Корреспондент сайта Милосердие.ru Людмила ВЯЗМИТИНОВА побывала в Рузском детском реабилитационном центре «Вдохновение», где ребята своими руками, под руководством батюшки, собирают автомобиль
Каждое утро в детский реабилитационный центр «Вдохновение», расположенный в селе Никольское Рузского района Московской области, приходит о. Илия (Дорогойченко), настоятель местного православного храма Святителя Николая. Он проводит здесь всю первую половину дня, организуя и направляя жизнь Центра, помогая детям, оказавшимся на грани жизненной катастрофы. Сам он говорит об этом так: «Я немного работал в детской психиатрической лечебнице, где увидел, что происходит с нашими детишками. В основной массе это либо социальные сироты, либо те, у кого плохие родители. Детей таких много, и они попадают в психиатрическую больницу, потому что от них избавляются детские дома или интернаты. Точнее, им пытаются помочь, но психиатрическая лечебница – жуткое наказание, это то, чего не должно быть, это оскорбление человека и унижение его. Этих детей некому защитить». Детская психоневрологическая больница находится недалеко от храма, и о. Илия стал брать детей на несколько часов в храм.
Это было пять лет назад, а сегодня у Центра свое комфортабельное помещение. Насельники – мальчики, как правило 11-13 лет. Одновременно в нем могут находится до 12 ребят. Царящую здесь атмосферу о. Илия описал так: «Когда подросток никому не нужен, он злобится, бродяжничает, творит беззаконие, в нем все клокочет, и тут ничего нельзя поделать. Возникла идея создать среду, внутри которой за счет яркого переживания или впечатления смещается угол зрения, и подросток очищается от тех кошмарных мыслей, которые его наполняют. Он как будто заново видит мир и то хорошее, что в нем есть. Человек может в одну секунду возненавидеть весь мир, либо в одну секунду может исцелиться. Чтобы обеспечить эту секунду, мы создаем уютную и небанальную, я бы сказал, интересную атмосферу, потому что самое главное в жизни человека – увлеченность. Потеря адекватности на самом деле есть потеря увлеченности».
Одно из дел, вокруг которого сплачиваются дети, – это «создание автомобиля» (а вернее, карта) своими собственными руками. Для этого покупается старая машина, разбирается на части и из них собирается карт. При этом, по словам о. Илии, дети увлекаются, начинают понимать, что им необходимы знания, общение – друг с другом и окружающим миром. Около Центра уже стоят несколько таких машин, а в холле на первом этаже красуется образец. Кроме этого, дети работают в столярной и гончарной мастерских, создавая при этом простые, но очень красивые вещи. Вообще, интерьер Центра состоит в основном из вещей, сделанных своими руками. Зеркало, склеенное из осколков, пшена, старого ключа и бусинок, смотрится произведением искусства. Равно как и дверь, искусно обклеенная вырезками из старых газет и журналов. Или птичка, сделанная из отходов столярной мастерской. Вешалки, светильники и многое другое сконструированы из подручных материалов матушкой Надеждой, по свидетельству окружающих, специалисткой в области интерьера. Все это создает неповторимую, присущую только Центру атмосферу труда, творчества и любви. По словам координатора учебного процесса Натальи Левшовой, здесь не гонятся за буквальным выполнением школьной программы, за время пребывания в Центре детям стараются не столько дать знания, сколько вернуть желание знать. Она приводит пример: под воздействием лекции о литературе никогда не читающий книг мальчик до глубокой ночи читал стихи Пушкина. Учебные помещения интересно оборудованы – в виде «каюты старого боцмана», с механическим устройством, позволяющим «путешествовать во времени»; в виде зимнего сада, уставленного мольбертами.
Основа воспитания – труд и молитва. Труд творческий, но нацеленный на зарабатывание денег – не в целях обогащения, а для обеспечения своих нужд. Каждую субботу обитатели Центра ездят на экскурсию в Москву и если хочешь, скажем, мороженого, заработай на него сам. О. Илия после воскресной службы проводит аукционы, на которых продаются сделанные руками воспитанников вещи – панно, закладки для книг, подставки под горячее. Во всех помещениях Центра стоят иконы – на стенах, на полках с книгами, на подоконниках. Однако посещение храма не навязывается, не является обязательным. По словам о. Илии, «молитва – естественна, любовь – естественна. Я ощущаю всю нашу жизнь как большое богослужение, и очень хочу, чтобы и дети это почувствовали. Почувствовали, что жизнь – это служение Богу и друг другу, а богослужение в храме – часть этого жизненного богослужения. Говоря о воцерковлении я имею в виду не внешние атрибуты, а вхождение в союз любящих, поскольку у нас у всех есть общий Отец». Ощущение живого присутствия Отца и обретение места, которое становится домом – вот что уносит отсюда ребенок. Это действиельно дом: при входе стоят домашние тапочки, висят фотографии детей. Их через Центр прошло уже около двухсот. И все они воспринимают Центр как место, в которое они в любое время могут вернуться и в котором им всегда помогут с любыми вопросами, поскольку они стали «своими». Ребенок проводит здесь около месяца, это проверенная на опыте «золотая середина»: меньше недейственно, больше – наступает привыкание, но дети постоянно приезжают и планируется ввести регулярный день встречи.
Часто в Центр попадают дети просто со страшной судьбой. Одного мальчика пьющая мама заставляла часами сидеть голодного под кроватью, оставляла в лифте, висящем между этажами, другому родители не не давали кушать в младенческом возрасте, и только брат, сам еще маленький, иногда кормил его, чем мог. Поэтому здесь не принято говорить о прошлом. Все дети убеждены, что любая мама – лучше всех, и плохо переносят казенную обстановку. Им нужен дом, семья, человеческое тепло. А когда отсутствие этого приводит к катастрофе, ребенка отправляют за излечение в психиатрическую больницу. В рузском Центре пытаются выстроить для детей другой «жизненный маршрут».
Основной принцип деятельности центра – «от осознания к вдохновению, через вдохновение к творчеству». Сейчас Центр уже не берет детей из больницы, это было первые два года. Теперь дети поступают по соответствующему направлению непосредственно из детских домов и интернатов. Занимаются этим отделы районного образования. Планируется также создание реабилитационного центра с полностью домашней обстановкой и Института поиска семьи. Пока на это не хватает ни людей, ни средств. В настоящее время работа держится силами энтузиастов, разделяющих идеи о. Илии. Существует Центр на средства частных благотворителей, и, экономя на всем, что можно сделать своими руками, ведет строительство. Планируются новые здания, большая ферма, расширение штата.
Как говорит о. Илия, «цель деятельности Центра – помочь человеку измениться изнутри. Для этого нужно щедро поделиться с ним своим душевным теплом, это гораздо труднее, чем откупиться милостыней. Проявлять участие гораздо труднее, чем дать кусок хлеба. Тем не менее, любовь – здравое чувство, можно сказать, что истинная любовь есть духовная здравость. Все люди постоянно навязывают друг другу свои системы взглядов, наше общество настолько систематизировалось и обесчеловечилось, что совершенно исчез человеческий подход, заключающийся в понимании того, кто рядом».
Напоследок о. Илия рассказал о мальчике 9 лет, сироте – который живет с бабушкой. В свое первое пребывание в Центре он поражал всех бесконечным нытьем, плачем, пытался занять лидирующую позицию, постоянно обижал других детей, выгораживая себя, брыкался, плевался, все саботировал. Тем не менее бабушка была в восторге: вернувшись из Центра, он все время спрашивал ее, чем помочь. Но так сложилось, что он попал в Центр еще раз. Пришлось много работать, и результаты были неважные. Но как говорит о. Илия, когда он увидел в конце смены, как этот мальчик танцует с другими детьми и выступает в спектакле, у него слезы навернулись глаза, потому что это была маленькая, но победа.
Фото автора
См. также сайт Центра «Вдохновение»