Агентство обновления Норильска
Компания «Норильский никель» совместно с Администрацией города Норильска и командой профессиональных экспертов дала старт проекту по созданию «Агентства обновления Норильска» – нового современного института проектного управления изменениями в регионе.
В том, что Норильск – фактически закрытый город – есть и свои плюсы и свои минусы.
«Норильчане весьма закрыты и хорошо знают свой город, свои возможности. Но с другой стороны, это зашоренность. Возможность возможность привлечь сюда людей «со стороны», – это хорошая возможность посмотреть на себя со стороны»,– считают представители бизнеса.
Новая жизнь города
«Я уверена, что в Норильске будет происходить только то, чего захотят активные горожане, предприниматели, депутаты, работники администраций, – подчеркивает Лариса Зелькова, вице-президент – руководитель блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью ПАО «ГМК «Норильский никель». – В Норильске нельзя сделать ничего так, что «кто-то где-то решил, что Норильску будет хорошо». И это проверено десятилетиями. До нас многие люди, жившие и работавшие в Норильске, точно так же смогли здесь сделать только то, что было поддержано городом».
И вот, для серьезных преобразований жизни города, компания «Норильский никель» совместно с Администрацией города Норильска и командой профессиональных экспертов дала старт проекту «Агентства обновления Норильска».
Норильск и Таймыр обладают уникальной базой для развития самых разных направлений, связанных с туризмом, городской инфраструктурой, образованием, медициной и разными другими важнейшими с точки зрения качества жизни здесь направлениями.
«Есть очень много идей. Но проектов, благодаря которым было бы понятно, сколько стоит реализация той или иной идеи, какой эффект она принесет, в течение какого срока и какими ресурсами можно было бы ее воплотить в жизнь, у нас сегодня на столе нет. Поэтому одной из первых и важнейших задач будущего «Агентства обновления Норильска» будет как раз формирование такого набора проектов. А сформирован он может быть за счет партнерства с городской администрацией, предпринимателями, которые сегодня уже работают в городе, «Норильским никелем», краевыми органами власти, различными существующими в стране структурами, которые поддерживают такие проекты», – поясняет Лариса Зелькова.
Самое важное сейчас – ресурсы, и не финансовые, а ресурсы идей.
Что же нужно Норильску в первую очередь, чтобы постепенно превращаться в город, комфортный для жизни, лояльный к своим жителям? Норильчане отмечают, что иногда нехватка такого комфорта отмечается на самом обычном бытовом уровне.
Например, магазины. Часто люди копят деньги, чтобы потом закупаться «на большой земле». В местных магазинах все или дорого, или не удовлетворяет покупателя по качеству. Или, скажем, сетевые кафе – их в Норильске тоже нет.
Татьяна Веллер, эксперт международного уровня в гостиничной отрасли на рынках России и СНГ, замечает, что Москва и Санкт-Петербург уже «наелись» сетевыми продуктами – магазинами, ресторанами. А в случае с моногородами, городами индустриального, постиндустриального характера, добывающими и перерабатывающими, есть недостаток такой сферы услуг.
«Муниципальная карта России: точки роста»
Уже несколько лет, совместно, силами «Норникеля» и Фондом Кудрина по поддержке гражданских инициатив развивается интересный проект. Целью проекта «Муниципальная карта России: точки роста» является содействие социально-экономическому и социокультурному развитию муниципальных образований. Нужно искать новые технологии развития Норильска, Мончегорска, Печенгского района, чтобы расширять интересы и возможности местных жителей и обогащать социальную среду.
У фонда Кудрина есть аналитическая и исследовательская часть работы, направленная на то, чтобы понять состояние городских и сельских сообществ в России и собрать самые лучшие муниципальные практики самоуправления. Компания «Норникель» предложила плотно заняться развитием муниципалитетов территорий ее присутствия.
«Мы хотим взбодрить местные сообщества, заставить и задуматься о том, как развиваться именно в качестве сообществ, где вместе работают власть, бизнес, местные жители. Формировать некую стратегию своего муниципалитета. И на основе такого общения и понимания задач начинать движение к новому управлению муниципалитетами.
Чем должен быть Мончегорск, например? Только ли городом металлургической переработки, или должен он еще быть и крупным логистическим центром в Мурманской области? на чем должен профилироваться Печенгский район – только на добыче медного сырья или еще на, допустим, приграничной торговле или на туризме? А как должны функционировать эти образования с точки зрения демографического роста или сжатия, должны ли они свою инфраструктуру подстраивать под эти задачи – наращивать численность жителей или быть более компактными? Это все стратегический выбор, который должны делать жители со своей местной властью», – говорит Андрей Максимов, руководитель проектов Комитета гражданских инициатив
Все эти задачи будут решаться в рамках дискуссий и даже мозговых штурмов. В итоге города лучше смогут понять цели своего развития и найти для себя новую мотивацию, новую творческую энергию, чтобы двигаться дальше в непростых экономических условиях.
Дать таким городам новый толчок к развитию нужно, в том числе, чтобы заинтересовать жителей и остановить миграцию из этих дальних городов. «Норникель» ведет в городах своего присутствия много социальных программ, направленных на то, чтобы люди оставались на местах – то есть такая проблема существует.
«Сейчас намечается явный тренд – южный или восточный или западный дрифт, когда люди перемещаются в те места, которые климатически более удобны для жизни, – замечает Андрей Максимов. – Существует, действительно, проблема демографического сжатия в этих северных, не очень удобных для жизни территориях есть. По ней много сломано копий.
И есть две позиции. Одни считают, что нужно удерживать жителей в этих образованиях. Поддерживать некий опорный каркас территории. Сохранять численность населения в этих особых территориях, чтобы они оставались освоенными и обжитыми. Другое мнение – что сохранять в таких местах дорого и непродуктивно, и что нужно, наоборот, переходить на вахтовый метод работы или планировать постепенное сжатие и , например, закрывать неперспективные населенные пункты».
Поэтому нужно менять экономику в этих городах. Раз уж люди живут в таких непростых условиях, и это не только мужчины трудоспособного возраста, занятые на металлургическом производстве, то нужно делать такие города привлекательными для широкого круга людей. Нужно создавать новые рабочие места в гуманитарной сфере. И это требует неких новых идей, новых профилей развития.
Другая часть проекта состоит в поиске лучших муниципальных практик и внедрения их на конкретных территориях. У любого города есть свои наработки. И в ЖКХ, в социальной сфере, в образовании или в организации досуга. Нужно расширить горизонт применения сил муниципальных служащих. «Мы хотим наладить коммуникацию между разными городами, территориями: одни продвинулись в каком-то направлении, а другие хотят перенять опыт, – рассказывает Андрей Максимов. – Первым таким проектом станет готовящийся деловой мост между Норильском и Пермью. Города эти в чем-то похожи. И даже родственные!
Историки-краеведы говорят, что жители Норильска восходят к пермским корням. При этом Пермь один из продвинутых городов России, и в сфере местного управления есть неплохие наработки. Скажем, есть отличные идеи в области образования. Пермь лидирует по результатам ЕГЭ, по количеству олимпиадников среди аналогичных городов. Интересный бизнес-инкубатор, там сконцентрированы лучшие российские разработки в области робототехники. Скажем, робот-продавец в цветочном магазине, робот-налоговый консультант и так далее. Пермские практики одни из самых интересных в стране. Опыт этот уже оценен как интересный».
И представители городской администрации и муниципального управления, а также представители интересных социальных проектов Норильска отправятся в Пермь перенимать этот опыт. При этом ничего нельзя скопировать буквально. Все города разные. Нужно приноравливать опыт к своим традициям. Задача – показав лучшие практики и ориентиры, помочь в этой коммуникации, общении, обмене опытом.
А поедут ли в Норильск туристы?
Виктор Матасов, директор «Объединенной дирекции заповедников Таймыра», считает очень важным, что «Норникель» инициировал развитие местных территорий. «Мы наконец-то выработаем Стратегию развития туризма на нашей территории. Первое, что нужно сделать – это достойный отдых для норильчан, для семейного отдыха. Поэтому мы выставляем следующие приоритеты: Красные Камни, озеро Лама, озеро Мелкое и Глубокое».
Конечно, для полноценного развития туризма территории нужны качественные отели. О планах строительства в Норильске гостиницы уже заявил мэр города Олег Курилов.
Татьяна Веллер, в свою очередь, отмечает, что в ее практике много примеров, когда приход сетевого гостиничного оператора – международного или российского – «оживляет обстановку и придает определенный статус городу».
Появление сетевого отеля в городе придает ему иной вес. Это означает, что город является интересным в смысле делового или рекреационного туризма, и имеет право находиться на карте мира для международных операторов. «Достаточно много определенного уровня российских путешественников тоже предпочитают останавливаться в сетевых гостиницах. И теоретически некоторые из них не поедут, если нет какого-то сетевого понятного продукта, потому что это определенный стандарт качества, определенный стандарт сервиса, определенный стандарт безопасности».
«Надо завлечь в Норильск людей, чем-то их заинтересовать. Не норильчан – норильчанин один раз придет, не более того. А людей с «материка», – говорит Александр Рюмин, директор Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель».
И действительно, например, Таймырский полуостров очень перспективен с точки зрения внутреннего туризма, отмечает Вадим Мамонтов, генеральный директор компании Russia Discovery.
Начать, возможно, стоит с постройки дорог. Это бы дало в первую очередь местному населению возможность самим познакомиться с этим краем. «И начать стоит, возможно, с предложения для них – такого достаточно бюджетного, и в то же время комфортного, привлекательного, чтобы практически любая норильская семья могла себе позволить познакомиться хотя бы с озером Лама, и может быть попасть куда-нибудь дальше. Но и конечно, более интересная история, – это развитие точек присутствия на самом плато. Нужно сделать их более комфортными для пребывания туристов. Возможно, сделать площадки для установки палаточных лагерей. Возможно, построить какие-то стационарные небольшие дома», – считает Мамонтов.
«Взбодрить местные сообщества»
Компания «Норникель» развивает не только Норильск, но и Кольский полуостров в Мурманской области, где также расположено производство компании. Эта территория также имеет большой туристический потенциал. «Туристический профиль может быть актуальным для Кольского полуострова. Это экзотика русского Севера, которая привлекает многих. И это всего два часа лета от Москвы. Плюс невысокие цены на билеты, много природных красивых мест, – поддерживает идею туризма и Андрей Максимов, руководитель проектов Комитета гражданских инициатив. – Свой возможный туристический профиль мало кто из муниципалитетов полуострова реализовал. Эта ниша пока не занята. Скажем, село Териберка сейчас активно раскручивается. В Хибинах горнолыжный курорт Кировск развивается еще с советских времен. Мончегорскому и Печенгскому районах можно было бы проявить активность, чтобы воспользоваться своими возможностями и развиваться в этом направлении».
Ведь сфера туризма – это и гуманитарная занятость, и пространство для маневра и для деятельности людей, которые склонны к творческой активности. «Это же другой психотип людей, и они не могут найти себе занятость на производстве. А сфера туризма и расширяет горизонты восприятия у местных жителей, и создает новую занятость. Скажем, сельхозпереработка – сбор северных ягод. Все это можно развивать, если есть во что встраивать», – замечает Андрей Максимов.
Но развитие в регионе туризма – лишь одна из идей.
Андрей Максимов, руководитель проектов Комитета гражданских инициатив
Территория присутствия «Норникеля», замечает Андрей Максимов, прекрасно подходит для преобразований. Компания ведет продвинутую социальную политику, это очень социально-ответственный бизнес. Компания сильно продвигает территории, на которых работает. И это благодатная почва для выращивания муниципального опыта.
«Норильску есть чем похвалиться. Скажем, три новых детских сада просто поражают воображение. Абсолютная многопрофильность специалистов. Четко подстроенные под каждый профиль залы и помещения. Есть зал для краеведческого познания детей: там есть мини-Норильск, мини-Красноярск, мини-Таймыр. Поразила воображение детская библиотека, малыши сами выбирают себе книжки, ведут формуляры, все на основе самоорганизации. В Дудинке прекрасен Таймырский краеведческий музей. Прошедший форум социальных технологий в Мончегорске – тоже своего рода лучшая муниципальная практика».
Но не изменится ли в итоге облик таких моногородов? Хорошо или плохо для самого градообразующего предприятия такое изменение миссии территории? Ведь горожане получат новые цели и интересы.
«Такие жизненные преобразования не мешают, а даже обогащают город, – убежден Андрей Максимов. – Там, где градообразующее предприятие неперспективно, – это беда. Такой моногород обречен на вымирание вместе с предприятием. Но тот город, где развитие перспективно и предприятие работает и развивается, все же имеет некие ограничения. Как говорится, узкий специалист подобен флюсу, его полнота односторонняя. Такому городу не хватает гармонии, внутренней энергии, разнообразия, пространства выбора для людей, которые там живут.
Поэтому такие моногорода и сокращаются в численности. А люди рассматривают свой город как временное прибежище. Заработали денег, отработали положенный срок – и отправили детей туда, где у них будет шире кругозор, больше пространство маневра… чтобы этого не происходило, и нужно менять экономику таких городов. Новые проекты и сферы развития будут укреплять такие территории. Как ребенка, которого поддерживают оба родителя – папа и мама. Одного родителя недостаточно, будет чего-то не хватать».
На первом семинаре, который уже прошел по проекту «Муниципальная карта России» в Норильске, задача была нащупать первые идеи и понять, куда нужно двигаться. «Мы работали с муниципальными работниками. Но будем работать и с населением этих городов через дискуссии. Брейнсторминг здесь очень важен,- подчеркивает эксперт Фонда Кудрина. – Это нечто похожее на идеи краудсорсинга: нужно черпать идеи от горожан и стараться претворять их в жизнь».