Лет пятнадцать назад у многолюдной станции метро «Василеостровская» в Санкт-Петербурге я наблюдал странную картину. У вестибюля из стороны в сторону ходил человек в длинном пальто. Периодически нагибаясь, он поднимал с земли копеечные монеты. Бережно протирая каждую, складывал их в карман. На бездомного он не был похож. Мужчина объяснил, что спасает от поругания образ святого великомученика Георгия Победоносца, который изображен на реверсе копеечных монет. Позже я узнал, что он принял сан диакона и теперь служит в одном из храмов Северной столицы.
Полковник Госбезопасности
– Незадолго до Рождества Христова Римский император Октавиан Август создал Преторианскую гвардию – элитное подразделение, прообраз современных служб безопасности, – рассказывает протоиерей Георгий Урбанович, руководитель Духовно-просветительского центра Калининградской епархии, преподаватель Смоленской духовной семинарии. – Только преторианцам разрешено было использовать в обмундировании императорский пурпур как знак особой приближенности к Цезарю. Эта отборная гвардия, состоящая из преданных своему народу, стране и правителю воинов, смогла остановить гражданскую войну, справиться с преступностью, обеспечить четкое функционирование всех гражданских институтов в огромном государстве. А в период антихристианских гонений III-IV веков преторианская гвардия дала миру двух мучеников, чьи имена до сих пор почитаются как в Западном, так и в Восточном христианстве – Севастиана и Георгия.
Севастиан (на Западе Себастьян) был начальником гвардейцев (что соответствует современному чину генерала), но открыто выступил против императора в поддержку христиан.
– Севастиан, помимо прочего, отвечал за организацию языческих церемоний и ритуалов, – объясняет отец Георгий, – скорее всего, он не был христианином. Но начавшиеся гонения на последователей Христа возмутили генерала, ведь их жертвами становились честные и храбрые солдаты – только за то, что верили, с точки зрения Императора, «неправильно». В 288 году за свое открытое несогласие с Цезарем Севастиан был расстрелян стрелами из луков, а потом до смерти забит камнями.
Через пятнадцать лет после этой казни против гонений на христиан открыто выступил трибун (по-современному – полковник) преторианской гвардии Георгий. Узнав об этом, император Диоклетиан постановил казнить Георгия и лично принял участие в его публичном истязании (чтобы другим неповадно было!).
Житие святого подробно описывает его восьмидневные мучения. Изощренные казни – такие как колесование и яма с негашеной известью, не смогли лишить трибуна жизни. В конце концов Георгий был обезглавлен. Наблюдая за казнью, несколько человек уверовали во Христа.
В 313 году, всего через 10 лет после казни Георгия, император Константин Великий положил конец гонениям на христиан в Римской империи. За год до этого он упразднил преторианскую гвардию.
Удар копья и сила искусства
Претерпевший особо тяжелые страдания за Христа, Георгий был прославлен как великомученик, а как победитель в духовной брани – назван Победоносцем (позднее этот эпитет был переосмыслен в связи с победой Георгия над змеем).
Храмы в честь великомученика Георгия строились по всей империи уже с IV века. Параллельно множились, обрастая подробностями и деталями, варианты изложения его жития и расширялся список совершенных святым чудес.
«Чудо о змии» – одно из самых известных. В греческой традиции оно считается единственным прижизненным чудом святого, однако в других христианских церквях относится к числу посмертных, как и все остальные чудеса мученика. Древнейшее изображение Георгия, поражающего копьем змея, встречается в росписях церкви святой Варвары в Соганлы (Каппадокия) и относится к XI веку.
В озере, неподалеку от некоего города (как считается сейчас, на территории Сирии), поселился огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и скот, отравляя воздух ядовитым дыханием. Никто не мог справиться с чудищем.
Правитель города, жители которого были язычниками, обратился к своим богам. Они ответили, что змею надо каждый день отдавать в жертву юношу или девушку. Однажды очередь дошла до дочери правителя города. Она с ужасом ждала гибели, но появился всадник на белом коне и бросился на вылезшего из озера змея. Он прижал гортань чудовища копьем к земле, а конь стал топтать его копытами. Затем воин приказал девушке накинуть на усмиренного змея пояс и отвести в город. Увидев чудовище, которое шло на поводке подобно смирному псу, горожане были поражены. Георгий сказал им, что он одолел змея силой Христа. Тогда весь город пожелал принять святое крещение.
Неудивительно, что в Средневековье образ святого Георгия – всадника на белом коне – трансформировался в идеал рыцаря. В 1260 году в Европе вышла книга «Золотая легенда» священника-доминиканца Иакова Ворагинского. Труд на латинском языке содержал жития главных христианских святых и на протяжении нескольких веков оставался настоящим бестселлером. В житие святого Георгия писатель-доминиканец впервые включил легенду, которая к тому времени
была известна в рыцарских и воинских кругах.
Вот как Иаков Ворагинский описывает самый знаменитый подвиг святого Георгия: «Георгий вскочил на коня и, осенив себя крестным знамением, дерзко бросился вперед, навстречу наступавшему дракону. Грозно потрясая копьем и препоручив себя Богу, воин нанес дракону тяжелую рану и поверг его наземь».
В дальнейшем почитание Георгия (в том числе на Руси) развивалось в русле прославления его мужества, отваги и бескорыстия – такой пример вдохновлял рыцарей на ратные подвиги. Рыцаря на белом коне изображали на иконах, великомученика стали воспринимать прежде всего как воина-победоносца.
Это восприятие великомученика на века закрепилось в общественном сознании и проникло в массовую культуру. В 1992 году бразильская певица Фернанда Абреу выпустила песню Jorge da Capadócia – Георгий Каппадокийский. Ее герой уже даже не всадник на белом коне, а непобедимый воин, супермен.
Я одета в его броню и ношу его оружие
Значит, мои враги не дойдут до меня
Не достанут меня
Не заметят
И даже в мыслях не смогут мне навредить.
Такое восприятие Георгия довольно резко отличается от первоначального отношения к этому святому. Впрочем, и рассказ Иакова Ворагинского о победе над драконом кардинально отличается от более раннего византийского текста, в котором Георгий побеждает чудище не оружием, а силой молитвы: «Святой осенил себя крестным знамением и бросился навстречу чудовищу, сказав: „Господь Бог мой, погуби лютого змия, чтобы уверовали эти неверные». Лишь только он сказал это, с Божией помощью и по молитве мученика змий упал к ногам святого Георгия».
Как святого Георгия полюбили на Руси?
В 1030 году Ярослав Мудрый основал в окрестностях Великого Новгорода монастырь. Дело в том, что в крещении князь носил имя Георгий, а Юрий – диалектная форма этого имени (так же, как русский Егорий, Джордж в англоговорящих странах, Георг в Германии и Ежи в польском языке).
Здесь же, в Великом Новгороде, впервые на Руси стали чеканить монеты с изображением всадника с копьем. Впоследствии их стали называть копейками.
В 1497 году изображение всадника, поражающего копьем дракона, появляется на печати Иоанна III. Несмотря на иконографическое сходство, большинство ученых считает, что всадник здесь символизирует не великомученика Георгия, а государя-триумфатора. Только при Петре I этот всадник на российском гербе начинает именоваться Георгием Победоносцем. В конце XVIII века утверждается герб Москвы с изображением Георгия на коне, поражающего копьем змея.
Также за святым Георгием прочно закрепился образ победоносного воина, отсюда – орден святого Георгия, Георгиевский крест, георгиевская ленточка и другие военные символы.
Став в народном сознании покровителем военных, святой Георгий не перестал быть мучеником, а значит – вдохновляющим примером для христиан всех времен. Ведь готовность сохранить свои убеждения даже под страхом смерти, твердое исповедание веры и горячая молитва – не меньший подвиг, чем победы на поле боя.
Несколько лет назад подобный ростовой образ, написанный в духе древнего оригинала, появился в Спасском соборе монастыря и вскоре стал одной из любимых икон новгородцев и приезжающих в монастырь паломников. Каждый день перед храмовым образом святого Георгия в Юрьевом монастыре горит немало свечей.