Как вернуть ребенка в кровную семью?

Результат нашей работы обнадеживает: из 105 бывших воспитанников, устроенных в семьи, 29 вернулись к кровным родителям. Из них девять – к родителям, освободившихся из мест лишения свободы; семь – к родителям, восстановившимся в родительских правах; один – к матери, которая отказалась от него при рождении; девять находились в детдоме по заявлению и вернулись к родителям; двое – вернулись к родителям, найденным в результате розыска; десять определены под опеку в семьи близких родственников. Работа по возвращению детей в биологическую семью убедила нас в необходимости разработки специальной научной программы по реабилитации асоциальной семьи

Одна из главных целей государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ – создание условий, позволяющих устроить их на семейное воспитание, и, по возможности, вернуть в кровную семью. Большую роль здесь могут сыграть государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (сироты – прим. ред.). В настоящее время существуют законодательно разрешенные формы семейного устройства (усыновление, опека и попечительство, приемная семья), развиваются инновационные (патронатная, «гостевая» семья и др.). Все они, кроме усыновления, требуют значительных материальных затрат. При этом ребенок сохраняет статус сироты или оставшегося без попечения родителей, то есть находится на полном государственном обеспечении зачастую до 23-х лет.
Несмотря на наличие законодательной базы для реализации и развития семейного устройства сирот, есть ряд причин, не позволяющих максимально полно реализовать государственные меры по их поддержке и защите. Передача детей на воспитание в семьи зачастую сдерживается из-за отсутствия средств как в муниципальных, так и в региональных бюджетах**. Другая, не менее значимая причина, – неготовность к этому общества из-за сложившегося стереотипа о приоритете коллективного воспитания над семейным.
Лучший вариант для ребенка – возвращение в кровную семью или устройство в семью родственников. Именно в этих условиях наиболее адекватно удовлетворяются его потребности в развитии. К сожалению, с родителями, которые были лишены прав, не работает ни одна служба, ни один специалист. Но бывает, что жизненные обстоятельства, запоздалое осознание материнских и отцовских чувств меняют взрослых, и появляется шанс восстановить семью. Социальные педагоги учреждений интернатного типа обязаны предоставить воспитанникам информацию о родителях, организовывать встречи с ними, если это не противоречит интересам детей. Примерно 50% детей хотят вернуться в биологические семьи и не желают иметь иных родителей. Наш коллектив выделил это как одно из приоритетных направлений своей деятельности. Оно является для детского дома инновационным как по поставленным целям, так и по содержанию работы.
С 2000 года на базе детдома создана служба психолого-педагогической помощи, которая занимается розыском родственников – потенциальных усыновителей; работой с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы; отказавшимися от ребенка при рождении; родителями, чьи права были ограничены решением суда; родителями, лишенными родительских прав.
Мы находим и устанавливаем с ними контакт, оцениваем их потенциал, готовность жить со своим ребенком; обращаемся в местные социальные службы для оказания им помощи и поддержки; следим за успехами и неудачами. В детском доме ведется работа по следующим направлениям: формирование у детей мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений; сопровождение ребенка и родителей во время и после встреч, работа с бывшими родителями, оказание психологической помощи детям и др.
Около 90% наших воспитанников имеют родителей, как правило, лишенных родительских прав. Для этих взрослых типичны иждивенческие установки, паразитический образ жизни. По их мнению, во всех проблемах виноваты государство и детдом, но никогда – они. Как правило, многие имеют низкий образовательный уровень, что затрудняет их адаптацию в жизни, а также осознание ими собственных проблем. В эмоционально-волевой сфере следует отметить инфантилизм, слабость воли, эмоциональную зависимость от окружения, часто антисоциального. Отмечается также эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность. Они не способны быть опорой для своих детей, нуждаются в реабилитационной и коррекционной помощи. Восстановление отношений возможно, если семья стремится к позитивным изменениям и готова к полноценной реализации родительских обязанностей. К сожалению, таких семей единицы.
Мы также работаем с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Постоянная связь с администрацией и психологами учреждений уголовно-исполнительной системы, переписка детей и воспитателей с родителями, их свидания оказывают положительное влияние и мотивирует родителей встать на путь исправления.
Общество должно быть уверено, что меры по возвращению детей в семьи предпринимаются государством в первую очередь в их интересах. Однако множество существующих госструктур не способствует реальному решению проблемы. Это признают сами судьи и тюремные исполнители, специалисты органов образования и социальной защиты детей. В связи с этим нами были пересмотрены традиционные подходы в работе с осужденными родителями. Мы убеждены, что ни в коем случае нельзя рвать родственные корни, связывающие детей с родными, пусть и оступившимися. Необходимо кропотливо и целенаправленно поддерживать, сохранять, укреплять связи с родной семьей. Степень эмоционального благополучия ребенка во многом зависит от того, какую линию поведения по отношению к его родителям выбирает учреждение, в котором он воспитывался.
* * *
Результат нашей работы обнадеживает: из 105 бывших воспитанников, устроенных в семьи, 29 вернулись к кровным родителям. Из них девять – к родителям, освободившихся из мест лишения свободы; семь – к родителям, восстановившимся в родительских правах; один – к матери, которая отказалась от него при рождении; девять находились в детдоме по заявлению и вернулись к родителям; двое – вернулись к родителям, найденным в результате розыска; десять определены под опеку в семьи близких родственников. Работа по возвращению детей в биологическую семью убедила нас в необходимости разработки специальной научной программы по реабилитации асоциальной семьи.

Интервью опубликовано в информационном бюллетене «Реформа сиротских учреждений. Деинституционализация: за и против» (сентябрь 2005 года). Издание осуществлено Агентством социальной информации при поддержке Комиссии по демократии Посольства США в РФ. Содержание отражает точку зрения АСИ и не может расцениваться как мнение Посольства США или американского правительства. При использовании информации ссылка на источник обязательна.

______________________________________________________
* ГОУ «Вологодский детский дом N2» открыт в декабре 1994 года, рассчитан на 60 детей в возрасте от трех до 18 лет. Учредитель – Департамент образования Вологодской области.
** Социальная защита детей: Сб. материалов. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования»/ Под ред. А. Каспаржака и др. – М.: Новый учебник, – 2004. – С. 199.

Источник: Агентство социальной информации

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version