Предлагаем вашему вниманию выступление Анастасии Отрощенко, редактора раздела «Где нужна ваша помощь» портала «Милосердие.ru». В течение девяти лет Анастасия работает с фандрайзинговыми текстами и за это время накопила большой опыт по написанию просьб. В пятой лекции курса «Писать как можно проще» Анастасия рассказывает о том, как сделать фандрайзинговый текст понятным для читателя, как бороться с канцеляризмами и штампами, чтобы текст стал человечным и ясным. Для вашего удобства мы подготовили тезисы лекции в виде тайм-кода.
04:48 Приветствие, информация о спикере, краткое содержание предыдущих лекций курса и дальнейшие планы.
12:28 Пример того, как не надо: «деконструируем психофобную оптику» – что это означает и как это сказать простыми словами?
13:44 Для кого мы пишем и при чем тут «подруга моей мамы». Пишите для обычных людей!
16:53 Книги, которые помогают научиться писать просто и понятно.
18:36 Как бороться со штампами и канцляризмами. Термины тоже могут быть небезопасны – не злоупотребляйте этим!
21:09 Объявления, написанные сухим канцелярским языком, обычно вызывают раздражение. Можно ли писать так, чтобы негативных эмоций не было? Пример того, как это можно сделать.
28:29 Что такое канцеляризмы, как их распознать в речи и как с ними бороться. Примеры.
31:50 Канцеляризмы часто выглядят в тексте солидно, но при этом скрывают, маскируют неудобную правду, которая, если говорить о ней простым языком, была бы сразу всем понятна.
33:55 Читателя будет располагать к себе текст, который правдив, ясен и прост. Для этого необходим информационный стиль. Он помогает сделать сложное простым, выделяет главное и работает на понимание читателя.
35:07 Чтобы писать кратко, ярко и убедительно, не нужны талант и вдохновение. Информационный текст способен писать любой человек. Нужны только дисциплина и стремление к правде.
37:07 Пример текста, написанного канцеляризмами. Как его переписать?
39:32 Проблема «ясного языка» не новая, ей уже больше 100 лет. О ней, в частности, говорил и Корней Чуковский.
40:54 Простой – не значит примитивный! Не упрощайте в ущерб смыслу, но, если можно сказать просто, – не усложняйте!
42:33 Языковой мусор и шелуха: удаляйте «лишние» слова, которые можно убрать, и текст не потеряет смысла. Примеры.
44:53 Штампы – еще одна беда для текста. Что такое штамп, примеры из текстов. Штамп не дает информации и создает лишь иллюзию текста.
52:00 Заменяйте штампы на факты! Примеры.
58:06 Чем проще слова, тем легче читателю воспринимать текст. Подбирайте максимально простые и понятные синонимы. Примеры.
01:00:20 Умничать – плохая стратегия. Если читатель ничего не поймет, текст не достигнет своей цели. Текст, перегруженный «умными» фразами, выдает неуверенность автора. Примеры.
01:02:32 Стоит ли употреблять слова, которые по этическим причинам табуируются обществом? Можно ли называть инвалидов инвалидами и тому подобное? Если мы хотим им помочь, то да, стоит называть все своими именами. Нельзя сглаживать углы, если вы говорите о проблеме. Примеры.
01:08:01 Единственная ситуация, когда использование слова «инвалид» не приемлемо.
01:08:42 Чтобы писать просто, надо разбираться в теме. Если вы не разобрались, текст не получится. Если вы не можете разобраться сами, привлекайте экспертов, советуйтесь с ними.
01:19:28 Как бороться с блоками и установками? Просто начните писать! Тренируйтесь!
01:21:15 Список книг.
01:22:57 Домашнее задание.
01:24:59 Вопросы зрителей.