Говорят, если органы опеки начинают обращать пристальное внимание на семью, значит, «нет дыма без огня». Откуда берется этот интерес, и кто посылает «сигналы» социальным службам?
Выполняя свои повседневные обязанности, сотрудники учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, а также правоохранительных органов, должны выявлять случаи нарушения прав ребенка. Кроме того, информация поступает от обеспокоенных «добровольцев» (соседей, например), из СМИ и интернета.
После получения сигнала формируется комиссия, которая изучает условия жизни ребенка и определяет, действительно ли его права нарушаются. По итогам ее работы принимается решение: разработать «план реабилитации семьи», изъять ребенка, добиться ограничения или лишения родительских прав в отношении матери или отца и т.п.
Согласно Семейному кодексу, немедленно отбирают ребенка у родителей лишь «при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».
Важней всего порядок в доме
Главную роль в принятии решения о дальнейшей судьбе ребенка играет обследование жилищно-бытовых условий, в которых он воспитывается. Здесь стандартные претензии сотрудников социальных служб предвидеть нетрудно: отсутствие ремонта, ветхость помещений, грязь в доме, мало еды. Как предотвратить подобные замечания, если семья бедна, кто-то из родителей потерял работу, имеются долги по ЖКХ?
По словам Ларисы Павловой, адвоката, члена правления НП «Родительский комитет», порядок в доме – это самое главное. «Бывает и бедная чистота», – отметила она в интервью «Милосердию.ru».
Чтобы первое впечатление сотрудников социальных служб не было негативным, Павлова советует родителям посмотреть на свою квартиру со стороны: «Постели должны быть заправлены, вещи сложены, полы – не с ворохами пыли, чтобы не было грязной посуды, чтобы не было в ванне замочено белье».
Обязательно иметь в доме запас продуктов хотя бы на два дня: готовую кашу, сухое молоко, консервы, сушки, сухарики. Когда в доме нет еды, «встает вопрос о том, могут ли родители, при наличии больших долгов по ЖКХ, элементарно кормить ребенка, или дети голодают», – пояснила Павлова.
Адвокат добавила, что по современным стандартам каждому ребенку положено отдельное спальное место, пусть даже раскладушка. «Бывает по-разному: маленькие дети спят с родителями, или дети спят по двое, – но это всегда вызывает вопросы», – отметила она.
Необходимо также наличие в доме игрушек, книг, спортивных снарядов. «Даже в многодетных семьях вещей, как правило, много. Что-то дарят, что-то жертвуют фонды. Но очень часто все это находится в хаотическом состоянии», – сказала Павлова. Между тем, с точки зрения органов опеки, родители должны уметь организовать «жизненное пространство» для детей. Это значит, что каждому ребенку нужна полка или шкафчик, куда он мог бы сложить свои вещи.
Как видно из номенклатуры бланка «Акта обследования жилищно-бытовых условий», представителей социальных служб может заинтересовать также психологическая атмосфера в семье, увлечения взрослых и детей и то, как они проводят свободное время.
Просите о помощи вовремя
Председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Гордеева советует малоимущим родителям не доводить проблемы до такого состояния, когда они «наваливаются комом». Сейчас есть масса возможностей получить профессиональную консультацию и материальную поддержку, считает она.
«Когда мы болеем физически, мы обращаемся к врачу. Социальные проблемы не менее сложны и тоже заслуживают профессионального внимания», – сказала Гордеева «Милосердию.ru». Она рекомендует нуждающимся родителям обращаться по «горячим линиям» в учреждения соцзащиты и пользоваться возможностью анонимного консультирования. В частности, детский телефон доверия (8-800-200-01-22) предназначен для обсуждения вопросов, связанных с детско-родительскими отношениями, причем туда могут звонить и взрослые, отметила она.
По словам Гордеевой, новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442, вступивший в силу с 1 января 2015 года, предполагает оказание помощи человеку, обратившемуся в соцзащиту, по принципу «одного окна». «Здесь могут оперативно связать с партнерами в здравоохранении, образовании, социальных службах, службе занятости. Лиха беда начало, не надо пугаться этих вещей», – подчеркнула Гордеева.
Впрочем, некоторые правозащитники предупреждают, что этот же закон № 442-ФЗ заложил основы для произвола социальных служб. Неспециалисту вряд ли удастся найти в документе пункт, указывающий на такую возможность.
Однако руководитель Ассоциации родительских комитетов и сообществ, директор общественного центра правовых экспертиз и законопроектов Ольга Леткова в интервью «Московскому комсомольцу» пояснила: «Тут все очень хитро завуалировано. В самом законе нет даже таких слов — изъятие детей, не прописаны полномочия социальных служб. Все это спрятано в так называемых «регламентах межведомственного взаимодействия», составление и утверждение которых полностью отдано на откуп региональным чиновникам социальной сферы».
Именно такие местные регламенты могут расценивать в качестве критериев «трудной жизненной ситуации» ребенка развод родителей, конфликты между родственниками, низкие доходы семьи и т.п.
Доверяя ребенка родным, оформляйте бумаги
Представим такую ситуацию: мать-одиночка заболела и ей приходится лечь в стационар, или одинокий отец вынужден уехать в командировку по работе. Как им избежать обвинений в том, что ребенок оставлен без присмотра?
Лариса Павлова советует не просто на словах поручить кому-то заботу о своих детях, а оформить официальную доверенность. Такой документ позволит человеку, который будет присматривать за ребенком, полноценно заниматься охраной его здоровья, обращаться в случае необходимости в органы образования, опеки, вести диалог с правоохранительными органами.
В доверенности надо указать фамилию, имя и отчество родителя, год рождения ребенка, паспортные данные того лица, на которого она выписывается, а также дату и срок действия документа.
Если родитель госпитализирован внезапно, заверить такую бумагу может главный врач лечебного учреждения, сказала Павлова. Если же оставлять ребенка под присмотром родственников или знакомых вынуждает разъездной характер работы, то доверенность лучше оформить заранее, например, на год.
Она может понадобиться даже бабушке и дедушке, дяде и тете, а не только подруге или дальнему родственнику. Необходимо также оставить этим людям копии свидетельства о рождении и медицинского полиса ребенка, напомнила адвокат.
Не сложились отношения с учителем или педиатром?
Родители, которые игнорируют графики прививок и не приводят детей на осмотр к педиатру, обращают на себя внимание руководства поликлиники. Синяки неизвестного происхождения и неопрятный вид ребенка настораживают учителей и воспитателей. Информация обо всем этом может поступить в соответствующие инстанции.
Возможно, на самом деле малыш наблюдается не в районном, а в каком-то другом медицинском учреждении. Тогда лучше поставить в известность врача или администрацию поликлиники.
В детском саду или школе дети могут травмировать друг друга. Не исключено, что воспитатель при этом заявит, будто ребенок пришел с синяками из дома. В любом случае, если ущерб достаточно серьезен, лучше отвести пострадавшего в травмпункт. Там надо проследить, чтобы рассказ ребенка об обстоятельствах получения травмы – удар одноклассника, падение с горки и т.п. – был зафиксирован врачом. «Ситуация, которая описана в медицинской карте, является одним из доказательств причинения вреда», – сказала Лариса Павлова.
«Лучше всего расспросить ребенка в присутствии свидетелей и записать его рассказ на диктофон. Потому что первое, что проверяют правоохранительные органы, это не родитель ли причинил вред ребенку. А еще лучше сразу же посоветоваться с юристом», – добавила она.
Предотвратить необоснованные обвинения проще всего, избегая конфликтов с педагогами и детскими врачами, считает Марина Гордеева. «Взрослым надо понимать, что человеческие отношения – это дорога с двусторонним движением» – подчеркнула она. В качестве примера Гордеева привела такой случай: «Мужчина один воспитывает дочь – подростка непростого поведения. Учительница пригласила его к разговору, а он сразу же обратился к ней на повышенных тонах. Заявил, что она предъявляет ему претензии, вместо того чтобы самой заниматься ребенком. Учительница в ответ пригрозила привлечь его к административной ответственности. Слово за слово, что называется».
Не избегайте чиновников
Получив сигнал, чиновник обязан его проверить, и родителям не следует уклоняться от общения. «Не надо уходить в подполье, не надо закрывать двери, это обычно производит впечатление, будто родители скрывают что-то серьезное, например, побои ребенка. Бывает, что психически больные люди баррикадируются, никому не открывают», – сказала Лариса Павлова.
Во время визита сотрудников органов опеки она рекомендует в первую очередь выяснить, от кого именно и какой сигнал поступил. Затем надо узнать, что конкретно интересует чиновников. Возможно, они будут настроены против родителей. Павлова советует попросить кого-то из знакомых присутствовать при визите – и не только ради моральной поддержки. «Бывают недобросовестные люди среди чиновников, бывают просто вспыльчивые в силу характера. Надо действовать спокойно и иметь очевидцев посещения органами опеки вашего дома. Можно сфотографировать, как они себя вели», – сказала она.
Некоторые родительские организации рекомендуют обязательно записывать должности и фамилии проверяющих. Включенный диктофон тоже не будет лишним. Нужно настоять, чтобы представители опеки соблюдали принятые в доме правила: разулись и помыли руки, например. Ни в коем случае не надо будить спящего ребенка. Один из основных советов – не позволять чиновникам самостоятельно осматривать дом, родителям лучше самим показать комнаты, содержимое шкафов и холодильников. Если сотрудники социальных служб обратили внимание на отсутствие каких-либо вещей, с их точки зрения необходимых, нужно немедленно объяснить им это обстоятельство, а затем убедиться, что пояснения отразились в «Акте об осмотре жилого помещения».
Акт должен быть составлен и подписан в присутствии родителя в двух экземплярах, причем все пробелы следует перечеркнуть, чтобы пустых мест не оставалось.
Опека во благо
К сожалению, ситуация, когда изъятие детей происходит обоснованно, встречается намного чаще, чем давление на родителей, действительно желающих воспитывать своего ребенка. Так, сотрудница одного из подмосковных детских приютов Татьяна рассказала «Милосердию.ru», что обычно ребенка к ним приводит полиция: «Как правило, схема такая: родители неделями пьют, могут даже не появляться дома, маленькие дети одни. Соседи обращаются в полицию. Полиция забирает ребенка, отвозит в больницу, чтобы там проверили, нет ли у него какого-либо инфекционного заболевания, потом его привозят в приют».
Пытаются ли родители, опомнившись, вернуть своих детей? «Приходят, конфеты приносят. Забирать не собираются. Им так удобнее, можно дальше пить. Таких детей – абсолютное большинство», – подчеркнула Татьяна.
По ее словам, подростки иногда приходят в приют сами, пишут заявление и остаются. «Вот, две девчонки недавно пришли, раньше вдвоем квартиру как-то снимали, а потом решили к нам перебраться», – сказала она.
А как в Европе?
Согласно исследованию российского парламентария Ольги Борзовой, представившей свой доклад ПАСЕ весной 2015 года, реже всего отбирают детей в Словении. Нечасто прибегают к этой мере в Андорре, Кипре, Эстонии, Грузии, Греции, Люксембурге, Черногории, Норвегии, Сербии и Турции, там количество изъятых детей не превышает 0,5%.
В противоположном конце списка – Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Литва, Польша, Португалия, Румыния, а также Россия. В этих странах изымаются до 1,66% детей.