Все, что связано с деньгами, с их переходом из рук в руки, вызывает у российского интернет-пользователя повышенный интерес. Наши соотечественники самой жизнью приучены к недоверчивости, подозрительность считают добродетелью, поиск затаившихся врагов – делом достойным, а уж скрытые корыстные мотивы мерещатся им абсолютно везде, где вообще речь идет о деньгах. Поэтому, как только хоть кто-то за пределами нескольких достаточно узких групп, привычных к благотворительности, начинает сбор средств на доброе дело, он сразу же становится объектом пристального, но не очень доброго внимания.
Подозрения в корыстности, в «пиаре», в скрытых недобрых намерениях – нормальные спутники любого частного сборщика или фандрайзера, действующего от имени организации. Тем более, если речь идет о помощи в болезни – ведь в России все разбираются в медицине, футболе, политике и воспитании чужих детей.
И потому я попробую составить краткую рекомендацию – как обезопасить себя от самых традиционных и обычных подозрений и наездов. Следование данной рекомендации не избавит от противников вовсе, но, как минимум, сэкономит немного времени и душевных сил. В противном случае вы потратите их на оправдания, полемику и попытки кому-то что-то доказать.
Итак, вы решились на сбор средств для больного, или же вы сами больны и решили поручить сбор кому-то из друзей и знакомых. И первое, что нужно сделать – это осознать круг стоящих пред вами задач и выбрать людей для их решения. И если вы хотите избежать скандала, то первой и главной целью является искреннее доверие к вам или вашей команде со стороны окружающей публики.
Доверие бывает, если упростить, двух видов – доверие разума и доверие сердца. Для успешного сбора необходимы оба. Точнее, чтобы деньги собрать, необходимо доверие сердца. А чтобы при этом не оказаться в центре скандала, необходимо доверие разума.
Вызывать у людей симпатию, обращаться к человеческим сердцам – важнее и эффективнее при сборе средств, нежели логически убеждать в своей правоте. Было бы иначе – наибольшие суммы собирали бы самые дотошные и мелочные сборщики, а не самые трогательные истории.
Для сбора средств нужно обаяние и умение общаться с людьми. Доверие сердца – это эмоциональное отношение, при котором задавать неудобные вопросы просто не хочется. Это некоторое чувство, что «этот человек не может врать». Потому что он хороший, потому что он герой, потому что он такой же, как я – причины могут быть различны.
Это отношение достигается искренностью в большей степени, нежели какими-либо техниками и приемами: любые намеренные, искусственные действия работают до поры, а талант нравиться людям неистощим и неподделен.
Скажем, во многом, если не образец (как всякое подлинное дарование, это невоспроизводимо), но близкий к идеальному пример такого рода фандрайзера – это Евгений Ройзман (признан иноагентом в РФ), разговаривающий мужественными запоминающимися афоризмами и предпочитающий любой иной аргументации лапидарное: «Моим глазам свидетелей не надо».
Природный вкус и литературный талант (поэт!) вкупе с богатым жизненным опытом и наработанным за годы борьбы и труда авторитетом срабатывают лучше подробных обоснований или наукообразных доказательств – такому человеку и не захочешь, а поверишь. Несмотря на все скандалы, уголовные дела, негативное отношение профессионалов-наркологов и официальных правоохранительных органов, антиройзмановские кампании в прессе неизбежно проваливаются, а популярность его только растет из года в год.
Доверие сердца для России – ведущий мотив помощи, так уж сложилось, что добро по расчету воспринимается как нечто второсортное. Однако важно отличать доверие от эмоционального вовлечения как такового. Эмоциональное вовлечение не обязательно предполагает доверие, ибо оно рассчитано на разовое действие.
Именно стремлением эмоционально вовлечь без попытки построить доверительные отношения плоха токсичная благотворительность – вместо того, чтобы убедить человека в необходимости помочь, человека раскручивают на жалость или азарт, после чего отношения заканчиваются.
Доверие предполагает историю, длительное сотрудничество, возможность задавать вопросы и получать ответы, а не просто разово проснувшееся сочувствие.
Скандал с доверием сердца может быть вызван примерно тем же, что и скандал с доверием разума – несоответствием между словами и делами. Доверяя, человек как бы объединяется с вами, видя в вас собственное отражение, «человека, подобного себе» – и если вы вдруг обманываете его ожидания на личном уровне, то если не скандал, то разрыв неизбежен.
Объяснить это сложно, ибо речь идет о личностном взаимодействии, но если, например, вы заявили себя как верующего православного человека, то крайне неразумно публиковать в Страстной Четверг рассказ о том, как накануне в ресторане погуляли с молочным поросенком и водкой.
Если вы декларировали определенный политические убеждения (а в российском интернете это важно), то имейте в виду, что не стоит им изменять – по данным вопросам люди особенно обидчивы.
А отсюда следует главный и основной принцип безопасности при попытке завоевать сердца – «Не врать». Не нужно пытаться изображать чувства и интересы, которых у вас нет, в надежде понравиться кому-либо: рано или поздно вы сделает ошибку, и вместо помощи получите скандал.
Поэтому для сбора средств, в качестве флагмана, в качестве основного просителя нужен скорее просто честный, надежный и искренний человек, способный грамотно и разумно писать.
Доверие разума – это ваш предохранитель, защита от неудобных вопросов. Если доверие сердца – это переживание того, что другой человек чувствует как я, то доверие разума – это переживание того, что другой человек мыслит как я, что он разумен, логичен и последователен, а в его действиях нет двойного дна и каждый его шаг продуман и проверен.
Путь поиска доверия разума – обязательный для сборщика пожертвований, потому что деньги, поддаваясь счету, любят скорее логику и ясность, нежели буйство эмоций.
Всякий ваш шаг должен быть объяснен, а в идеале за ним должно стоять экспертное заключение: если вы выбрали конкретную клинику, то необходимо объяснить, почему именно ее, не какую-то другую, и желательно, чтобы это было нечто большее, чем «соседка по палате рассказала». Если вы отказались от лечения в России, то недостаточно простого «я не доверяю отечественной медицине».
Необходимо приложить труд, собрать информацию о том, как обстоит дело с подходами к лечению данного диагноза на Родине и за рубежом и обосновать свой выбор проверяемыми данными. Если вы отказываетесь выполнять те или иные врачебные рекомендации, расскажите, почему.
Хоть какая-то причина, или обоснованный отказ назвать причину, лучше, нежели загадочное молчание. И будьте готовы к тому, что ваши аргументы будут пробовать на прочность, что в любом случае лучше, чем полное отсутствие аргументов.
Человек, просящий денег и не представляющий оснований своим действиям, выглядит то ли эмоционально нестабильным истериком, то ли просто обманщиком и доверия вызывает значительно меньше, нежели действующий логично и рассуждающий занудно.
Обратите внимание даже не на содержание, а хотя бы на длину постов соответствующей тематики в Живом Журнале Антона Буслова – насколько он обстоятелен и подробен в описании всего, что связано с его болезнью, с лечением, с перспективами и ценами. Это одно из слагаемых успешности его сборов: он логичен и его поведение не оскорбляет разум пользователей. Несмотря на то, что он действует полностью в русле «неправильного сбора» – гигантские суммы, большая срочность, лечение за рубежом – ему почти никто и никогда не выдвигает претензий, что он действует неразумно или необдуманно. Потому что Антон демонстративно логичен до занудства.
Поэтому вам необходим эксперт, который будет для вас собирать информацию, думать над ней и помогать принимать разумные, объяснимые решения. Этот человек должен по возможности, разбираться в предметной области или как минимум уметь искать информацию и анализировать ее.
Сюда же, к доверию разума, относится еще одна сверхважная вещь: вы можете быть неаккуратны в подборе клиник или путаться в медицинских данных, можете проявлять по жизни поросячью наивность в отношении квалификации иностранных врачей или крайнюю подозрительность в адрес российского Минздрава, впадать в депрессию или общаться исключительно смайликами, но в вопросах финансового учета надо соблюдать нарочитую аккуратность. Есть ситуации, когда простят все, что угодно, но не умалчивания и двусмысленности в финансовых вопросах.
Именно поэтому вам нужно выбрать среди своей команды самого занудного, мелочного и трудолюбивого человека и назначить его своим бухгалтером. Именно у него – и только у него – должен быть доступ ко всем счетам, карточкам, балансам мобильных телефонов и электронным кошелькам. И ни одна операция с деньгами не должна проводиться без его уведомления. Именно он должен в постоянном режиме вести таблицу – сколько пожертвовано, куда, кем, когда, каким способом и куда было истрачено. Он хранит все чеки, все документы, и с каждого снимает копию хотя бы просто в виде фотографии.
Более того, если вы почему-то решите освободить его от этого занятия – это освобождение должно происходить очень быстро и разово. Ни в коем случае не должно быть ситуации, когда за одними счетами смотрит один человек, за другими – другой, а за третьими – неизвестно кто.
При этом на отчеты распространяются те же самые правила, что и на все прочие действия – они должны быть предсказуемы и логичны. То есть, если вы заявили, что отчет о поступлениях публикуется с девяти до десяти вечера по Москве каждые два дня – сдерживайте это обещание. Продекларировали обновление в real time – убейтесь, но выполняйте. Соответствие между делами и словами в мелочах – хороший мотиватор поверить вам и в главном.
Итак, чтобы собрать денег, вы должны людям нравиться, вы должны быть им понятны и ваши финансы должны быть безупречно прозрачны, то есть вам потребуются: писатель, бухгалтер и эксперт. Писатель, который сможет обеспечить должное впечатление у тех, кто будет на вас смотреть. Бухгалтер, который сделает все денежные операции четкими и внятными. И эксперт, который должен будет внятно и разумно обосновать все, что делается и будет делаться.
Весьма вероятно, что все эти функции вам придется совместить в одном лице – своем собственном. Это достаточно сложно, а потому если у вас есть возможность доверить сбор средств тем, кто сделал помощь своей профессией – лучше доверьте.
Тем более, что если ошибку сделает фонд, то и в центре скандала окажется фонд, а не Вы.