Взять грант: 11 советов, проверенных на личном опыте руководителя НКО
Из 23 грантовых заявок, отправленных командой сайта о благотворительности «Милосердие.ru» за три года, 13 мы выиграли.
В статье «Все, что нужно знать о грантах, чтобы их получить. Ну, почти» главред Юлия Данилова раскрывает секреты успеха опытной НКО: как правильно сформулировать заявку, рассчитать бюджет, стоит ли привлекать стороннего гранторайтера, как извлечь уроки, если ваша заявка проиграла и другие.
Важно: не ставьте все на грант, максимум – треть-четверть всех расходов. Это лотерея, и у вас должна быть уверенность, что в случае поражения организация продолжит свою работу за счет других источников поступлений.
Продумайте проект так, чтобы в случае выигрыша он не «сьел» все силы вашей НКО и не стал камнем на шее. Среди таких энергоемких и редко оправдывающих себя заявок – масштабные обучающие мероприятия или офлайн события, сложный в исполнении IT-продукт, типа приложения для фонда.
Стоит учесть, что конкуренция по разным направлениям конкурса разная, где-то проходной балл выше, где-то ниже, и это можно использовать. Проанализируйте на сайте грантодателя, какие заявки в какой номинации победили в прошлом конкурсе.
Из лайфхаков по смете: приведите данные по вакансиям на те же должности в НКО вашего региона, подкрепив таким образом заявляемые зарплаты.
Да, знающий внештатный гранторайтер может повысить шансы на выигрыш, но переложить все полностью на него не получится, суть проекта вы должны будете проработать сами.
Бизнес даст денег вашей НКО, если вы сойдетесь на взаимной цели
Опытные фандрайзеры строят долговременные отношения с корпоративными донорами постепенно и успешно привлекают ресурсы компаний, пользуясь матрицей взаимных целей и делая взаимовыгодное предложение (Что нужно этой компании? А что нужно мне? Где наши цели совпадают?).
Вы хорошо знаете причины, по которым обращаетесь к бизнесу. А в чем интерес бизнеса помогать вашей организации? На этот вопрос отвечает наша статья «Как НКО иди к бизнесу просить денег. Советы опытных фандрайзеров».
Во-первых, для компаний благотворительность – это способ удержать и мотивировать сотрудников, например, через корпоративное волонтерство. Во-вторых, сотрудничество с НКО, публикации в медиа об этом укрепляют репутацию компании в глазах клиентов и партнеров.
В-третьих, это облегчает корпорациям работу с местными органами власти, помогая крупным производствам развивать территорию своего присутствия. Компании могут также поддерживать работу НКО, покупая ее сувенирную продукцию, тренинги и мастер-классы для корпоративов сотрудников.
Не рассылайте веером одно и то же письмо. Основа обращения может быть общей, но постарайтесь найти пару деталей, чтобы сделать письмо адресным. Например, забейте в поиск название компании-потенциального партнера и слово «благотворительность». Так вы узнаете о самых свежих проектах компании в вашей области и сможете начать письмо: «Здравствуйте, Иван. Я знаю, что в прошлом году вы проводили такую-то акцию…».
Извлечь максимум прибыли онлайн
Когда вы только проверяете свою маркетинговую гипотезу, имеет смысл платить за показы. На следующем этапе, когда вы уже хорошо изучили и знаете свою аудиторию – за клики.
Эти и другие важные подсказки о рекламном бюджете и прибыли для НКО онлайн дает в статье «Где в онлайне лежат деньги и как их привлечь НКО» один из лучших экспертов по диджитал-маркетингу для некоммерческих организаций Евгений Зубов, руководитель фандрайзингового агентства «Mercy.Agency».
Помните, что в интернете вы столкнетесь с гораздо более сильной конкуренцией, чем в реале, – это миф, что там дешевле и проще заниматься продвижением.
Поэтому тщательно взвесьте свои силы – вам нужно будет вкладываться в маркетинговую стратегию минимум полгода, чтобы дождаться результатов, иначе все усилия насмарку.
Чем больше ваш бюджет, тем меньше эффективность вашего фандрайзинга, предупреждает Евгений Зубов.
Когда бюджета становится больше, чем аудитории, и от нее часто поступает большой объем пожертвований, НКО постепенно вынуждена переходить к вовлечению все более «холодных» пользователей, а они жертвуют не так часто и много. Эта аудитория фандрайзерам знакома уже не так хорошо, как привычная «теплая», и на первый план выходят маркетинговые гипотезы, которые необходимо проверять на «холодной» аудитории. Часть из них сработает, часть нет.
Еще одна подсказка от Евгения Зубова: ориентир для бюджета по проверке гипотезы – размер среднего пожертвования, а вовсе не сумма, которая есть на эту задачу у организации.
Небанальные способы повысить свою устойчивость к выгоранию
Сотрудники НКО, как специалисты любой помогающей профессии, подвержены выгоранию – эта проблема стоит очень остро. Статья «Как оставаться несгораемым, работая в НКО» предлагает детальный разбор разных примеров выгорания, его признаков, а также действенные способы с ними справиться, о которых знают немногие.
Например, знали ли вы, что один из ярких признаков выгорания сотрудника – категоричность, жесткие установки и оценочные суждения, например, в работе с благополучателями? Это происходит в том числе потому, что, имея дело с эмоциями большого количества людей в ежедневном режиме, сотрудник выстраивает защиту, теряя при этом гибкость мышления.
Решение в том, чтобы сознательно опираться на факты, а не эмоции, и найти способ «контейнировать» эмоции, свои и коллег, скажем, с помощью чат-бота. Общение в чате носит неформальный характер: эмодзи, мемы на тему работы и внутренние шутки всячески приветствуются.
Риск выгорания также снижает опора на формальности. Рабочие алгоритмы и должностные инструкции, дедлайны и ответственные за конкретные задачи, обсуждение удач и неудач, обратная связь в доброжелательном тоне, строгое соблюдение выходных дней и отпусков – все это помогает вовремя пополнять внутренний ресурс и не выгореть.