Светлая седмица – самое радостное время всего церковного года. В тексте службы так и говорится, что мы идем в храм «веселыми ногами». И это действительно так!
В пасхальные дни Церковь зовет всех христиан причаститься Воскресшего Христа, принять особую благодать и разделить пасхальную радость друг с другом.
И если хочется причаститься, неужели для этого надо поститься три дня? С другой стороны, некоторые священники разрешают на Светлой неделе причащаться без поста. Но если вчера поел мяса в свое удовольствие (Пасха же) и выпил, допустим, вина, неужели сегодня можно дерзнуть приступать к Чаше?
А еще исповедь! Как быть, если в храме вообще не исповедуют на Светлой? Неужели так тоже можно – подходить Чаше, не исповедуя своих грехов? И еще – в разных храмах почему-то все по–разному: где-то причащают на Светлой с одними правилами, где-то с другими.
Вот и получается, что в светлые пасхальные дни порой не обходится без недоумений. Какому-то верному прихожанину, честно пропостившемуся весь Великий пост, в своем же храме не разрешили причащаться, потому что вечером он поел котлет.
Другой подошел к причастию без исповеди, хотя исповедь в храме была – его тоже не допустили до причастия.
Третий уехал в деревню, воспользовавшись праздниками и взяв благословение духовника причащаться на Пасхальной неделе, но в местном храме ему сказали, что это настоящая дерзость – подходить к причастию, не пропостившись три дня: «Или ты святой? Так святым только можно!»
Чтобы избежать таких непраздничных ситуаций, мы попросили священника Дмитрия Пашкова, преподавателя канонического церковного права в Московской духовной академии, клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (Москва) объяснить, что следует знать о причастии на Светлой неделе.
Кому можно причащаться на Пасхальной неделе
Для тех, кто соблюдал Великий пост, исповедовался и причащался, эти усилия учитываются, и для них никакого особого поста в пище во все дни Светлой седмицы не предусмотрено. То есть, таким людям можно причащаться без поста даже после праздничного стола с мясными блюдами и употреблением спиртного.
Исходя из смысла христианского воздержания, важным является не качество вкушаемого, а его количество: прежде всего, следует избегать объедения и пьянства. Главное – умеренность.
Далее, в Светлую седмицу сохраняется обычное перед причастием воздержание от еды и питья с полуночи.
Люди, которым необходимо принять жизненно важные лекарственные препараты (при диабете, сердечно-сосудистых заболеваниях и др.), как и в другое время, с благословения священника могут выпить лекарство утром в день причастия и запить небольшим количеством воды.
Но как и в любое время, в подготовке ко святому причастию пост – только одна из составляющих, причем не главная. А вот душевное состояние гораздо важнее. Каждый верующий спрашивает себя, в мире ли он с ближними и нет ли у него на душе непреодоленного до сих пор упорства в обидах, злобе на людей.
На Светлой седмице, бывает, христолюбца охватывает повышенная раздражительность (от усталости? переедания? все может быть). Гнев на кого-то может клокотать в глубинах души и перед причастием, но если мы хотя бы понимаем, что так не должно быть, если не считаем свой гнев «праведным», если подходим ко Святой Чаше с мольбой о помощи Божией, о свободе от этого тяжкого состояния, то причащаться, конечно, можно, – «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Супружеский пост на Пасхальной неделе предполагает воздержание от общения накануне дня причастия.
Как молиться, что читать
Подготовительные молитвы в это время состоят из Часов Пасхи, Пасхального канона и Последования ко Святому Причащению.
Как поститься перед причастием тем, кто не держал Великий пост
Для человека, причащающегося достаточно редко, пост перед причастием, по обычаю, составляет три дня. В эти дни исключается мясо, рыба, молочные продукты. Если же такой человек захочет причаститься на Пасхальной неделе, ему лучше обсудить подготовку со священником храма, в котором он предполагает причащаться.
Нужна ли исповедь перед причастием

Тех, кто соблюдал Великий пост, регулярно во время него исповедовался и причащался, Церковь благословляет на Пасхальной неделе причащаться без исповеди, если имеется благословение духовника или священника, у которого вы часто исповедуетесь. При этом во время Светлой недели пастырь не должен запрещать исповедь, если желающий причаститься испытывает в этом потребность.
Бывают же люди с невероятно обостренной совестью, которым кажется, что они так или иначе недостойны, что им непременно нужно поисповедаться, иначе они так и не подойдут ко причастию. Если такой человек хочет исповедаться, лично мне кажется, что священник должен пойти ему навстречу, уделить хоть самое малое время, даже если этот прихожанин совсем недавно исповедовался.
Если верующий и желающий причаститься не соблюдал Великий пост и не причащался во время него, исповедь, конечно, необходима.
Выяснить время совершения исповеди в том или ином храме лучше заранее. На сайтах храмов публикуют расписание богослужений, где указывается и время совершения исповеди.
Но можно действовать и «экспромтом», обратившись непосредственно к любому священнику храма, где вы хотели бы причаститься. В таком случае нужно сказать, что вам очень нужно исповедоваться и обсудить подготовку (пост и молитвенное правило) к пасхальному причастию.
Батюшка может попросить вас подождать какое-то время, или перенести исповедь на другой день, но, по канонам Православной церкви, отказать в исповеди человеку, которому она в самом деле необходима, священник не может.
Все эти правила сформулированы в официальном документе нашей Церкви: «Об участии верных в Евхаристии».
В 2025 году этому документу исполнилось десять лет. Этот прекрасный текст, опираясь на каноны и долговременную церковную практику, учитывает потребности и возможности современного человека. В нем прочитывается уважение и к особым обстоятельствам, в которых живем все мы, столь слабые, но ищущие Бога люди.
Священник Дмитрий Пашков:
«К «смертным» грехам» Церковь относит:
– отречение от веры;
– убийство (аборт и склонение к нему);
– прелюбодеяние;
– блуд;
– чародейство, участие в магических культах (это очень близко к отречению от веры, что, к сожалению, современный человек не чувствует по легкомыслию);
– клятвопреступление (лжесвидетельство в суде, возбуждение дела на заведомо ложных основаниях с получением лукавой выгоды);
– кражи, вымогательства и связанные с ними насильственные действия в отношении другого человека с угрозой для его жизни и благополучия.
Если человек совершил смертный грех, ему необходима исповедь.
Дерзнув причаститься без исповеди, такой человек берет на свою совесть еще больший грех – попытку «обмануть» Бога, что не только не принесет ему пользы, мира душевного, помощи и Божиего содействия, но и может повредить.
В аскетической литературе как о «смертном» говорится и о грехе уныния, например, преподобный Иоанн Лествичник пишет, что это состояние всячески мешает сосредоточенной жизни монаха, его богообщению, превращая его в человека либо совершенно пассивного, не способного ни на что, либо праздного, ищущего любых поводов развлечься (даже дополнительных послушаний).
Когда священники слишком строгие
Несмотря на документ «Об участии верных в Евхаристии», в разных храмах могут быть свои порядки. Однако наша Церковь не ставит человека в жесткую зависимость от приходского храма «по месту жительства». В Москве, к примеру, сегодня более 500 приходских храмов и всегда можно, при желании, найти такой, который по своему укладу и подходу к прихожанам вам наиболее близок.
Единственное, что было бы не на пользу – это «фланировать» бесконечно из одного храма в другой, просто из нежелания искать духовника, которого бы вы слушались, и общину, в которой бы уже надолго (навсегда?) остались.
Те объявления, которые делаются на приходах – например о том, что исповедь для желающих причаститься на Пасху и Пасхальной неделе, заканчивается в Страстную среду или Страстную субботу, не исключают того, чтобы опоздавшего или пропустившего исповедь по каким-либо причинам, но нуждающегося в этом человека, не поисповедать перед причастием.
В каком-то смысле священник похож на врача, который может сделать больному назначения на две недели, но если ему стало хуже через три дня, доктор не может его не принять.
Кстати, терапевтическая лексика сквозит из всех древних канонов о покаянии: грешный человек сравнивается с больным, Церковь – с лечебницей, епитимья – с лекарством, а священник – с врачом. Все это свидетельствует как раз о необходимости индивидуального пастырского отношения к приходящим в храм.
Документ «Об участии верных в Евхаристии» дает священнику широкую возможность маневра в отношении поста, молитвенного правила ко причастию, если он видит, что человек пока просто не готов к имеющимся «стандартам», и обширное, еще малопонятное для него правило, покажется тяжким.
У духовника возможности еще шире: он знает человека, который к нему обращается, его жизненную ситуацию, немощи, страсти, благочестие, и может действовать, исходя из заповеди Христа: «Суббота для человека, а не человек для субботы». То есть так применять правила, чтобы они помогали, а не препятствовали отношению человека с Богом.
Хорошо, когда строгость пастырей объясняется истинной заботой о душе человека, беспокойством духовного отца о своем чаде, пастырской интуицией и ответственностью за человека перед Богом.
Грустно, если это связано с недостаточным ознакомлением священника с документом «Об участии верных в Евхаристии», адресованным всем чадам Русской Церкви – епископам, священникам и мирянам.
Жаль, если пастырь в подобных ситуациях просто старается облегчить себе жизнь, что, возможно, происходит от усталости.
Как не огорчиться на светлых днях

Как быть человеку, если он оказался в похожей ситуации? Как не огорчиться на светлых днях? Если вы воцерковленный человек, соблюдали Великий пост, исповедовались и причащались, пришли в храм на Пасхальной неделе натощак, прочитав правило к причастию, о котором мы говорили выше, а вам не разрешают причащаться не в своем храме – в этом случае дороже будет сохранить свой внутренний мир, подчинившись местному укладу.
Ведь для причащения главное – смирение, а где споры, гнев, обиды, там смирения нет. В каноне Пасхи ведь поется «Простим вся воскресением»; не следует обижаться, можно лишь немного расстроиться (почему нет), и положиться на Бога, Который даже наши «намерения приветствует».
Особенно надо опасаться конфликтовать перед святой Чашей – когда священник уже вышел со Святыми Дарами и причащает верных.
Если не получилось по каким-то причинам причаститься в этот раз, нужно попытаться сделать это в следующий раз. Господь говорит в Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6. 53–55).
Давайте от сердца поверим Его словам. Если будем участвовать в этом Таинстве, наше понимание этих слов Христа будет становиться все глубже; мы на самом непосредственном опыте ощутим Его присутствие во Святых Дарах. Поскольку причастие Плоти и Крови Господа – Таинство, здесь заключена тайна, которая открывается сердцу верующего по мере его возрастания во Христе. Обычной логикой и разумом понять это (как и любое другое) Таинство невозможно.
Когда любящая мама кормит своего малыша, он, проявляя послушание, не допытывается – из чего состоит моя пища, какая от нее польза, а принимает ее в полном доверии. И растет, и здоровеет.
Отношения ребенка к родителю строятся на доверии, а мы все чада Божии, Который отдал за нас Свою жизнь и воскрес телесно. Будем верить в простоте души, что Христос – истинная Жизнь и Жизнь вечная, и причащаясь Тела и Крови Господа, мы причащаемся жизни со Христом в вечности.
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА