Ольга Малова – преподаватель обществознания, выпускница философского факультета МГУ, мама двоих детей. 7 лет преподает обществознание в онлайн-школе «Фоксфорд». Среди ее учеников – и шестиклассники, которые только начинают изучение предмета, и те, кто готовится к ОГЭ и ЕГЭ. Онлайн-уроки в «Фоксфорде» идут в группах.
Пресекаем «обломовщину»
Даже если дома есть вся необходимая техника, проследить, чтобы в учебное время ребенок занимался именно уроками, довольно сложно. У тех детей, которые учиться привыкли, проблем с этим, как правило, не бывает. Если у ребенка нет мотивации учиться, в ситуации «удаленки» учитель, скорее всего, ничего с ним сделать не сможет, впрочем, как и родитель, даже если он специально к определенному времени позвонит с работы.
Прошедшее лето показало, что теперь даже экзамены ребёнка без мотивации к учебе не дисциплинируют, потому что «еще неизвестно, когда там будут эти экзамены».
Дома в принципе больше отвлекающих факторов. Когда исчезает необходимость перемещаться в школу, у ребенка стираются временные вехи, исчезает расписание дня. Если мы никуда не идем, не надо вставать, одеваться, чистить зубы, завтракать, можно вообще просидеть весь день в пижаме, особенно если ребенок дома один с компьютером, а взрослые на работе.
Полезным в нынешней ситуации будет не только требовать результативной работы на уроках, но и целенаправленно пресекать «обломовщину». Несколько раз в день позвоните ребенку, постарайтесь выйти с ним на видеосвязь, посмотрите, в каком он виде и чем занят.
Важная задача времен «дистанционки» – в принципе не утратить навык учиться.
Идея пригласить в гости к ребенку одноклассника, чтобы они занимались вдвоем, и включался соревновательный момент, имеет право на жизнь, но очень зависит от особенностей конкретного ребенка. Для кого-то такая компания может быть поводом не заниматься, а, наоборот, от души постоять на ушах.
О плюсах дистанционного обучения
Дистант открыл для родителей много проблем, которые, на самом деле, существовали давно. Обычно считается, что организовать урок и «вложить» в голову ребенка знания – дело учителя. Но ведь «вложить» ни в кого ничего нельзя, можно только научить. И невозможно научить ребенка, который пятнадцать раз подряд отвечает: «Я не понимаю», имея в виду: «Я не хочу понимать, мне это не нужно, неинтересно, я не буду этого делать».
Нынешние дистанционные уроки учителя проводят в гораздо большем напряжении еще и потому, что теперь ничто не мешает родителям увидеть урок. Плохое качество преподавания становится видно.
Образование должно не только давать знания, но и навыки работы с ними, их применение. Запомнить все невозможно, а научиться работать с информацией вполне реально.
Но для того, чтобы это изменилось, нужна большая и небыстрая работа всех участников образования – родители должны осознать, что существуют определенные проблемы, ученики почувствовать вкус к альтернативным способам образования, учителя помочь детям учиться, Министерство изменить форму аттестации. К сожалению, школьный учитель – человек подотчетный, он использует те формы, которые диктуют ему документы.
Учителям и родителям лучше договориться заранее
В решении проблемы «в каком формате сдавать домашнее задание» учителям, на мой взгляд, должны были прийти на помощь школы – организовать общий «краткий ликбез» от более продвинутых коллег менее опытным несложно. На таких занятиях стоит объяснить, как сжать файл, как прочитать файлы с разным форматированием, что файл, в котором задание печатали прямо на компьютере, занимает меньше места, чем фотография тетрадной страницы.
В идеале нужно, чтобы весь класс сдавал задания однообразно – в одном месте (на платформе, в почте) и в одном виде (в теле письма, прикрепленным файлом, фотографией тетрадной страницы). Предупредить об этом нужно заранее.
С другой стороны, понятно, что организовать такой же «цифровой ликбез» для родителей крайне сложно, и идеального порядка здесь не будет никогда. У нас в «Фоксфорде» бывают ситуации, когда ученик сдает задание в файле какого-то формата, прочитать который не удается. В этом случае можно его попросить прислать задание снова.
Родительское участие в учебе ребенка неизбежно. Иногда ребенок жалуется: «По этому предмету я не смог отправить файл. А здесь начал отправлять, а у меня все исчезло». Стоит ежедневно подробно расспрашивать ребенка, не подвела ли его техника. В таких ситуациях понадобится родительская помощь.
Получается хлопотно, но ведь и в обычной жизни мамы часто помогают с выполнением домашнего задания, а иногда вечером накануне занятия узнают, что нужна спортивная форма определенного цвета, золотистый картон для творчества, костюм Облака и поделка из каштанов.
И еще одно важное правило – не пишите учителю круглосуточно!
Обязательно надо заранее договориться, в какое время и как можно писать учителю. С появлением чатов появилась возможность общаться с учителем, и рамки немного размылись. В итоге сообщения: «я не понял, у меня не открылось, объясните мне», – сыпятся на учителя, начиная с шести утра и до ночи. Отправители обычно обижаются, если им не ответили.
Уроки другие. Лайфхаки для учителей
Обычный школьный урок – «здравствуйте дети, откройте тетради, сегодня мы с вами узнаем…» – в интернет перенести нельзя. Онлайн урок строится совершенно иначе – на нем возможен просмотр видеороликов, прослушивание аудиозаписей, заполнение опросников, онлайн-игры.
Поиск и подготовка таких медиа-примеров – огромная работа, причем новая и непривычная.
Надо понимать, что, если дистанционное обучение вводят с завтрашнего дня, а на учителе остается вся текущая нагрузка, и никакие методисты ему не помогают, в лучшем случае, он успеет сфотографировать какие-то страницы учебника.
Не превращайте урок в лекцию!
Основная ошибка учителей – урок нередко превращается в лекцию. Но школьники и даже студенты младших курсов конспектировать почти не умеют. Моменты, когда учитель рассказывает теоретический материал, на уроке неизбежны. Для 5-6 класса монолог учителя не может превышать 10 минут. Навыку «выбрать из массива информации основное и записать» нужно обучать отдельно.
Рассказ учителя можно дополнить презентацией, подборкой картинок – всем, что немного разобьет монотонный рассказ, тем более, вы уже находитесь в интернет-реальности, где размещено много подходящих материалов. Видео, если вы выбрали его для урока, не должно быть длинным. Можно показать короткую нарезку в классе и задать просмотр более полной версии на дом.
Привяжитесь к современности!
При изложении нового материала очень хорошо действует прием, когда что-то древнее или теоретическое привязывается к современной жизни или практическим навыкам. То есть, не «сегодня мы рассмотрим «Закон о правах потребителя»», а «вы знаете, что не подошедшую вещь из магазина можно сдать в течение двух недель, даже если у вас нет чека»! Не «изучаем сословия в феодализме», а «как могут различаться группы внутри общества, например, чем готы отличаются от панков». И только потом переходим к разговору о сословиях.
Нынешние дети совсем не привыкли, что в школе могут рассказывать про современную жизнь, поэтому на такие примеры реагируют с большим интересом. Но примеры нужно постоянно обновлять. На пересказ сцен из известных советских фильмов нынешние дети уже не отзываются, даже «Гарри Поттер» уже почти устарел.
Еще одна проблема – при занятии онлайн мы детей почти не видим. Проконтролировать, что именно происходит с учеником, физически нельзя, может быть, он включил трансляцию занятия, а сам открыл рядом другую вкладку и читает что-то в интернете.
С другой стороны, на реальном живом уроке ученик тоже не всегда присутствует. Даже если учитель бродит по классу, ученик спокойно может смотреть в окно, играть в телефоне, в конце концов, просто «уйти в себя». И тогда урок идет, а ребенок на нем как бы не присутствует.
Добивайтесь обратной связи!
Чат урока не должен выглядеть как две фразы: «Здравствуйте» – в начале занятия и «Всем спасибо» – в конце. Работать с чатом в чем-то даже удобнее, чем с вопросами учеников на обычном уроке. Бывает, задать какой-то вопрос лично дети стесняются, написать вопрос в чат современным детям проще.
С другой стороны, и здесь есть проблема. Для того, чтобы отказаться отвечать на обычном уроке, ученику нужен серьезный повод и немалое усилие. Заставить ребенка отвечать в чате невозможно – он может сказать, что отрубился звук, завис интернет, и исчезнуть с горизонта.
Разумеется, еще до начала урока ученики должны знать правила работы: «Посторонних вещей в чате не пишем, нецензурной лексики не употребляем».
Я регулярно встречаю ребят, которые учатся в старших классах школ, но при этом не умеют высказать своего мнения по какому-то вопросу, аргументировать его, записать. На занятиях с такими учениками невозможно использовать многие очень интересные формы работы – дискуссии, диспуты. Нам, конечно, нужно проделать большую работу, чтобы приблизить то, чему обучают в школе, к навыкам, которые пригодятся в жизни.
Коллажи Татьяны Соколовой