Православный портал о благотворительности

Как закрыть мошеннический сбор в сети: инструкция

Прекратить мошеннический сбор в сети вполне возможно. Для этого необходимо только терпение и трудолюбие

Фото с сайта wallpaperscraft.ru

Мошенника от благотворительности привлечь к ответственности в России довольно трудно. Классическая уже история о том, как даже большой и сильный Русфонд не смог посадить мелкого жулика из провинциального города – хорошо известна. Таковы особенности юридической практики, и вряд ли они в ближайшее время поменяются.

Но если нельзя мошенника посадить, то прекратить мошеннический сбор в сети вполне возможно. Для этого необходимо только терпение и трудолюбие.

Начнём с простого – с ситуации, когда сбор ведётся в социальной сети. В этом случае есть два варианта действий. Первый – это устраивать публичный скандал, писать посты, привлекать всеобщее внимание к тому, что вот они – мошенники. Это может сработать, и оппоненты сами закроют группу.

Шаг первый: собрать доказательства

Для начала спокойно и не спеша собираете доказательства того, что сбор – мошеннический. Если используются чужие фотографии, тексты и документы – собираете в отдельный файлик ссылочки, подтверждающие это. При этом имейте в виду – возможно, придётся доказывать, что именно у вас настоящие фотографии и документы, а подделка именно у того, на кого вы жалуетесь. Постарайтесь выйти на контакт либо с самим нуждающимся (или тем, чьи данные выдают за данные нуждающегося), либо с уполномоченной организацией. Идеален вариант, когда у вас на руках есть разрешение на публикацию личных данных – потому что у мошенников его в любом случае не будет.

Вообще документы – ваш основной инструмент при общении с руководством и технической поддержкой любой социальной сети, а также платежных систем, доменных регистраторов и хостеров. Так что соберите их заранее. Если опасаетесь, что их удалят – сделайте скриншоты, иначе ваши жалобы будут мало кому интересны.

Также лучше заранее подробно собрать данные о группах в социальных сетях – когда созданы и кем администрируются, кто основные участники. Иногда бывает полезно вообще посмотреть их подробнее – порою мошенники создают целые гроздья фальшивых аккаунтов, на каждый из них регистрируют сборочные группы, далее все вступают в группы друг ко другу, и тем самым создают иллюзию многолюдства и популярности.

Куда жаловаться на сбор в соцсетях

После того, как все материалы собраны, пишете собственно жалобу. Если дело происходит Вконтакте, то в правом верхнем углу стандартного меню есть ссылка на «Помощь» и далее в разделе «Сообщества» есть инструкция, как именно стоит жаловаться. Дальше Вы просто спокойно общаетесь с техподдержкой, предоставляя данные о том, где и в чём заключается обман. Обычно процесс закрытия группы занимает несколько суток.

В «Одноклассниках»для жалоб на группы существует специальная ссылка «пожаловаться на группу» под главной фотографией группы, но она не очень подходит для наших целей – в списке возможных вариантов причин блокировки мошенничества нет. Поэтому лучше опять же воспользоваться каналом связи с технической поддержкой – вот здесь вот, нижний пункт меню.

Важно понимать, что техническая поддержка блокирует только группы с прямым и откровенным обманом, вроде использования чужих фотографий или названия посторонней организации. Если в группе просто сомнительные документы, завышенный счет, идёт сбор средств на какие-то «левые методы» лечения или просто сбор кажется ненужным (например, больной неизлечим) – то это не проблемы технической поддержки, и она совершенно не обязательно пойдёт вам навстречу.

Надо сказать также несколько слов про Фейсбук, хотя он редко используется мошенниками. Система подачи жалоб в этой социальной сети очень сложная, многоуровневая. При этом возможности обратиться к администрации с письмом нет, возможно лишь бесконечно выбирать из пунктов меню. Также совершенно неизвестно, почему на одни жалобы администрация Фейсбука реагирует, а другие оставляет без внимания. Поэтому единственный известный способ всерьёз донести да неё информацию о мошенниках – это многолюдство. Собирайте побольше людей и просите каждого потратить 10-15 минут на отправку жалобы. Идеальным решением в этом случае бывает создать иллюстрированную инструкцию с указанием, куда и в какой последовательности нажимать и распространить её по друзбям. В противном случае вашу жалобу, вероятнее всего, просто не заметят.

В некоторых случаях мошенники используют для сбора средств платёжные системы типа «Яндекс-деньги» или «Webmoney». Опять же, и с администрацией Яндекс-денег возможен контакт, им также можно написать жалобу на то, что номер кошелька такого-то используется в мошеннических операциях. Если письмо обосновано, они кошелек блокируют довольно быстро, и ни перевод денег на него, ни вывод их вовне окажутся невозможны. Контакты их вот здесь. На мошенническое использование Webmoney гораздо сложнее пожаловаться, во всяком случае в истории с сайтом «Подояние» у нас это не получилось, но возможность такая есть на сайте системы.

А если это целый сайт?

Теперь о том, как закрыть мошеннический сайт, а не группу в социальной сети.

Каждому сайту необходим хостинг – то есть техническая платформа для существования, а также у него есть регистратор доменного имени – компания, которая хранит данные о том, что конкретное имя принадлежит именно этим людям и создавать ещё один сайт с таким же именем нельзя. Именно к этим инстанциям и стоит обращаться при столкновении с мошенническими сайтами.

Для того, чтобы выяснить такого рода данные, используются сервисы WHOIS – например вот этот, или вот этот. Результат обычно выглядит примерно вот так (на примере нашего сайта Предание.ру):

Из этой информации видно, что домен predanie.ru зарегистрирован на BF «Predanie», для контакта с администрацией сайта необходимо зайти перейти по ссылке, а регистратор – Regtime-Ru. В других случаях, особенно когда сайт зарегистрирован на  физическое лицо, могут быть указаны и более полные контактные данные – имя, фамилия и даже телефон. В этом случае Вы сможете позвонить мошеннику и спросить, не мучает ли его совесть.

Это кстати, тоже может помочь – мошенники люди довольно трусливые, и при первых признаках противодействия обычно сворачивают работу.

Дальше необходимо найти сайт регистратора и там обратиться в службу поддержки. Лучше обратиться сразу по нескольким каналам – через форму обратной связи, по телефону и электронным адресам на сайте. Чем обстоятельнее и подробнее письмо, тем больше шансов на какие-то реальные действия.

Регистратор домена не обязан идти вам навстречу и прекращать делегирование домена – чисто юридически, как правило, такие вещи не прописаны в договорах. Однако в качестве жеста доброй воли такое возможно.

Другой ваш потенциальный союзник – компания-хостер, наплощадке которой находится мошеннический сайт. В результатах WHOIS-запроса это строчки nserver. По названиям серверов можно установить, просто забив их в интернет-поисковик, как называется компания-хостер. У всех хостеров есть сайты, и там тоже есть служба технической поддержки, куда можно жаловаться на мошенническое использование их сервиса.

По нашему опыту, именно компании-хостеры чаще всего оказываются наиболее отзывчивы к такого рода запросам, именно с ними проще всего договориться. Они озабочены своей репутацией, и они понимают, что сегодня мошенник, например, подделывает сайт фонда, а завтра начнёт рассылку спама или DDOS-атаки, что плохо отразится на реноме компании. Потери в случае отказа в хостинге конкретного сайта у них невелики.

К тому же государство постоянно пытается в том числе на хостеров повесить выполнение разнообразных функций по блокировке пиратов, экстремистов, педофилов и всего остального нелегального контента. Поэтому угроза обратиться за помощью к правоохранительным органам также может оказаться действенным способом найти в лице компании-хостера союзника. Впрочем, к этому средства стоит прибегать только в том случае, если не получилось договориться мирно.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version