Людям в подрясниках на улицах Сергиева Посада никто не удивляется. Здесь находится Троице-Сергиева лавра, а в ее стенах Московская духовная академия, поэтому батюшек в городе можно встретить каких угодно – пожилых и молодых, толстых и тонких, на иномарках и велосипедах, с детскими колясками и самокатами.
Но священнику Александру Пивняку все-таки удается регулярно удивлять горожан. Осенью и весной он мостит плиткой утопающие в грязи тропинки, зимой долбит лед, летом сажает цветы и красит заборы. И в любое время года собирает на улицах города мусор.
Исповедь парковки
Отчеты о трудовых подвигах отец Александр пишет у себя на странице ВКонтакте. Примерно такие:
«Пользуясь хорошей погодой: поисповедовал парковку у храма (2 пакета «грехов» собрал, еле дотащил до помойки) и дорожку за 21-й школой; докрасил остатками черной краски забор возле нашего храма».
«Купил 100 кг пескобетона, заделал одну яму у дома на Владимирской. Собрал оставшуюся часть поломанных плиток для засыпки провалившейся ямы около храма».
– Батюшка, а что это такое парковку исповедовать?
– А это как в моем любимом фильме «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» – там главный герой, монах, собирал мусор в монастырском огороде. Он говорил: «Вот, свой огород исповедую». Ну ведь действительно – мусор на грехи похож. Загрязняет нашу жизнь и отовсюду лезет.
Мы идем с отцом Александром по улице, он поднимает пустую бутылку, выбрасывает в ближайшую урну через несколько метров.
– А как вы эту бутылку увидели? Идем вместе, а я даже не обратила внимания.
– Я тоже мусор раньше не замечал. И опять же это как с грехами. Сначала их не видишь, а когда начинаешь за собой следить, то видишь все больше и больше.
– Но как это, священник и мусор – он же грязный! Вы его в руки берете, а вам потом к людям идти, служить в храме.
– Да нет тут никакого противоречия. Руки же я мою. А показать пример, это же хорошо. Я сам когда-то был потрясен, когда еще учился в семинарии и увидел, как старший иподиакон шел по улице, поднял бутылку и донес по помойки. Он намного старше меня был и служил старшим иподиаконом уже лет 20 – и тут бутылку поднял, и мне стыдно стало, что я мимо нее прошел, с тех пор всегда поднимаю. Может быть, кто-то так же увидит меня и вдохновится, и станет чисто и красиво в нашем городе.
Прошел, увидел, починил
Отцу Александру 38, в сане священника он служит 13 лет, но часто на улицах его принимают чуть ли не за семинариста: худой, непредставительный, красноречием не отличается, ну и занимается непонятно чем, таскается с этим мусором, наверное, времени много свободного.
На самом деле времени у батюшки катастрофически не хватает. Когда отца Александра только рукоположили в священники, он хотел организовать молодежное православное объединение, по примеру того, в котором сам участвовал в юности, –зеленоградского «Колокола».
Ребята из «Колокола» красили заборы в храмах благочиния, ходили в детский дом, и в процессе воцерковлялись. Но повторить такой опыт отцу Александру не удалось: слишком сложно организовать процесс, да и свободное время у священников и молодежи чаще всего не совпадает – подростки свободны в выходные, когда у священников больше всего нагрузки.
Поэтому вся работа по благоустройству города совершается отцом Александром почти в одиночку и спонтанно: шел, увидел, поднял, выбросил. Или так: ездил все время мимо разукрашенной безобразными граффити стены – купил краску – закрасил. Служил панихиду на местном кладбище – увидел порванные обтрепанные флаги на могилах погибших военных – купил новые и повесил.
Но помощники тоже подтягиваются. Если получается «поймать» батюшку, который почти всегда в движении, между службами в храме, требами (крещения, венчания, отпевания) и домом. Служит он в храме Явления Божией Матери преподобному Сергию (этот храм в городе больше известен как храм при детском доме для слепоглухонемых на Пограничной улице). Собратья-священники к его деятельности относятся с уважением, поддерживают если не делом, то добрым словом.
«Отец Александр у нас человек творческий, с активной жизненной позицией, – говорит его тезка, священник Александр Семенов, – у меня вот нет такой энергии, чтобы и мусор собирать, и помогать еще кому-то. Но я очень рад, что у нас есть такой собрат, все прихожане его любят».
Кто-то из сергиевопосадцев подключается к помощи деньгами или материалами.
– Дорожку делаю, идет сосед: вы дорожку делаете? А я работаю там-то, могу привезти щебень, в следующий раз как будете что- то делать, позвоните мне. В магазинах делают скидки на стройматериалы. Как-то хотел маленькую дорожку сделать, а мне столько материала пожертвовали, что пришлось делать большую. А краски столько пожертвовали, что за год не смог израсходовать! – рассказывает отец Александр.
«Да не один я такой!»
В пабликах города отец Александр впервые засветился, когда его увидели за делом на территории районной больницы: идет человек в подряснике и собирает с земли в пакет бумажки да обертки. Священник тогда возвращался после посещения больного в реанимации и на обратном пути привычным жестом побросал в пакет то, что валялось под ногами.
А потом была история с дорожкой:
– Около детского сада коммунальные службы раскопали пешеходную дорожку и бросили, присыпали землей. Стало очень грязно, я прочитал в городском сообществе, что уже какой месяц не могут заделать. Подумал, а в чем проблема, – надо просто положить плитку, чтобы люди могли пройти. Поехал, купил плитки, положил, а на следующий день в городской группе вижу свое фото за работой, с подписью «не все герои носят плащи».
Тогда же появились статьи в местной прессе «Священник выполнил работу за «ГазпромТеплоЭнерго», после чего в храм, где служит отец Александр, приехал глава города, вручил благодарственную грамоту, а местное телевидение сняло про батюшку сюжет.
– Приятно, конечно, такое внимание, – признается отец Александр, – но делаю я это не для того, чтобы именно меня хвалили. Когда я выкладываю отчеты у себя на странице ВКонтакте, то хочу донести, что мы, христиане, не должны равнодушно относиться к месту, где живем, а стараться сделать жизнь лучше. Послужить таким образом нашим ближним.
И свои «челленджи» я начал устраивать после того, как увидел ролик в интернете: протоиерей Кирилл Иванов из Санкт-Петербургской епархии на своем канале «С попом обо всем» собирал мусор на берегу озера и предлагал зрителям повторить его опыт https://www.youtube.com/watch?v=eWhRP2T6SxU. То есть я не один такой, другие священники и миряне делают гораздо больше моего.
Недавно подписался на блог одного борца с мусором, у него ник в сетях Чистомэн, вот он серьезно этой проблемой занимается, перенимаю у него опыт. Можно бороться с мировым злом, а можно с мировым мусором. Собрал – всё, чисто, красиво, результат быстро виден, мне это нравится.
Челленджи и хейтеры
«Словом наскучишь, примером научишь, – часто повторяет отец Александр у себя на странице, – и объявляет очередной челлендж (по-русски «челлендж» обычно переводят как «вызов», но в данном случае можно сказать «приглашение»). Рассказывает, сколько мешков мусора собрал, призывает читателей подобрать сегодня хотя бы одну бутылку и бумажку и добавляет «если ты, конечно, не боишься потерять награды за столь великое добро».
И вот тут включается хор хейтеров. Критикуют отца Александра в сети беспощадно.
Мишень он удобная – никого не банит. С самого начала, как только начал вести страницу в ВК, основной принцип был – открытость. Никаких замков, банов, отвечать всем вежливо и внимательно. Основное обвинение хейтеров – батюшка пиарится. Критики обвиняют его в самолюбовании, лицемерии и тщеславии. «Зачем, зачем вы пишете эти отчеты, вы же теряете свою награду на небесах!» – взывают к совести священника наиболее «духовные».
– Тщеславиться человек будет всегда. Помните, как святой Иоанн Лествичник говорит про эту страсть, ее как ни поверни, она все равно выскочит: тщеславлюсь, когда одеваюсь в хорошую одежду, тем, что хорошо выгляжу, а когда в плохую – тоже тщеславлюсь, скромностью, говорю – тщеславлюсь тем, что красиво сказал, замолчу – тщеславлюсь тем, какой воздержанный в слове. Поэтому, раз уж нам от тщеславия, пока несвятые, никуда не убежать, лучше я расскажу о своих делах другим людям и дам им возможность к этим делам присоединиться.
«Держимся среднего тона с помощью щебня и пескобетона!» –шутит отец Александр, обыгрывая слова преподобного Амвросия Оптинского. Известна поговорка старца, обращенная к склонной к высокомерию монахине: «Смотри, Мелитона, держись среднего тона. Возьмешь высоко – будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко. А ты, Мелитона, держись среднего тона».
По своему опыту отец Александр знает, что физический труд не особо дает человеку кормить свою гордость, и хорошо приближает к реальности: меньше считаешь себя кем-то необыкновенным, таская на себе тяжести и меся грязь.
«Он тебе шубы не купит!»
Вообще самая надежная защита от гордости и тщеславия у священника обычно это его жена – матушка. И семья отца Александра и матушки Надежды Пивняк здесь не исключение. «Когда меня начинают восхвалять, я знаю, что правду о себе я только от матушки услышу. Она же знает, какой я на самом деле», – признается отец Александр.
А матушке действительно с батюшкой бывает порой очень нелегко. Познакомились Александр и Надежда совсем молодыми, он был студент семинарии, она училась на регентском отделении на руководителя хора. И даже встреча с будущей женой у Александра не обошлась без дел милосердия: увидел, как две девушки помогали старушке дойти от здания семинарии до храма, бабушка еле двигалась, девочки ее держали под руки, а тут еще и дождь начался. Сбегал, принес им зонтик и телефон записал, чтобы забрать потом зонт обратно, так и познакомились, а через год поженились.
Матушка вспоминает, как приехали брать благословение на брак у духовника Александра: «Батюшка мне так грозно говорил: ты смотри, он тебе шубы никогда не купит! А я стою и думаю: о чем это он, зачем мне шуба, мне 20 лет, это же одежда для бабушек. А вот недавно мама моя захотела мне в подарок норковую шубу купить – и купила. Так теперь хейтеры на странице у батюшки возмущаются: а у вас матушка в шубе ходит!»
Часть денег, которые отец Александр получает за требы (крещения, венчания), он тратит или на покупку стройматериалов, или на помощь нуждающимся. Вот эта последняя статья расходов вызывает и у матушки, и у многих общих знакомых наибольшее возмущение. Не всегда ведь можно проверить, говорит просящий правду или обманывает.
Нельзя сказать, что отец Александр раздает деньги всем, кто у него попросит, старается подходить с рассуждением, но не всегда это получается, особенно, когда начинают давить на жалость. Бывало, что батюшку обманывали.
Сначала матушка Надежда пыталась воевать с супругом, что-то объяснять и доказывать, но потом перестала: «Молюсь только, чтобы Бог послал терпение. Да, бывает тяжело, когда денег не хватает, но мы никогда не голодали, смогли чудом купить квартиру, у детей все есть, я могу купить одежду, которая мне нравится. Бог все дает. Может быть, и до мужа Он когда-то донесет то, что я не смогла. Лучше Него все равно никто объяснить не сможет».
У отца Александра и матушки Надежды три дочки. Иногда батюшка берет в свой трудовой десант и девочек, они помогают по силам, например, вместе с папой закрашивают надписи на стенах («Делаю им прививку от вандализма» – шутит отец Александр). А когда летом ходили в Великорецкий крестный ход, то в дороге собирали мусор не только всей семьей, но и всю свою группу, с которой вместе шли, заразили собирательством (мусора в лесу много, в основном, от отдыхающих).
Дома у Пивняков живут две кошки, собака Лися и вот уже полтора года в ванной плавает черепаха Тортилка. Каждый раз, когда кому-то из членов семьи надо принять душ, черепаху вынимают из ванной, а потом запускают обратно. Узнав об этом, понимаю, что в этой семье терпения у всех предостаточно.
Флаги на кладбище
Год назад отца Александра попросили послужить панихиду на городском кладбище. Проходя мимо участка, где похоронены военные, он увидел, что на древках полощутся обрывки флагов, от сильного ветра превратившиеся в рваные тряпки. Решил поменять.
Написал пост в ВКонтакте, один из читателей выделил ему деньги на покупку новых полотнищ. Батюшка тогда поменял сам, и чтобы отчитаться перед благотворителем, выложил фотоотчет в интернете, получил очередную порцию обвинений от хейтеров (обвиняли в пиаре на могилах погибших). И с тех пор периодически проверяет состояние флагов, вешает новые, убирает старые. Приглашает к нему присоединиться всех желающих. Каждый раз упоминание о замене флагов вызывает жаркие обсуждения: а зачем они там вообще нужны, а не языческий ли это обычай, и уже стандартное – а почему священник этим занимается?!
В тот день, когда мы встречались, отец Александр как раз запланировал замену флагов. К нему присоединились Юрий и Алексей, знакомые отца Александра, оба из Сергиева Посада. У Алексея на участке с флагами похоронено несколько знакомых. Юрий прочитал о том, что надо помочь, на странице отца Александра:
«Смотрю, все только лайки ставят и ставят и этим ограничиваются, решил присоединиться, а то обычно батюшка один за всех отдувается. У нашего дома недавно лежал пакет с мусором два дня, в домовом чате долго обсуждали, кто его кинул и кто будет убирать, уже вороны начали мусор растаскивать, а убрать всем было некогда, закончилось тем, что мимо проходил отец Александр и выбросил».
Оказавшись на кладбище, про жаркие обсуждения забываешь, здесь тихо и ветрено. На флагштоках развеваются обтрепанные и выцветшие ошметки материи. Посмотришь – и не возникает сомнений, а надо ли менять и почему.
У Юрия с собой лестница, кусачки, хомуты-стяжки для крепления полотнищ. В этот раз отцу Александру не пришлось ничего делать, все флаги заменили Юрий с Алексеем, а батюшка прочитал в конце короткую молитву об усопших и полетел на службу.
* * *
Отчета о проделанных делах в Вконтакте в день смены флагов не было, идет Рождественский пост, а в пост отец Александр в сеть не заходит, пытается бороться с интернет-зависимостью, поэтому напишу за него:
«Встал в 5 утра, съездил за 100 километров в монастырь, где заменял на службе постоянного священника, вернулся в свой храм, провел беседу перед крещением, потом совершил таинство крещения, из храма поехал на городское кладбище поменять. флаги на могилах погибших воинов, и сразу с кладбища служить Всенощную».