Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Как смартфоны крадут у детей детство, и что еще можно успеть сделать, чтобы этого избежать

Американский психолог Джонатан Хайдт изучил влияние социальных сетей и смартфонов на современных детей и пришел к неутешительным выводам: вред, который наносят гаджеты, колоссальный. Дети перестали играть и общаться друг с другом, они иначе развиваются. Все это угрожает не только ментальному здоровью, но и жизни

Коллаж. Как смартфоны крадут у детей детство

Американку Меган Майер называют одной из первых в мире жертв социальных сетей. В 2006 года 13-летняя школьница совершила суицид, который спровоцировала травля в интернете. Незадолго до гибели Меган зарегистрировалась на MySpace, где с ней начал флиртовать 16-летний мальчик. Позднее выяснилось, что под личиной ухажера скрывалась мама ее одноклассницы, которая сначала хотела получить информацию, а позже перешла к кибербуллингу. Когда девочка получила сообщения «Меган толстая» и «Без тебя мир был бы лучше», она приняла решение уйти из жизни.

С 2010 года число самоубийств среди американских подростков выросло на 121%, а количество обращений в отделения скорой помощи в связи нанесением вреда самому себе увеличилась на 188% среди девочек и на 48% среди мальчиков. Такой же резкий рост наблюдается в Великобритании и странах Европы. 

Психолог Джонатан Хайдт проанализировал сотни исследований и пришел к выводу, что рост психических заболеваний среди поколения зуммеров, родившихся в период с середины 1990-х до начала 2010-х годов, связан с появлением смартфонов, социальных сетей и онлайн-игр. Тезис взят не с потолка: согласно данным исследования, в котором приняли участие 19 тысяч детей, родившихся в начале нулевых годов, уровень депрессии растет пропорционально количеству часов, проведенных онлайн. Обо всем этом Хайдт пишет в своей книге «Тревожное поколение», которая вышла в 2024 году и сразу стала бестселлером. 

О спикере

Джонатан Хайдт — социальный психолог в Школе бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета, автор нескольких книг и ряда научных публикаций. Получил степень доктора философии в Пенсильванском университете, в течение 16 лет преподавал на кафедре психологии в Университете Вирджинии.

Исследования Джонатана Хайдта касаются основ морали и того, как мораль различается в разных культурах. Также является автором книги «Гипотеза счастья: поиск современной истины в древней мудрости», бестселлеров «Праведный разум: почему хороших людей разделяют политика и религия» и «Пестование американского разума: как добрые намерения и плохие идеи подготавливают поколение к неудачам».

С 2018 года Хайдт изучает влияние социальных сетей на ухудшение психического здоровья подростков и рост политической дисфункции. Его книга «Тревожное поколение: как великое перепрограммирование детства приводит к эпидемии психических заболеваний» была опубликована в 2024 года и стала бестселлером.

Хайдт буквально бьет тревогу. По его мнению, если раньше детство был основано на живых играх, то сейчас – только на телефонах. Вырастая и развиваясь, дети все меньше общаются в реальной жизни, и все больше прикованы к экранам мобильников. При этом в офлайн-мире родители окружают детей чрезмерной опекой, запрещая играть во дворе без присмотра и не отпуская одних в магазин или школу, но совершенно не заботятся о том, чтобы уберечь от онлайн-опасностей: негативного контента, преследований, насилия, буллинга.

Чтобы понять, насколько все это серьезно, психолог предлагает представить, что вы заснули 28 июня 2007 года, за день до того, как первые iPhone поступили в продажу, а проснулись через 10 лет… Вокруг вроде бы все также, но люди ведут себя странно. Почти у каждого в руках маленький стеклянный прямоугольник. Всякий раз люди, согнувшись, смотрят на него, иногда улыбаются, иногда злятся. Это происходит постоянно: в момент, когда люди идут по улице, спускаются в метро, заходят в лифт или стоят в очереди. В кафе, ресторанах стоит жуткая тишина – даже дети в колясках молчат, уставившись в экраны. А если вы вдруг услышите человеческую речь, окажется, что люди как будто разговаривают сами с собой, заткнув уши белыми электронными берушами…

Жутковато? Но теперь это наша реальность. Хорошая новость в том, что ошибки еще можно исправить. Мы изучили книгу Джонатана Хайдта «Тревожное поколение» и нашли в ней не только пугающие выводы, но и действенные советы.

Не только зависимость: чем еще вредят детям смартфоны

Коллаж

Задумайтесь, на что бы вы потратили три месяца в году? Или около 6 часов день? Именно столько в среднем в онлайн проводят дети в России. В США еще больше – 8 часов в сутки. Доказано, что именно дети и подростки больше других подвержены влиянию смартфонов.

В зоне риска не только малыши и подростки. Студенты также могут пострадать

Изначально Facebook пользовались студенты гарвардского университета и насчитывал 650 аккаунтов, сейчас их более трех миллиардов. В 2022 году исследование, которое провели ученые из Университета Боккони и Тель-Авивского университета, выявило связь между доступом к этой социальной сети и ростом тревожности и депрессии среди студентов колледжей.

Ученые обнаружили рост количества депрессий на 7%, тревожных расстройств на 20%. Кроме того, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (США), уровень самоубийств среди 10-24-летних был стабильным с 2000 по 2007 год; затем он вырос на 57% в период с 2007 по 2017 год.

Джонатан Хайдт выделяет четыре основных способа негативного влияния на их психическое здоровье.

Во-первых, это социальная депривация. Когда американские подростки перешли на смартфоны, время с друзьями лицом к лицу сократилось, с 122 минут в день в 2012 году до 67 минут в день в 2019 году. 

Хайдт вспоминает, что когда приходит на лекцию раньше, чем обычно, то видит в аудитории студентов, которые сидят в полной тишине, погрузившись в смартфоны, боясь заговорить и быть услышанными. 

Тоже самое происходит и в семье. Хайдт приводит исследование среди детей в возрасте от 6 до 12 лет, согласно ему 62% опрошенных сообщили, что их родители отвлекались, когда они пытались заговорить с ними, и основной причиной этого было использование смартфона.

К чему это приведет? К дальнейшей изоляции и ослаблению самоидентификации и уверенности в себе. Реальное, а не виртуальное общение в игровой форме имеет основополагающее значение для здорового социального развития ребенка. Но дети не получают его ни от ровесников, ни от значимых взрослых.

Во-вторых, недосыпание. В подростковом возрасте меняются биологические ритмы и подстроится под них организму сложно. Ситуация со сном ухудшилась, как только подростки перешли с базовых телефонов на смартфоны: спать они стали еще меньше и хуже, так как из-за синего свечения экрана снижается выработка гормона сна – мелатонина. 

Недостаток сна отлично изучен и его последствия известны: депрессия, беспокойство, раздражительность, повышенная агрессия, плохое обучение, более низкие оценки, тревога, и даже переедание. Чтобы их избежать подросткам нужно спать не менее девяти часов в сутки. 

В-третьих, фрагментация внимания. В среднем подросток получает одиннадцать уведомлений в час на свой смартфон, в худшем случае по одному уведомлению в минуту. В итоге у них редко есть хотя бы пять или десять минут, чтобы без перерыва, чтобы ничего не отвлекало. В результате сильно ухудшается способность концентрировать внимание.

Также есть доказательства того, что фрагментация внимания в раннем подростковом возрасте может помешать развитию исполнительной функции: объему памяти, самоконтролю, гибкости ума. А в период развития мозга может стать причиной того, что у ребенка так и сформируется способность сосредотачиваться и уделять внимание достижению цели. 

Четвертый способ негативного влияния смартфонов это зависимость. У детей дошкольного и подросткового возраста очень пластичный мозг, который подвержен легкому развитию зависимостей. 

Многие дети используют телефоны как дофаминовые игровые автоматы, и большие технологические компании разработали приложения так, чтобы поощрять такое поведение.

Пролистать ленту, получить лайк под фото – значит ощутить прилив дофамина, гормона радости. Дальше он придет в норму и ваш мозг захочет еще чуть-чуть, чтоб повторить приятные ощущения, а потом еще немного, и еще. Получается система моментального удовлетворения потребностей, дети просто не знают, что такое скука, а ее преодоление еще один пункт в формировании эмоционально здорового человека. 

Дети должны играть. Друг с другом, а не в телефоне

Коллаж

Скептики могли бы возразить, что сейчас у молодых людей объективно больше поводов для беспокойства и депрессии. Помимо смартфонов и соцсетей переживания могут спровоцировать вещи куда более страшные: глобальные конфликты, растущее неравенство, перманентные кризисы в экономике и политике. Но Хайдт парирует, что и предыдущие поколения также росли в условиях нестабильности, переживали войны и революции, но тревоги и суицидальных рисков у них было значительно меньше. 

У людей самое продолжительное детство среди всех млекопитающих, и это обосновано эволюцией: медленный темп позволяет мозгу пройти процесс развития нейронных связей. В результате те, что часто используются – укрепляются, а те, которые используются редко, исчезают. К пяти годам мозг ребенка сформирован на 90%, затем он долго адаптируется, учится и приобретает навыки, необходимые для успеха в будущем. 

По мнению Хайдта, в этом смысле нет ничего лучше, чем игра детей разного возраста на свежем воздухе с долей разумного риска. Ведь только при личном контакте дети узнают друг друга, учатся заботиться о себе и окружающих. Например, бой с другом на невидимых мечах или переговоры с другим ребенком, чтобы покататься на качелях. Сколько всего они в себя вмещают: смущение, преодоление и победа. Через игру учатся дружить, взаимодействовать, улаживать конфликты.  

Идеальна в этом плане карусель «волчок» – лучшая вещь на детской площадке из когда-либо изобретенных. Чтобы она двигалась необходимо сотрудничество: чем больше детей присоединяются, тем быстрее она едет и тем больше криков, что усиливает острые ощущения. Под действием центробежной силы малыши получают новые физические ощущения. Плюс это микродозы риска: встать, свеситься с боков, а если лечь в центр, то можно почувствовать изменение сознания – головокружение. На карусели можно пораниться, если быть неосторожным, а значит и получить обратную связь и сделать выводы на будущее. 

Беда в том, что, по мнению Хайдта, в последние десятилетия родители стали гораздо сильнее сильнее опекать детей. Дети стали, как он говорит,  «анти- хрупкие»: как саженцы, которым для правильного роста нужны ветры, иначе они изнежатся, станут неуверенными, боязливыми, им будет трудно научиться заботиться о себе,  справляться с конфликтами, разочарованием. Чтобы стать сильными и самодостаточными нужно перенести неудачи. Сейчас это крайне проблематично, ведь детство основано не на игре, а на телефоне. Смартфоны –это «блокировщики опыта», считает Хайдт.  

Берегите девочек

Коллаж

Максимально чувствительный период для обучения и развития личности – возраст от 9 до 15 лет, годы полового созревания. К сожалению, это годы, когда большинство подростков в развитых странах получают свои собственные телефоны и перемещают свою социальную жизнь в Интернет.

Соцсети ломают представление о поведении и выборе ролевых моделей. Сейчас дети подражают тем, у кого больше лайков. Мало того подростки становятся своими собственными бренд-менеджерами, всегда думая о том, сколько пальцев вверх/сердечек и комментариев соберет их новое видео или фото. Не ради себя, а ради чужого одобрения они участвуют в челленджах с не разумной степенью риска. 

Например, тренд на blackout challenge – его участники любым способом должны задерживать дыхание пока не потемнеет в глазах. Естественно, все происходящее надо снимать камеру. Этим и занимался 12-летний британец Арчи Баттерсби, после этого видео он несколько месяцев был в коме и умер, не приходя в сознание. Подросток был не единственной жертвой – в 2021 году в Палермо скончалась 10-летняя девочка, которая попробовала повторить этот же челлендж, а всего в мире было больше 15 жертв бессмысленного риска.

Мамы девочек, будьте внимательнее: соцсети для них более опасны, чем для мальчиков. У активных пользовательниц вероятность депрессии в три раза выше, чем у не пользователей мужского пола. На это есть как минимум четыре причины.

Первая: девочки более чувствительны к визуальным сравнениям, особенно когда другие люди хвалят или критикуют их лицо и тело. Соцсети с легкость снижают их «социометр» – внутренний показатель того, на каком месте девочка находится по отношению к другим. Плюс, девушки более склонны к развитию «социально предписанного перфекционизма»: они пытаются соответствовать невозможно высоким стандартам, установленным другими людьми.

Вторая причина: агрессия. Если у мальчиков она выражается в физических действиях, то у девочек превращается в желание нанести вред репутации, отношениям обидчицы. 

Третья: гиперчувствительность к чужим эмоциям, то есть чтобы начать тревожиться не обязательно расстроится самой, достаточно кому-нибудь посочувствовать.

Четвертая причина заключается в том, что благодаря Интернету у мужчин меньше ответственности и больше безнаказанности, а значит им проще и легче преследовать представительниц противоположного пола, в том числе очень юных. Когда девочки-подростки заводят аккаунты в социальных сетях, за ними часто следят и связываются мужчины постарше, а мальчики в школе заставляют выкладывать обнаженные фото и затем могут начать хейтить, шантажировать.

«Совершеннолетие в сети» должно начинаться с 16 лет.  До этого – никаких смартфонов и соцсетей

Спор о том, что случилось раньше: детей закрыли дома, не давая возможности брать ответственность и взрослеть, играя, или же соцсети выдернули их из реальности – это спор о курице и яйце, который не имеет смысла. В своей книге Джонатан Хайдт предлагает несколько шагов, которые приведут к позитивным изменениям.

– Прежде всего, никаких смартфонов до 14 лет . Не нужно оставлять детей без связи, покупайте им базовые кнопочные телефоны, позволяющие только писать и звонить.

– Никаких социальных сетей до 16 лет. Самооценку подростка легко и надолго может испортить сравнение себя с «лидерами мнений» и бесконечный поток контента, подобранный алгоритмом.

– Школы должны работать без телефонов . Это единственный способ, который поможет концентрировать внимание на учителях, уроках и на общении с одноклассниками. 

– Позволяйте детям гораздо больше игр без присмотра и больше детской независимости. Дайте возможность пробовать, терпеть неудачи и учиться на них.

Помимо этого Хайдт утверждает, что правительства стран должны юридически обязать технологические компании заботиться о безопасности подростков, а значит в первую очередь поднять до 16 лет планку «совершеннолетия в Интернете», и найти способы проверки реального возраста пользователей сайтов и соцсетей  – все это разумные и давно назревшие изменения.

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?