– Все помыслы, влияющие на состояние души, приходят либо от Бога (добрые изменения), либо от дьявола (плохие), либо от самого человека (и добрые, и злые), – рассказал митрополит Афанасий. – Добрые помыслы мы узнаем по плодам. Если мы становимся более смиренными, более молитвенными, более кроткими, более терпеливыми, более теплыми, более благородными, более чуткими, то это результат доброго помысла. Но что делать, если не все наши изменения добрые?
О митрополите Афанасии Лимасольском
Митрополит Лимасольский Афанасий (в миру Андрей Николау) родился 8 февраля 1959 года в семье кипрского предпринимателя. В 14 лет поступил в церковную школу-интернат, в 23 года был рукоположен в сан диакона и продолжил учебу на богословском факультете Университета Аристотеля в Салониках. Во время учебы часто бывал на Афоне.
В 1980 году по окончании университета вступил в число братии афонского скита Неа-Скити, спустя два года принял великую схиму и был рукоположен во пресвитера. В 1991—1992 годах был протоэпистатом (управляющим) горы Афон (самый молодой в этой должности). Во время пребывания на Святой горе стал учеником преподобного Паисия Святогорца.
В 1992 году вернулся на Кипр, был избран игуменом обители Махера.
11 февраля 1999 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви единогласно избран митрополитом Лимасольским. 14 февраля состоялась его архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита и интронизация.
В тот момент епархия была обременена огромными долгами, а из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей были негативно настроены к Церкви. Митрополит Афанасий собрал комиссию из профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от долгов. Также владыка ввел традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о ее начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской митрополии неизменно выделяется на благотворительные нужды. Стараниями митрополита Афанасия духовно возродились действующие монастыри, возобновилась монашеская жизнь в трех древних обителях.
В октябре 2020 года митрополит Афанасий был в числе архиереев Кипрской Церкви, которые подвергли критике Архиепископа Кипрского Хризостома II за признание автокефалии «Православной церкви Украины». «Это был вопрос совести, вопрос соблюдения священных канонов Церкви», — сказал митрополит Афанасий. В декабре 2022 года во время избрания нового предстоятеля Кипрской Церкви победил в первом туре, набрав 35,68 % голосов членов Кипрской Церкви, но во втором туре получил только 4 из 16 голосов членов Священного Синода.
Большую популярность приобрела передача «Сердечное слово», которая начала выходить на канале pemptusia.tv в 2021 году.
Дурной помысел мешает логически мыслить
Человек сам тоже влияет на свой душевный мир, порождает добрые или плохие мысли в зависимости от того, как настроен его внутренний «механизм» – правильно или неправильно.
Что есть наша душа с точки зрения Церкви?
Cвятые отцы были знатоками души человеческой, они обладали огромным опытом анализа души. Я не имею в виду то, что знает психиатрия. Психиатрия видит душу как нечто в человеке, что можно исцелить с помощью врачебного вмешательства. Душа же человека, как видим ее мы, люди Церкви, представляет собой нечто большее, нечто более величественное.
Возможно, в психиатрии не совсем точно используется этот термин, «душа» (в греческом языке psyche обозначает и «душу», и «психику». – Ред.), потому что она работает с центрами головного мозга, которые регулируют разные процессы и упорядочивает их согласованную работу. Конечно, душа гораздо шире. Бог создал ее, вдохнув в человека дыхание жизни. Сначала Он сотворил тело из праха, как говорится в Писании, а потом вдохнул душу, соделав человека по образу и по подобию Своему.
Душа – это все наше существо, она не сосредоточена только в нашем мозге, нашем теле, руках или сердце. Наше тело «замешано» вместе с нашей душой. Когда мы печем хлеб, замешиваем муку с водой, и они становятся одним целым, уже не отделишь муку от воды. Так же и душа с телом соединены неразделимо до того момента, когда человек умирает, и душа отделяется от тела до общего воскресения.
Приведу пример из Евангелия. Когда блудница пришла в дом и помазала миром ноги Христа, многие из учеников негодовали, особенно Иуда, который был сребролюбцем. Он начал говорить: «Зачем эта женщина напрасно расточает такое дорогое миро, чтобы помазать ноги Христа». Дурной помысел состоял в том, что она расточает. Но дальше в Евангелии сказано, что он переживал не за бедных, а просто был сребролюбив и хотел получить деньги за это миро, положить его в корвану и потом использовать по своему разумению.
Меня часто спрашивают, зачем у вас в Церкви столько роскоши? Но покажите мне, что у нас роскошного? Хочешь, отрежь себе кусочек подсвечника и возьми домой, продай, получи деньги. Разве не видно, что это бронза? Видите, дурной помысел не дает человеку даже мыслить логически.
Или кто-то подает милостыню. Дает пять евро и начинает думать: «Может, не надо? Что такое пять евро, разве разбогатеет нищий от этих денег? Наверное, это обманщик». Возможно, это и так, но он сразу включает дурной помысел, который уклоняет душу ко злу, делает ее упрямой и противостоящей благодати.
Бывает, что дурные мысли приходят от демонов. Однако существуют и чисто физиологические изменения. По-разному ты думаешь утром, днем, вечером и после полуночи, иначе – в темноте и иначе – во свете. Когда непогожий день, когда дует южный ветер или когда солнце. Многие отмечают, что в солнечные дни у людей более хорошее настроение, а когда оказываешься среди радостных и благодарных людей, радуешься вместе с ними.
Как быть, если душа омрачилась?
Почему святые отцы изучали все это? Чтобы знать, когда идет настоящая духовная борьба, а когда можно не обращать на внутренние перемены внимания. Главным образом они говорят нам одну вещь: мы должны научиться управлять тем, что с нами происходит.
Если моя душа омрачилась, важно не позволять себе становиться понурым, не начинать говорить резко, оскорбительно и нервно, отворачиваться и не принимать другого человека.
Какие бы перемены ни происходили в душе, мы должны поддерживать распорядок духовной жизни, быть ровными в общении с другими людьми.
Человек создан по образу Божию, «добро зело», и призван стать подобным Отцу нашему. А остальное, что с нами происходит, – дурное поведение, нервы, слова, скверность – они не являются нашим истинным «я».
Что нужно, чтобы меняться к лучшему?
Важно научиться вести себя так, чтобы не ранить других людей, не высказываться пренебрежительно, не быть ленивым, держаться своего уклада, что бы ни происходило вокруг. И в этом помогает точность в исполнении своего правила (молитвенного. – Ред.).
Не станем говорить в воскресенье утром: «Что-то нет у меня настроения, не пойду сегодня в храм». Есть настроение или нет – пойду. Даже если наш ум начнет рассуждать: «Куда ты пойдешь, будешь там спать, ты весь в помыслах, внутри тебя скверные помыслы, не ходи!» – мы не должны отступать назад и менять свое правило из-за изменений настроения.
Как бороться с дурными помыслами и нужно ли ругать себя за них?
Лучше сразу отсекать дурные помыслы и не заниматься ими. Это как мешок с мусором: лучше сразу выбросить, чтобы не испачкаться.
В вопросе о том, нужно ли укорять себя за дурные помыслы, нужно рассуждение. Если человек может это выдержать – хорошо, святые отцы так делали. Но для молодых лучше себя держать в любви и благодарности. И нужно доброе рассуждение, хороший духовник, иначе легко можно впасть в отчаяние.
Если мы люди сверхчувствительные и осуждаем, ругаем себя, то можем начать унывать или отчаиваться. Поскольку в наше время мы легко отчаиваемся, лучше себя до этого не доводить.
Дар слезного покаяния, который был у святых, приходит от духовного труда, а не только от самоукорения. Слезы покаяния – это первый этап, они потом становятся слезами любви!
Духовная работа и самоукорение важны, но это по силам здоровому человеку. А если человек слабый духовно и душевно, имеет слабую нервную систему, то он не выдержит, придет в отчаяние и безнадежность.
Поэтому Христос сказал преподобному Силуану: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся!»