Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Как свернуть горы: правила организации благотворительного праздника от Екатерины Бермант

Если спросить человека, давал ли он деньги на благотворительность, скорее всего он скажет, что «собирался» и «не против». Но руки не доходили. Так дайте людям шанс! Наша задача убедить людей ежемесячно давать нам по десять рублей. Этого хватит!

Если спросить человека, давал ли он когда-нибудь деньги на благотворительность, он скорее всего скажет, что «собирался» и «не против». Но руки не доходили. Так дайте людям шанс! Наша задача убедить людей ежемесячно давать нам по сто… Хорошо, по десять рублей. Этого хватит!

Для чего мы все это делаем?

«Специальные мероприятия» нужны по двум причинам: мы собираем деньги и создаем «шум» вокруг своей организации.

Надо сразу определить для себя приоритеты. Что важнее: нашуметь или собрать кучу денег.

Хорошо бы, конечно совместить обе цели, но это не всегда выходит. Большие деньги – это, как правило, закрытые мероприятия для спонсоров (например, день рождения какого-нибудь олигарха, который в качестве подарка себе просит деньги на операцию мальчику из глухой сибирской деревни). На подобных днях рождениях мы можем найти множество союзников, в первую очередь, это жены тех же самых олигархов.

А шумные мероприятия – демократические, уличные. Там миллион собирается по рублю. Правда, к концу мероприятия вы оглохнете и осипните и вообще, общение с народом вещь тяжелая (народ-то разный!), но зато, если вы простоите день на Арбате, вас будут узнавать в метро.

Форматы

Существует великое множество мероприятий, которые вы можете организовать в поддержку вашей организации: ярмарки, фестивали, театральные представления, обеды, аукционы, спортивные соревнования, барахолки, вело и просто пробеги, карнавалы, шествия.

Помните, что круг людей, посещающих подобные мероприятия, не так широк, поэтому каждый раз старайтесь предложить им что-нибудь новое! Пусть они будут заинтересованы лотами аукциона, интересной выставкой, даже возможностью пообедать с интересным человеком, которого они в повседневной жизни никогда не встретят. Совсем не обязательно, чтобы целью этих людей была благотворительность. Увидев, как у вас здорово, услышав о том, что вы делаете, человек станет вашим другом. И, вполне возможно, начнет поддерживать ваш фонд.

Цели и отчетность

1. Цели – должны быть сформулированы ясно.
2. Отчет – должен быть доступен сразу после окончания мероприятия.

Идея и команда

Самое важное для организации мероприятия – это хорошая идея и хорошая команда. Вы можете придумать и сделать все своими руками. А можете стать «получателем денег».

Команда чужая
Легче всего «загребать жар чужими руками». Например, сеть магазинов «Снежная Королева» решила провести благотворительную акцию. И в качестве благополучателей они выбрали наш фонд «Детские Сердца». Что же они сделали?

Они наняли дорогое рекламное агентство, дорогого фотографа Влада Локтева, позвали кучу знаменитостей с детьми, сняли холл в дорогущей плазе. Получился красивый проект. Дети разрисовывали майки, и майки с этими принтами продавались в сети магазинов «Снежная Королева». Приглашенные любовались фотографиями Локтева и пили дорогое шампанское. Было потрачено много денег. Мы тоже кое-что получили. Но потрачено было больше.

Команда своя
Допустим, вы придумали сделать выставку. Найдите помощников, которые будут заинтересованы в этой выставке и поэтому станут вам помогать. Например, выставку «Увидеть Париж и жить!» мы делали с фотографами, которым очень приятно было участвовать в одном проекте с «топовыми» именами и потом продаваться на «Сотбисе».

Куратором и в большой степени устроителем выставки был известный фотограф, которому льстило, что он организует выставку лучших имен. Его фотография была на обложке каталога выставки. Без благотворительной окраски мероприятия у них самих бы ничего не вышло. А так они имели прекрасную, проехавшуюся по стране выставку и аукцион, участие в котором делает человеку имя.

Идея
Очень важно придумать интересную дебютную идею. Не надо продавать на аукционах поделки детей из детских домов. Хватит делать календари с детскими рисунками!

Продайте людям настоящую вещь. Пусть ее захочется купить не из жалости, а потому что действительно захочется!

Наша ежегодная Шарлотка – это хит! Мы придумали Большой благотворительный фестиваль шарлотки.

Это самый демократичный пирог. Его умеют печь даже те, кто не умеет готовить вовсе.

Это самый дешевый пирог. 3 яйца, стакан муки, стакан сахара, сода на кончике ножа и яблоки.

А осенью эти яблоки просто непонятно куда девать.

И несмотря на кажущуюся простоту базового рецепта на нашем празднике были представлены вегетарианские шарлотки, шарлотки с грушами и сливами, с орехами, с коньяком и ромом, со сливками и цукатами. Большой зал кафе «Март» был набит битком. Шарлоток набралось около 200! Многие принесли по три штуки сразу.

Люди объелись. Люди были довольны. Мы собрали около трехсот тысяч, и этого с лихвой хватило на операцию малышу, на которого мы собирали, а также осталось на других детей, ждущих своей очереди.

При этом мы не затратили ни копейки. Зал нам предоставили бесплатно, посуду и призы для детей подарил «Комус», первые призы предоставил «Мулинекс», шарлотки люди принесли сами. И сами же купили.

Это правильная благотворительность.

Я мечтаю о Новогоднем благотворительном базаре, где бы мы продавали пироги, испеченные известными и популярными людьми. Чтобы кто-нибудь за накрытым столом небрежно бросил: «А вот торт нам к Новому году испекла Пугачева…»

Это поднимает настроение!

И спасает детские жизни.

Давайте ВСЕ жить весело. Пусть не будет больных детей.

Благотворительность, казалось бы, слово длинное и скучное, но на самом деле, это бешеная энергия сердец, тепло рук, на пустом месте творящих чудеса. Приложите руки, и мир изменится. Горы можно свернуть довольно легко, даже не заметите, как они подвинутся.

Организация праздника

Сделайте события ежегодными. Во-первых, это солидно. Во-вторых, вы, проанализировав прошлогодние ошибки, сделаете новое мероприятие еще лучше. И люди, посетившие его в прошлом году, будут ждать повторения в нынешнем.

Золотое правило правильного благотворительного мероприятия: все должно быть бесплатно! Тогда все, что вы на нем соберете, будет чистой прибылью.

Мы не должны тратить деньги на еду, воду, залы и певцов.

Все это мы должны попросить у тех, у кого это есть в избытке: еду – у кейтеринговых компаний, вино – у импортеров, певцов – у антрепренеров и т д.

Поверьте, нас, просящих, мало. Их, которые могут дать, – очень много. И просят, как правило, у самых известных. Надо понимать, что под «топовой» десяткой имен есть еще несколько километров списка вниз. И у них еще ни разу никто не просил помощи в организации благотворительного мероприятия.

Когда они поймут, что вам не нужны деньги, а нужны их товары/услуги/продукты – они перестанут пугаться и, скорее всего, помогут вам.

Организация мероприятия всегда требует больше работы, чем вы ожидаете и даже можете представить.

Вам понадобятся волонтеры. Все успеть невозможно. Делегируйте полномочия.

Вам понадобится много помощников на открытии. Огромное количество гостей требуют внимания. С каждым надо поговорить. Люди, пришедшие в первый раз, должны понимать, куда они пришли и что происходит. Пусть каждого встречают с улыбкой.

Публика
Это самое сложное. Мы никогда не знаем, кто именно придет. Можно накрыть прекрасный фуршет и пригласить Баскова, но если не придет никто, то мероприятие провалится.

Приводите друзей, родственников, взрослых детей. Кстати, можно и маленьких: моя дочка в возрасте пяти лет в костюме ангела собирала деньги на мероприятиях. И это имело большой успех.

Просите гостей оставить свои координаты, чтобы позвать в следующий раз.

Подарите каждому маленький подарок: бусинку, монетку на счастье, но с привязанным ярлычком, где будет адрес вашего сайта. Это будет милый, а главное небанальный сувенир. Пусть человек, посетивший пять ваших мероприятий, получит шнурок для нанизывания этих бусинок, и тогда у него будет целое ожерелье.

Зовите триста человек, если хотите чтобы пришли сто.
Помните, что с большой толпой тоже трудно совладать. Например, на выставку фонда «Живой» пришло столько народу, что люди с деньгами, которых специально позвали на аукцион, не смогли протиснуться к аукционисту. В итоге денег собрали гораздо меньше, чем могли бы.

Форма
Очень хорошо, если ваши помощники будут в майках с вашим логотипом. Никогда! Слышите, никогда не надевайте на свой праздник туфли на каблуках. Вы будете бегать, как бобик, к этому надо быть готовым.

Буклеты и визитки
Как можно больше. Пусть каждый унесет их с собой. Плакаты на дверях – пусть зайдут случайные прохожие.

Техническое оснащение
Профессиональный звук, микрофон, барабан для лотереи, свет и проч. очень нужны и важны. Но если не удалось добыть все это бесплатно – не огорчайтесь. Мы долгое время использовали пустой аквариум для лотерейных билетиков. Но все же пользуйтесь микрофоном, иначе точно сорвете голос. Еще есть хорошие таблетки «Гомеовокс».

Ящики для сбора денег и терминал
Поставьте их так, чтобы человек не мог их не заметить. Мы пишем на выходе: «Пожалуйста, не уходите, не оставив сто рублей в ящике для пожертвований». Люди стесняются положить мало. Надо им объяснить, что «мало – это гораздо больше, чем ничего!»

Договоритесь с банком об аренде терминала для приема денег с карточек. Это очень удобно и несложно в оформлении.

Общественная огласка – ключ к успеху
Конечно, отлично было бы опубликовать свою рекламу в Коммерсанте и в Космополитене. Но иногда бывает нужна пресса маленькая, «домашняя». Не забывайте о таких изданиях, которые бесплатно кладут в почтовые ящики – «Мой район» и пр. Газета «Метро» – вообще предел мечтаний!

Позаботьтесь о баннерах на всех дружественных сайтах.

Пишите в своем фейсбуке о каждом этапе подготовки вашего праздника, например: «Ура! У нас будут потрясающие призы!» Или: «Иван Ургант с нами!» И, конечно, сарафанное радио, блоги, твиттер… Пусть все ваши родственники пригласят своих друзей, а ваши дети повесят объявление в школах и институтах.

Реклама может быть и самодельной. Распечатанные на обычном принтере плакатики, расклеенные по району, где запланирован праздник, привлекут соседей с семьями. Пройдитесь по магазинам и киоскам. Попросите повесить ваше объявление. Возможно, кто-то вам не разрешит, но большинство с радостью согласится.

«Звезды»
Статусные мероприятия, как правило, требуют хотя бы две-три знаменитости в зале и одного на сцене. Демократические могут обойтись и без «лиц». Но следует знать: те, кто действительно хотел заниматься благотворительностью, уже ею занимается. И не стоит обижаться, к примеру, на Татьяну Лазареву (признана в РФ иноагентом), если она вам откажет. Она уже ассоциируется с определенным фондом и не может помогать всем.

Выбор «звезды» – ответственное дело. Известность Волочковой, Жириновского или Собчак очень специфична. Подумайте, хотите ли вы этой «известности»?

Вам нужен человек, разделяющий ваши ценности. Человек, готовый впрячься и работать «лицом». Не многие способны на такой подвиг. Ваши ошибки отразятся на его репутации, а его – на вашей.

Отлично провести аукцион может и неизвестный артист.

Отлично провести аукцион может известный математик или дизайнер.

Вообще-то, вы сами можете это неплохо сделать. Просто попробуйте.

Плюсы и минусы фандрайзинговых мероприятий

ПлюсыОни могут быть очень веселыми и запоминающимися.
Они привлекают внимание к организации.
Они привлекают новых членов и активистов.
Они дают множеству людей возможность что-то сделать самим.
Они являются отличной площадкой для тренировки лидерских качеств.
Они могут привлечь внимание общественности к тем проблемам, которые решает ваша организация.
МинусыОни требуют много времени для планирования и подготовки.
Они требуют большое количество человеческих усилий.
Обычно они сначала приносят небольшой итоговый доход.

После мероприятия

Если у вас остались адреса гостей, пошлите всем письмо с искренним «спасибо»! Эти люди пришли, потратили деньги и время. Вы должны их поблагодарить.

Обязательно придумайте форму благодарности для тех, кто бесплатно дал вам помещение, еду, реквизит и пр. Пусть на стене в их офисе висит красивое и яркое выражение вашей признательности. Тогда они будут гордиться своим участием.

Зовите этих людей в качестве гостей на мероприятия, не связанные со сбором денег. Пусть они знают, что вы их любите и цените, даже если не получаете от них чего-то материального в данный момент.

Утешительный вывод

У мероприятий как способов прямого общения с людьми есть несколько преимуществ:
– вы заинтересовываете людей тем, чем занимаетесь;
– они могут качественно провести с вами время;
– они могут увидеть и почувствовать, ради чего вы работаете, и стать ближе к вашим «кругам».

Поддерживайте их интерес, мотивируйте их сделать повторное пожертвование, пошлите им письмо с приглашением стать членом организации (другом, сторонником и т.д.). Между заинтересованной личностью и членом организации есть большая разница – члены организации делают пожертвования каждый год (или месяц, или неделю – любой период)! Небольшое пожертвование этого человека со временем может вылиться в значительную поддержку.

И еще немного о благотворительности

Английские ученые, проводившие исследования рынка во время кризиса с удивлением отметили, что отношение людей к благотворительности во время кризиса не подвержено рыночной коньюнктуре. То есть, благотворительность как явление сходно с товарами категории «люкс». Во время любого спада или подъема люди так же продолжают покупать яхты и лошадей, как и давать деньги на благотворительную деятельность.

Деньги это такая субстанция, которую можно с одинаковой легкостью превратить как в бриллиант, так и в протез сердечного клапана.

Вова Мамонт, парень из маленького военного городка, был потрясен, когда после удачного имплантирования кардиостимулятора мы сказали ему стоимость этого предмета. «Ведь это же иномарку можно купить!» – ошарашено повторял он. Его совершенно потрясла цифра, которая стучала теперь в его груди.

Да, эти деньги могли стать иномаркой, а стали кардиостимулятором. Прошло некоторое время, и я получила письмо под названием «Сюрприз!» Там были фотографии с Вовкиной свадьбы. А вот совсем недавно он прислал фотографии дочки Евы. Ева – потому что «жизнь».

Мы вместе с дарителем, купившим Вове кардиостимулятор, сделали очень неплохую инвестицию. Иномарка за эти шесть лет бы уже устарела, а молодая счастливая семья дала миру новую жизнь.

Аня Соколова – бронзовый призер Москвы по художественной гимнастике. Ее сердце на четверть состоит из пластика.

Дети, в которых вы вкладываете деньги, могут стать гордостью страны.

Можно покупать машины и бриллианты. И одновременно лекарства и кардиостимуляторы. В этом нет противопоставления. Это удовольствия одного порядка. Просто не все это знают.

Екатерина БЕРМАНТ, директор фонда «Детские Сердца»

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?