8 июня – день социального работника. Но дело даже и не в профпразднике. Дело – в трудовых буднях.
Как не опоздать за стремительно развивающейся социальной реальностью, рассказывает Ирина Соловьева, заведующая отделением социальной и молодежной работы факультета социальных наук ПСТГУ, эксперт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви
«Мы планировали устроить праздник, и пока от идеи не отказываемся»
– Мы готовим студентов по направлению «социальная работа» 10 лет. Много это или мало? За эти годы мы выпустили около 80 бакалавров и более 2000 человек прошли обучение на курсах повышения квалификации. Год создания нашего направления пришелся на 2010 год, когда Москва задыхалась от пожаров.
В 2020 наш юбилей совпал с новым испытанием – условиями пандемии. Мы планировали устроить праздник, пригласив всех выпускников. Пока мы не отказываемся от этой идеи, только вероятнее всего, придется перенести эту встречу в один из интернет-сервисов.
Обучение на направлении «социальная работа» в ПСТГУ имеет свои особенности. Студенты изучают не только профильные, но и богословские дисциплины.
Кроме того, студенты обязательно изучают церковное пение. Студенты вместе с преподавателями участвуют в богослужениях, которые сопровождает пение нашего хора.
Мы не раз меняли программу с учетом стремительно меняющейся социальной действительности, требований времени, анализируя уровень подготовки поступающих. Постоянно изменяли формы и виды практики, находили новых партнеров.
Практика – в театре
Долгое время мы мечтали о своем театре и нам удалось воплотить эту мечту в жизнь.
Нашелся прекрасный педагог-режиссер (не хочется здесь называть какое-то одно имя, потому что все наши преподаватели имеют свои неповторимые особенности и таланты) и в рамках дисциплины «Практикум по групповой работе и развитию коммуникаций» студенты имеют возможность раскрыть свои творческие способности. Результатом занятий становится завершенная театральная постановка.
Почти 80% выпускников нашего Отделения работают в социальной сфере, а те, кто не работает по специальности, все равно участвуют в социально ориентированной деятельности. Как, например, Руслан Семенов, профессиональный музыкант, занимался музыкальным волонтерством в больницах, а Алена Забелина, изучившая жестовый язык, работала сурдопереводчиком на телеканале «Спас».
К удаленке мы были готовы
На фото: студентка Наталья Осипова на конференции в Общественной палате РФ во время практики в БФ «Плюс Помощь детям»
С середины марта университет перешел на дистанционную систему образования.
Для наших студентов перевод обучения в онлайн режим не стал шоком. Потому что один из предметов – «Организация деятельности студента в образовательном пространстве» на 1 курсе как раз связан с освоением основных компьютерных программ, умением ориентироваться в современном информационном пространстве.
В условиях пандемии студенты разъехались по домам. Большая часть из них живет в регионах. Но мы постоянно находимся на связи, занятия продолжаются, наше желание встретиться растет.
Студенты и преподаватели стараются во время пандемии не только учиться и работать, но и помогать нуждающимся, готовят обеды для бездомных, ухаживают за больными, поют на церковных службах.
Как в практической социальной работе, так и в обучении социальной работе очень важна гибкость, умение быстро подстроиться под ситуацию, учесть особенность момента.
В этом году нам пришлось впервые проводить день открытых дверей онлайн. И если бы не студенты, мы бы не справились с этой задачей.
Студенты готовили видео ролики о преподавателях, о выпускниках, о существующих стереотипах, связанных с профессией.
Кстати, один из стереотипов связан как раз с представлением, что для того чтобы заниматься социальной работой необязательно получать специальное образование. И многие работники социальной сферы действительно работают, не имея базовых знаний о социальной работе.
А между тем социальная работа требует сейчас очень большого объема знаний из самых разных областей. Это право, медицина, социология, психология, история.
Другой распространенный стереотип связан с мнением, что социальный работник – это чисто женская профессия. Мы рады, что сумели заинтересовать и молодых людей.
Сейчас у нас примерно одинаковое количество юношей и девушек на отделении. И мы надеемся на то, что это уже тенденция – интерес юношей к теме помощи человеку, гуманизации общественного пространства.
На фото: студентка София Зыченкова на практике в проекте «Лошади дарят крылья», Ярославская область
Мы понимаем, что главная ценность – это сами люди, как студенты, так и преподаватели. Для нас очень важно, кто у нас преподает, и чему мы учим. Студенты для нас – главные помощники и на конференциях, и в поездках, и при проведении мероприятий.
Вообще, чем больше студентам поручаешь и чем сложнее задачи ставишь перед ними, тем легче рождается взаимное доверие.
Наша основная задача состоит в том, чтобы за время обучения сформировать команду единомышленников, честных, смелых, подготовленных к новым вызовам, специалистов, готовых служить людям, Церкви и Богу. Чтобы мы могли ответственно рекомендовать их в лучшие проекты, нашим коллегам, друзьям.
А в социальной сфере все друг друга знают, все в той или иной степени друзья.
И конечно для нас очень важно сказать слова благодарности нашему главному наставнику, епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону, встречи с которым так ценят студенты и преподаватели, за постоянную духовную поддержку, методическую и кадровую помощь.