Новая пенсионная формула начнет действовать в 2016 году, а от «заморозки» накоплений в негосударственных фондах россияне ничего не потеряют, заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.
Рисунок Д. Петрова
На заседании правительства 3 июля обнародовали прогнозы по развитию экономики и затрат бюджета на социальную сферу в ближайшие годы.
Растем или падаем?
Сначала Дмитрий Медведев сообщил, что предсказанное аналитиками замедление развития экономики пока не столь ощутимо, как ожидалось, однако нужно быть готовыми «к любому развитию событий». У России «пока достаточно резервов для компенсации любого рода экономических потерь», но премьер призвал учитывать все риски и «внимательно относиться к расходам». Ведь способов увеличения доходной части бюджета с учетом внешнеэкономической ситуации и параметров российской экономики не так уж много, добавил Дмитрий Медведев.
При этом почти 60% всех расходов федерального и регионального бюджетов — это социальная поддержка граждан: услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры. Только из федерального бюджета на выплату и индексацию пенсий, пособий, различных субсидий и компенсаций, повышение зарплат предусмотрено в период с 2015 по 2017 год более 2,7 трлн рублей. При этом бюджет Пенсионного фонда, например, — дефицитный: его доходы в следующем году по прогнозу составят 7,4 трлн рублей, а расходы — 7,5 трлн рублей. Оставшиеся сто миллиардов нужно будет как-то компенсировать (за счет межбюджетных трансфертов, — сказал Дмитрий Медведев).
Максим Топилин после заседания правительства сказал журналистам, что замедление роста экономики пока не влияет на собираемость средств в Пенсионный фонд. А вот в 2015 году снизится зарплатный фонд — а вместе с ним и сборы в Пенсионный.
36% до двух не-прожиточных минимумов — это сколько?
Сколько из озвученных премьером триллионов достанется каждому пенсионеру, пояснил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.
В рамках трехлетки Россия перейдет на расчет пенсий по новой формуле, принятой в прошлом году http://www.miloserdie.ru/articles/pensionnaya-reforma-zagadka-dazhe-dlya-ekspertov . В 2015 году индексация пенсий будет происходить еще по старым правилам, а в 2016–2017 годах перейдут на индексацию с учетом «пенсионного коэффициента». Кстати, по новым правилам «материнский» стаж (добавляемый к трудовому) увеличивается: раньше было полтора года за двоих детей, теперь 4,5 года за одного.
Пенсию по-прежнему будут слегка поднимать дважды в год: 1 февраля в соответствии с инфляцией за прошлый год (в 2015 году пока планируется индексация на 6%) и 1 апреля в соответствии с доходами Пенсионного фонда (по прогнозу, в следующем году это будет полпроцента).
Стратегия пенсионной реформы, по словам Максима Топилина, такова: до 2018 года пенсия должна составлять два прожиточных минимума пенсионера. Сейчас пенсия составляет 1,8 прожиточного минимума пенсионера. Чтобы достичь нужного показателя, пенсии придется поднять на 36% относительно уровня прошлого, 2013 года.
На сегодня «прожиточный минимум пенсионера» в среднем по России — 6 354 рублей, в Москве — 8 502 рубля, в Камчатском крае — 12 228 рублей, в Магаданской области — 11 810, в Тамбовской области — всего 4 802 рубля. Все эти цифры означают тот минимум, до которого доплачивают из городского бюджета пенсионерам, чья пенсия «не дотянула».
В Москве этот закон распространяется только на тех, кто не прописан в столице, но оформил здесь пенсию, и тех, кто живет в городе менее десяти лет. Для коренных москвичей нижний порог (официально «социальный стандарт») пенсии — 12 тысяч рублей. Правда, если умножить прожиточный минимум московского пенсионера (8502 рубля) на 1,8, то московская пенсия должна составлять как минимум 15 300 рублей. В реальности, по публиковавшейся ранее со слов Сергея Собянина статистике, средняя пенсия в Москве в 2014 году составляет 13,2 тысячи руб. Средняя пенсия по России — 10,9 тысячи рублей (а если умножить средний прожиточный минимум пенсионера на 1,8, получается 11 437 рублей).
«Замороженные» пенсионные накопления
Пошли ли деньги, отложенные россиянами на старость, на присоединение Крыма? 25 июня об этом говорил министр финансов Антон Силуанов — правда, почти сразу появились пояснения, что его неправильно поняли.
Так или иначе, в 2015 году обещают «разморозить» те 243 млрд руб. накопительных пенсий, которые должны были быть направлены в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в 2014 году, но направлены туда не были. Также были «заморожены» средства в управляющих компаниях и средства «молчунов» во Внешэкономбанке. По словам министра финансов Антона Силуанова, эти миллиарды были не «изъяты», а перенаправлены в страховую часть пенсии тех же людей. В следующем году не предусмотрено продолжение схемы 2014 года с заморозкой денег работающих россиян: все средства пенсионных накоплений поступят в выбранные людьми пенсионные фонды, как это было в 2013 году и ранее, до текущего года.
Министр труда Максим Топилин согласился с министром финансов: никаких займов из НПФ не делали, возвращать туда нечего. Накопительная часть пенсий может перечисляться в НПФ, когда сами фонды будут к этому готовы — а именно «войдут в систему гарантирования и будут акционированы».
В современных российских законах не закреплено право собственности граждан на пенсионные накопления. То есть в принципе «заморозка», или что на самом деле произошло с миллиардами рублей, — не противозаконно. Максим Топилин считает, что вносить закон о праве собственности на эти средства и не нужно: пенсии выплачиваются из единого котла, который образуется из инвестированных негосударственными пенсионными фондами накоплений.
Всех вылечат
Три минуты пятнадцать секунд заняло выступление министра здравоохранения Вероники Скворцовой о проектировках бюджетов по итогам заседания правительства.
«Найдены источники финансирования для обеспечения всех расчетных затрат фонда обязательного медицинского страхования на 2015–2016 годы. Мы существенно увеличиваем объем фонда ОМС: в 2015 году до 1 трлн 552,5 мрлд рублей и в 2016 году до 1 трлн 836 млрд рублей. Это большое повышение: этом году в фонде ОМС чуть более 1 трлн 200 млрд рублей. Это позволит увеличить объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП): мы помним, что к 1 июля 2017 года мы должны выйти на ежегодную мощность 750 тысяч человек в год», — сказала министр. В 2013 году высокотехнологичную медпомощь получили 505 тысяч человек, в 2011 — 323 тысячи (по другим сообщениям той же Вероники Скворцовой — в 2012 году пролечили всего 127 тысяч человек http://www.pskov.kp.ru/online/news/1378725/). Также Вероника Скворцова пообещала, что удастся увеличивать заработную плату врачам, медсестрам, фельдшерам по расчетам, соответствующим «дорожной карте».
В 2009 году потребность российских пациентов в высокотехнологичной медицинской помощи, по данным министерства, удовлетворялась на 57%, в 2012 — на 85,5%. Правда, потребность определяется не по наличию пациентов, а по запросам субъектов Федерации к федеральному бюджету. Поэтому-то «квоты» (хотя это слово и отменили) на бесплатное лечение во многих больницах заканчиваются в середине года.
В выступлениях руководителей здравоохранения степень удовлетворения потребностей россиян в ВМП указывается так, словно уровень потребности адекватно рассчитан. Параллельно звучат высказывания об отсутствии данных по уровню потребностей в ВМП из-за неполной диспансеризации, несовершенной диагностики, нежелания некоторых пациентов вообще обращаться к врачам.
Впрочем, количество квот на высокотехнологичное лечение соотносится с реальным количеством пациентов примерно так же, как прожиточный минимум в 8502 рубля с ценами на жизненно необходимые вещи в Москве.