. Каждый приходит, когда может и оказывает посильную помощь: читает письма, заносит данные в картотеку, где отмечается: когда получено письмо, какие просьбы содержит, что ответили и что выслали. Каждое письмо сначала записывается в журнал, под своим номером, который ставится и на конверте с письмом. Существует целая система обработки и учёта корреспонденции и дальнейшей работы с обращениями осуждённых. Это необходимо для того, чтобы не запутаться, никого не забыть, избежать отправки посылок раньше положенного срока, иначе посылка вернётся назад.
Конечно, не обходится и без искушений. Некоторые письма тяжело читать, иногда они вызывают возмущение или желание резко ответить, отказать в просьбе. Но вспоминаешь о Боге – и делаешь дело. Не зря это называется служением. Московский старец Алексий Мечёв учил: «Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думай о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет он тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-нибудь добро, но когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою». Вот и нам приходится смиряться.
Облегчают работу так называемые «стандартные ответы». Есть несколько вариантов таких ответов. Тем, кто обратился в первый раз, высылается ответ, содержащий краткие сведения о группе поддержки, упоминается о том, что группа немногочисленна и не имеет постоянных спонсоров и штатных сотрудников, но по мере сил человеку постараются помочь. У обратившегося спрашивают – когда ему положена посылка, так как во всех исправительных учреждениях существуют ограничения. Обычно на письма отвечают прямо здесь, вкладывая стандартный ответ и дописывая то, что необходимо, отвечают также и на несложные вопросы. В стандартных ответах человеку предлагается помолиться о тех, кто помогает заключённым и о нашей стране. Вместе с ответом на первое письмо высылается анкета участника переписки, в которой, например, есть такие вопросы: «Крещены ли Вы в Православной Церкви?» «Верите ли Вы в Бога?». «Молитесь ли Вы по православному молитвослову и когда?». «Какие молитвы знаете наизусть?». Эти вопросы направлены на то, чтобы ненавязчиво напомнить человеку о том, что в жизни есть и другие ценности, есть Церковь, есть Бог, духовный мир.
Тем, кто обращается за помощью не первый раз, и просит продукты или вещи, высылается более краткий стандартный ответ, где сообщается о том, что человека поставили в очередь на посылку. Тем, кто обращается с просьбой о денежной помощи, высылается стандартный ответ, уведомляющий о том, что будет сделан запрос в администрацию колонии об уточнении необходимой суммы. Это позволяет наши скромные возможности направлять на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Если требуются значительные средства, после подтверждения просьбы, в храме вывешивается объявление о том, что требуется определенная сумма, и собираются пожертвования. Что касается денежных просьб, чаще всего просят на ксерокопирование уголовных дел и других юридических документов. Деньги на покупки в местном ларьке и на телефонные карточки группа поддержки не высылает.
Письма с материальными просьбами и сложными духовными вопросами передаём соответственно тем людям, кто собирает посылки или отвечает на такие вопросы. При этом, по возможности, мы на всём экономим. Например, женщина, которая в основном собирает посылки, ещё сама шьет трусы для заключённых, перекрашивает в тёмные цвета пожертвованную одежду.
Последнее время большое внимание мы уделяем взаимодействию с Карельской епархией. Отчасти и по нашей инициативе в г. Петрозаводске была также создана группа поддержки заключённых, которая сейчас оказывает помощь всем остальным исправительным учреждениям Карелии. Ответственный за данное служение дьякон Алексий Киселёв. Он проводит во всех учреждениях региона занятия по программе ПСТГУ, с использованием книги архиепископа Аверкия (Таушева) «Руководство по изучению Священного Писания Нового Завета». С отцом Алексием поддерживается постоянная связь через Интернет и по телефону, через него мы теперь можем получать более оперативную и достоверную информацию о заключённых, которым мы собираемся оказать помощь: в чём и насколько они действительно нуждаются. Мы стараемся проводить стратегию постепенной передачи материальной помощи заключённым на уровень местных епархий. В Карелии, например, большинство отбывающих наказание – это местные жители, которые после освобождения вернутся домой, возможно, станут прихожанами местных храмов, будут жить бок о бок с теми, кто сейчас мог бы оказать им поддержку. Поэтому мы считаем, что жители тех мест должны быть больше, чем москвичи, заинтересованы в налаживании отношений со своими оступившимися согражданами. Было бы естественно, чтобы регионы помогали своим заключённым, а мы – жители больших городов уже – будем помогать им, используя имеющиеся материальные возможности. Но личные контакты с осуждёнными в колониях, думаю, не заменишь никакими посылками.
Толчком к реализации такого подхода послужило обращение Наталии Леонидовны Высоцкой, председателя правления Общества милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь». На одном из Рождественских чтений она предлагала московским приходам оказывать помощь колониям преимущественно через священников, их окормляющих. Но практика показывает, что священники на местах и так перегружены. Необходимо создание групп помощи заключённым, которые бы помогали этому священнику в ведении неизбежной рутинной работы, отнимающей много времени. Вот в этом направлении мы сейчас и работаем: налаживаем взаимодействие с Карельской епархией и помогаем им в оказании помощи заключённым, находящимся на их территории, а они помогают нам оптимально оказывать адресную помощь колонии ИК-1, над которой мы взяли шефство. Через Интернет мы также стараемся связаться и с другими регионами (епархиями), откуда приходят письма.
Беседовала Ольга Ермакова
Источник: «Центр духовной поддержки православных общин в заключении»