Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Депрессию у школьников можно предотвратить. Советы родителям

Учеба – всегда стресс, но его влияние можно ослабить, считает профессор ВШЭ Катерина Поливанова и объясняет как

Простые и неизбежные вещи, которые могут вызвать депрессию

В новом пособии Высшей школы экономики  факторами, способствующими развитию депрессии у школьников, названы вещи, на которые раньше особого внимания не обращали:

– монотонность/слишком большое разнообразие занятий;

– продолжительность урока;

– обилие заданий;

–  проблемы взаимодействия с учителем и между учениками в классе;

– фаворитизм учителя;

– количество учеников в классе;

– и  даже… фоновый шум.

Но перестроить школьную систему конкретный школьник не сможет, да и возрастание информпотока неизбежно при подготовке к ЕГЭ и вступительным. Как же помочь своему ребенку не надорваться?

Советы родителям по минимизации рисков предлагает составитель пособия профессор Катерина Поливанова.

Получить знания и не пострадать

Два-три века назад, когда в Англии зарождалась современная классно-урочная школьная система, образование было недолгим. Четыре-пять лет за школьной партой гарантированно открывали путь к куску хлеба. После грамматической школы, где изучали арифметику и английский, можно было стать писарем, а после реального училища – ремесленником, а позже квалифицированным рабочим. Ради куска хлеба стоило перетерпеть все, включая безраздельную власть учителя и телесные наказания.

С тех пор многое изменилось – человек теперь учится долго, а иногда и всю жизнь;

образование перестало быть «подготовкой к жизни», а стало ее частью.

Поэтому у школьных теоретиков появились такие понятия, как «благополучие школьника»; считается, что ребенок должен не только обладать знаниями при выходе из школы, но и не пострадать в процессе их получения.

Что зависит от учителя

Школьная депрессия. Коллаж

Стресс от школьного образования неизбежен; уроки – это нагрузка. То есть вопрос не в том, как при образовании избежать стресса, а как его уменьшить.

Власть учителя тоже неизбежна; школьным процессом должен кто-то руководить, ученики – слушаться. Но есть важное условие гармоничных отношений руководитель-подчиненный: власть должна быть предсказуема. Если вы едете на машине по дороге, страшны не правила, по которым вы должны остановиться на красный, а нарушитель, который на него проехал, – он непредсказуем, а непредсказуемость кратно увеличивает нервное напряжение для окружающих.

Тревога ученика становится в разы меньше, если он понимает, что контролирует свою жизнь. Если же «звонок – для учителя», «учитель отпустит класс, когда посчитает нужным», а оценки оказываются ниже или выше в зависимости от настроения Марьиванны, тревога неизбежно вырастет. А тревога – прямой путь к депрессии.

В идеале ученика в школе должны слышать. Даже при больших нагрузках его стресс будет гораздо меньше, если, например, он будет заранее знать, что сегодня на него не свалятся неожиданные дополнительные занятия, потому что «все плохо написали контрольную».

Несоразмерность, нереальность требований – тоже путь в депрессию. Ну, а мамина задача – общаясь с ребенком, научиться отличать справедливые жалобы от детских «хотелок», продиктованных желанием облегчить себе жизнь.

Не провоцируйте саботаж, чтобы не тратить силы на его преодоление

Если вы (учитель или родитель) общаетесь с ребенком исключительно в повелительно-командном стиле и не выслушиваете его, он станет саботажником неминуемо. Например, станет врать про заболевший живот, чтобы избавиться от неприятного задания – ведь других вариантов у него нет. Вот только, даже избавляясь  от задания в этом случае, ребенок испытывает тревогу и напряжение – ведь он не управляет жизнью, а, скорее, из нее выкручивается.

Саботаж начнется и, если ребенка с раннего детства нагружают слишком сильно, а он не может об этом рассказать. Или если мама и папа «лучше знают» и выбрали институт, не спросив будущего абитуриента, – при подготовке ему придется приложить дикие усилия, чтобы помимо выполнения заданий преодолевать свое внутреннее сопротивление.

Даже если просто регулярно обзывать ребенка «дураком», умнее от этого он не станет; скорее уж, наоборот, сработает психологический механизм, называемый «самосбывающимся пророчеством». Как минимум, ребенок опять напряжется оттого, что в него не верят.

А излишние тревога и напряжение – путь к депрессии, мы помним.

Гораздо продуктивнее, чем постоянно тыкать носом в ошибки, разбирать с ребенком те моменты, когда у него получилось.

Бесконечно бороться, чтобы «ребенку создали условия», тоже не нужно

Школьная депрессия. Коллаж

Все уже посмеялись над родителями, которые сдувают пыль с «детей-снежинок», и над видеороликом о том, как устраивалась на работу девушка-зумер.  В чем с ними проблема? В непонимании, где и в обмен на что они могут предъявлять свои высокие требования к качеству жизни.

Сегодня гораздо больше людей – «золотой миллиард» – имеют особые условия работы: в крупных компьютерных компаниях на службе можно даже ночевать или играть в настольный теннис прямо в офисе в рабочее время. Однако это получает только тот, кому есть что предложить взамен. Если ваша квалификация так высока, что работодатель бегает за вами, а не вы за работодателем, возможно, вы действительно сможете приходить на работу в 10.45, предварительно выпив чашку чая с тыквенным молоком. Правда, позволить себе необычный график смогут только самые ценные сотрудники; такое различие интеллектуальных капиталов уже назвали «новым неравенством».

Но в школе высоким требованиям еще не место. Школьник только копит свой интеллектуальный капитал и ничего не производит. А учитель не работодатель, чтобы обсуждать с ним премии и бонусы.

Ребенок может развиваться только в условиях некоторого дефицита, а из детей, которым бесконечно «шли навстречу» и «создавали условия», нередко вырастают взрослые, не умеющие формулировать свои желания и достигать целей.

Так что не спешите чрезмерно оберегать свое чадо и всячески добиваться для него особых условий и снижения планки. Как минимум, такое постоянное изменение критериев дезориентирует, а значит – опять вызывает тревогу.

Родителям: различайте то, что нужно школе, а что – вашему ребенку

Хорошо сданный ЕГЭ школе нужен ничуть не меньше, чем вашему ребенку. По суммарным баллам ЕГЭ, набранным выпускниками, уже много лет составляют рейтинги школ. Поэтому учителя так склонны нагнетать страсти вокруг экзамена – баллы, которые выпускник наберет через год, если вдруг захочет что-то пересдать, на положение школы в рейтинге уже не повлияют. Поэтому родителям не стоит заражаться чужими страхами и кошмарить себя и учеников.

В разговорах о ЕГЭ стоит рассуждать не о количестве баллов, а о способах их набрать, умея решать новый тип задач например. Так огромная гора экзамена делится на маленькие части и становится менее страшной. Кроме того, у школьника появляются конкретные пути достижения цели, ведь на  самом деле в экзамене важен процесс, а не только результат.

Учеба вызывает физиологическую усталость. Школьнику нужны способы  ее снижать

Школьная депрессия. Коллаж

Освоение учебного материала вызывает напряжение. Если в классе шумно, если в нем много учеников, маленькое расстояние между партами, напряжение увеличивается. Поэтому школьнику особенно важно соблюдать правила «психологической гигиены».

Придя домой из людного класса, ребенок должен отдохнуть и помолчать (в наиболее тяжелые и ответственные дни даже поспать днем).

Постоянно фоном орущий телевизор, многочасовые телепросмотры отдохнуть ребенку не помогут, особенно вечером. Вместо ТВ и гаджетов лучше дать ему перед сном прогуляться, разумеется, без активных игр и «зависания» с друзьями до ночи.

Для детей и подростков очень важно высыпаться. Поэтому правило о том, что сотовый телефон на ночь выключается (и сдается родителям) имеет право на существование. Разумеется, такое правило нужно установить заранее и обсудить (смотри параграф о предсказуемости).

Чтобы успешнее справляться со школьными нагрузками, ученики должны правильно и разнообразно питаться. В их рационе должно быть достаточно витаминов, особенное внимание нужно уделить витаминам группы B.

Много сил у организма отбирают и различные заболевания (например, простуды и другие воспалительные процессы). Болеющий школьник не способен нормально учиться и тоже попадает в группу риска возникновения депрессии.

Кроме того, важна физическая активность – не менее часа умеренной аэробной активности (быстрой ходьбы, езды на велосипеде) в день обеспечат нормальный обмен веществ.

Наблюдайте за состоянием ребенка

Школьная депрессия. Коллаж

Для родителя важно замечать изменения в поведении ребенка. Ребенок перестал общаться с Петей (а раньше они были не разлей вода), он перестал рассказывать о школе и, когда его спрашивают о занятиях, отводит глаза, он не хочет идти в школу… Значить это может все что угодно – от усталости до школьного буллинга, несчастной любви и ситуации, когда ребенок попробовал психоактивные вещества.

Для мамы все это повод как минимум насторожиться и начинать потихоньку прояснять ситуацию – с самим ребенком или не только с ним. Но помните: помочь ребенку без него самого вы не сможете. То есть все меры – от смены класса до ухода на некоторое время на домашнее обучение – нужно как минимум предварительно обсудить с ребенком.

При этом существуют дети особого психологического склада – гипотимики, для которых сниженное настроение – постоянное состояние. Гипотимики требуют большего внимания родителей, так как риск депрессии у них выше.

Родительские чатики и дни рождения друзей ребенка – способ узнать его окружение

На классные чатики не жаловался только ленивый. Между тем такие родительские беседы (как и дни рождения самого ребенка и его друзей) можно использовать, чтобы изучить его окружение. Знакомство с кругом близких приятелей вашего чада и их родителями позволит вам быстрее сориентироваться в ситуации, когда у ребенка в школе что-то пошло не так.

«Убрать из класса» можно только своего ребенка

Если ребенок постоянно жалуется на «Васю, который на уроках поет/мешает/не успевает», не стоит начинать в родительском чате крестовый поход на тему «как убрать из класса Васю». Такой подход – это детская позиция в стиле «сделайте все, как я хочу, но так, чтобы я при этом не напрягался». Еще неизвестно, чьей следующей жертвой станет ваш собственный ребенок после того, как Вася из класса исчезнет.

«Убрать из класса» можно только своего ребенка – путем перевода в другой класс, в другую школу или на домашнее обучение. Когда вы будете оценивать плюсы и минусы подобного решения, может быть, Вася перестанет быть таким уж страшным. Одна из функций общеобразовательной школы – научить ребенка взаимодействовать с разными людьми; в рабочем коллективе он будет работать именно так.

Катерина Поливанова – доктор психологических наук, профессор. Вела исследования кризиса подросткового возраста, исследовала готовность к школе шестилетних детей. Преподает в МГППУ и ВШЭ. Научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования ВШЭ.

Коллажи Оксаны Романовой с использованием изображений скульптур Гехарда Деметца

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?