Для нашего обзора мы привлекли информацию от фондов первой сотни рейтинга RAEX, а также информационные ресурсы РПЦ и Центрального духовного управления мусульман России.
Благотворители пришли не сразу
Беженцы из донецких республик стали прибывать в Россию еще до начала спецоперации – с 19 февраля 2022 года. Однако в первое время в СМИ широко анонсировалось, что обо всех приехавших позаботится государство – была оперативно развернута система ПВР (пунктов временного размещения), объявлено о выплате единовременной помощи. В разных городах оперативно возникли пункты сбора вещей и продуктов, развернутые различными общественными организациями (некоторые из них прекратили работать уже через неделю-две). Поэтому профессиональные благотворители включились в доставку помощи не сразу.
Исключение составил фонд «Русь», который, работая совместно с волонтерским штабом #МыВместе, привез первую продуктовую помощь на пункты временного размещения Ростовской области уже 20 февраля.
Оперативно развернулись также благотворительные организации приграничных регионов, вероятно, просчитавшие потенциальную тяжесть ситуации. Распоряжение о том, что социальный отдел Ростовской епархии начинает работу с беженцами, появилось 18 февраля, а первые продукты и вещи переданы в местные ПВР 21 февраля. Благотворительный фонд из Белгорода «Святое Белогорье против детского рака» 25 февраля объявил, что для беженцев одежда в их проекте «Добромаркет „Черешня«» будет выдана бесплатно. 26 февраля произошло заседание социального отдела Белгородской и Старооскольской епархии, после которого был открыт церковный штаб помощи беженцам в Белгороде.
28 февраля запустил сбор помощи беженцам фонд «Второе дыхание». 5 марта первую партию гуманитарной помощи передало Центральное духовное управление мусульман Ростовской области. С 1 марта гуманитарную помощь для беженцев передавали мусульмане Чувашии, 5 марта открылся штаб ЦДУМ в Астрахани, 6 марта начали собирать помощь мусульмане Волгоградской области и Дальнего Востока. 10 марта мусульманские организации передали 6 тонн гуманитарной помощи в ПВР города Пензы. Сбор гуманитарной помощи мусульманскими общинами продолжается.
Московский церковный штаб адресной помощи беженцам при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению открылся в начале марта, когда вынужденные переселенцы из числа едущих в Россию самотеком добрались до Центрального федерального округа (притом что в Москве пунктов временного размещения нет, ближайшие из них находятся в Московской области). С марта собирает гуманитарную помощь и лекарства для беженцев «Справедливая помощь доктора Лизы».
Фондам пришлось выступать в неожиданных амплуа

На 1 июня, по сообщению ТАСС, количество беженцев, выехавших в Россию из донецких республик и с Украины, превысило 1,6 миллиона человек. При этом раздача продуктов, одежды и средств гигиены до сих пор остается самым востребованным видом помощи. Для ее оказания некоторым благотворительным организациям пришлось действовать по непривычным алгоритмам.

Так, фонд «Второе дыхание» не только направил на раздачи пожертвованную им одежду, с которой они работают обычно, но закупал для раздачи белье (принимать ношеное белье от населения нельзя, его невозможно подвергнуть необходимой санобработке), канцелярские товары и бытовую химию.
«Русфонд», который открыл сбор на гуманитарную помощь 1 апреля после обращения уполномоченного по правам ребенка Воронежской области, смог сделать это, так как в его уставе прописана возможность помощи в связи с экстренными событиями. (Подобные программы открывали, например, после трагедий в Беслане и на подводной лодке «Курск».)
«Российский детский фонд» принимает продукты, вещи и средства гигиены для раздачи в своих отделениях в Москве, Ростове-на-Дону и Воронеже, хотя для его работы более характерны денежные сборы на медицинскую помощь.
Другие фонды смогли подключиться к помощи благодаря своим неосновным проектам. Так случилось со «Святым Белогорьем против детского рака», чей «Добромаркет „Черешня«» традиционно помогает социально незащищенным семьям. (Сейчас сотрудники фонда ежедневно выезжают для раздачи одежды в местный ПВР.)
Для помощи бедным был основан и открывшийся в январе 2022 года «Центр благотворительной помощи „Екатерининский«» на территории Екатерининского храма в Симферополе, ныне ставший основным центром сбора и раздачи гуманитарной помощи беженцам в Крыму. В Москве помощь беженцам частично оказывается через социальный центр службы «Милосердие», подопечными которого до нынешних событий также были малоимущие.
Фонд «АиФ. Доброе сердце» запустил чат-бот в телеграме, благодаря которому с сумел наладить адресную помощь беженцам. На сегодня помощь в маршрутизации, оформлении документов и медицинские консультации получили уже почти 700 человек.
К помощи быстро подключились фонды, у которых уже были налажены связи с Донбассом
Связи с Донбассом и Украиной у жителей приграничных российских регионов очевидны – по ту сторону границы у многих родственники, поэтому местные жители вовлечены в ситуацию гораздо активнее россиян из дальних от границы регионов, соответственно, большей информацией обладают и местные фонды. Однако в средней России к помощи подключились в основном фонды, имеющие связи с донецкими республиками либо уже помогавшие беженцам ранее.
В 2014 году усилиями Елизаветы Глинки был открыт приют для тяжелобольных и раненных детей «Дом милосердия», ныне поддерживаемый фондом «Справедливая помощь доктора Лизы». С донецкими республиками в 2014 году уже работал благотворительный фонд «Адели». А программа сотрудничества с ЛНР благотворительного фонда «Гольфстрим», как нам рассказали в фонде, инициирована председателем совета фонда Викторией Якимовой, уроженкой Луганской области.
У границы нужна гуманитарная помощь, дальше – юридическая

В целом программы помощи беженцам, которые есть сегодня в России, пока не отличаются большим разнообразием.
В приграничных областях остается высоким спрос на гуманитарную помощь. В Ростовской, Белгородской областях и в Крыму концентрируются люди, только что вышедшие из мест, близких к линии соприкосновения. Часто у этих людей нет вообще никакого имущества. Часть из них остается в приграничных регионах в надежде вернуться домой, как только обстановка хотя бы немного нормализуется.
В регионы дальше от границы едут люди, намеревающиеся остаться в России навсегда или на время. Ближайшая их цель – найти официальную работу, для этого необходимо получить статус временного убежища или временного проживания. Для обращения в миграционные службы за этими статусами необходимо выполнить нотариально заверенный перевод документов и пройти медицинское освидетельствование. Все эти услуги – платные. Несмотря на то что для прибывших из Донбасса и с Украины нотариусы ввели ряд льгот, действовать эти правила будут только до сентября 2022 года. Плата за медосвидетельствование отменена для экстренно прибывших по Постановлению правительства Российской Федерации от 19.05.2022 № 903, но распространяется такая льгота только на желающих оформить временное убежище (часть людей предпочитает оформляться через процедуру временного проживания), и, как рассказали «Милосердию.ru» в московском церковном штабе, нужные распоряжения до исполнителей на местах пока не дошли – то есть плату продолжают брать.
Итого, только за оформление минимально необходимого пакета документов и оплату пошлин у каждого въехавшего уходит больше 10 000 рублей. Если учесть, что единовременную выплату, положенную каждому въехавшему, люди иногда ждут несколько месяцев, оформление документов становится проблемным. А с учетом нормативных сроков, в которые органы миграционного учета оформляют документы, есть риск, что беженцы не смогут выйти на работу даже в ближайшие 2-3 месяца.
Кто и какую помощь оказывает сейчас
Гуманитарная помощь
Продолжается раздача гуманитарной помощи по линии РПЦ.
В ростовском штабе церковной помощи «Милосердие-на-Дону» сейчас получают помощь около 150 человек в день. Здесь выдают продуктовые наборы и бытовую химию, одежду, постельное белье, детское питание, иногда – детские коляски. Возможно приобретение лекарств, а также временное проживание в церковном ПВР в Иверском монастыре (женский, сейчас проживают мамы с детьми, всего 17 человек) и в мужском, в Покровском храме (сейчас живут трое).
В ростовском штабе есть повторная выдача помощи через две недели. Продукты для помощи собраны разными епархиями РПЦ, также делаются закупки на деньги, собранные самостоятельно и присланные социальным отделом РПЦ.
В Белгородском штабе церковной помощи сейчас продуктовые и вещевые наборы получают до 200 человек в день (деньги на эту помощь передал социальный отдел РПЦ, одежду жертвовали прихожане и спонсоры, продукты собирали приходы епархии, средства гигиены и детское питание передали социальный центр службы «Милосердие» «Дом для мамы» (Москва) и храмы восточного викариатства Москвы). Также в белгородском штабе организована психологическая и юридическая помощь.
В центре «Екатерининский» (Симферополь), который подключился к оказанию помощи с конца марта, в день принимают от 100 до 500 человек (центр работает три раза в неделю). Также через центр была организована доставка помощи в Херсонскую и Запорожскую области и раздача в этих областях горячей еды.
От 150 до 300 человек ежедневно принимают в московском штабе адресной церковной помощи. Продуктовый набор и вещевую помощь здесь можно получать ежемесячно, есть психологическая помощь, а также оплачивают перевод документов и медицинское освидетельствование (на это уходит около 150 000 рублей в день).
Юридические консультации и разовую помощь беженцам предоставляет комитет «Гражданское содействие» (признан иностранным агентом).
Благотворительный фонд «Дети наши» оказывает комплексную – юридическую, психологическую и материальную – помощь семьям с родными и приемными детьми, прибывшими в Москву, Смоленскую и Ярославскую области. Сейчас на попечении фонда 20 семей.
БФ «Справедливая помощь доктора Лизы» ведет несколько адресных сборов на лекарства для детей из ДНР и ЛНР, а также с марта покупает лекарства беженцам, приехавшим в Россию, раздает гуманитарную помощь и оплачивает транспортные расходы.
Специальные программы

Нынешняя ситуация сподвигла некоторые фонды к помощи беженцам не только на территории России. Иногда, уже после возвращения беженцев на родину, сотрудничество продолжается с ЛНР и ДНР.
Обеспечение больниц, оплата лечения и реабилитации
Фонд «Гольфстрим» начал сбор гуманитарной помощи 24 февраля 2022 года. На собранные деньги были закуплены медицинские металлоконструкции для проведения хирургических операций по адресному запросу жителей города Свердловска (ЛНР). Далее в больницу был куплен цистоуретроскоп.
Сотрудники фонда неоднократно посещали пункты временного размещения, передавали беженцам лекарства, продукты питания, средства гигиены. Оплатили лечение трем детям и двум пожилым женщинам. На очереди стоит еще несколько детей и одна пожилая женщина-беженка, которой требуется операция на глазах. 20 мая фонд подписал соглашения о сотрудничестве с уполномоченной по правам человека в ЛНР Викторией Сердюковой и общественной организацией «Союз женщин Донбасса» о помощи незащищенным категориям населения ЛНР. Цель программы – помогать местным общественным организациям развиваться и получать финансирование из России.
БФ «Подарок ангелу» закупает медицинское оборудование для Республиканского травматологического центра в Донецке, в том числе аппараты Илизарова для операций по восстановлению конечностей. Уже закуплено и доставлено оборудования на 2,5 миллиона рублей, идет сбор на вторую партию помощи.
Благотворительный фонд «Правмир» открыл сбор на лечение и технические средства реабилитации пострадавших, которые прибыли в Россию или остаются на территории Донбасса. Собранные средства пойдут на изготовление протезов, приобретение кресел-колясок, ходунков и других необходимых технических средств реабилитации, а также медикаментов. Сбор только начат, конкретные получатели в нем не указаны.
Помощь в образовании
С апреля фонд «Большая перемена» запустил новую программу помощи эвакуированным детям в образовании «Бережная поддержка». Помощь репетиторов по математике, русскому и английскому языку с конца июня будут получать 16 детей (учеников 7–9 классов) из Луганского детского дома. Договоренность об этом была достигнута в апреле в Ростовской области, где дети находились в ПВР.
Программа не начата до сих пор, поскольку в начале мая дети уехали обратно в Луганск, и сейчас решается вопрос, на какой платформе проводить занятия. (Распространенные в России скайп и зум в Луганске не работают.)
Рассылка о том, как люди помогают людям
Дистанционная реабилитация при ДЦП
Фонд «Адели» в марте перенаправил на семьи из донецких республик свою программу дистанционной реабилитации при ДЦП. Сейчас фонд работает с семьями из Донецка, Горловки и Макеевки. Пока предоставлена 41 программа (программа – это набор передаваемых по интернету занятий; в идеале ребенок смотрит и выполняет их индивидуально, но можно делать и с группой), в очереди лежат еще 370 заявок. Также фонд решает вопрос о предоставлении семьям психологической помощи, но пока организация психологической службы на местах отложилась из-за бомбежек.
Помощь животным
Фонд помощи бездомным животным «Ника» разместил 11 собак из Донецка в своем приюте в Московской области и ищет им новых хозяев. Сейчас на сайте фонда размещены объявления о восьми питомцах из Донецка.
Есть еще много разных видов помощи (помощь в трудоустройстве, репетиторство для детей, организация летних лагерей при ПВР), но это все волонтерские проекты, возникающие в интернет-группах местных сообществ или по частной инициативе.
Коллажи Дмитрия Петрова на основе фотографий ИТАР-ТАСС