Православный портал о благотворительности

Как правильно надоедать чиновникам

Bот подросток оказался на свободе, и справиться ему с этой свободой оказывается очень трудно. Тут просто необходим человек, который бы на первых порах проконтролировал – пришел посмотреть, как живет его подопечный, в каком состоянии его жилье, убирается ли, как одет, какой образ жизни ведет. И состояние жилья, и внешний вид скажут о многом

Сайт Милосердие.ru начал публиковать отчеты «клуба девочководов» – волонтеров и сотрудников подкомиссии по работе с освобождающимися из мест лишения свободы, занятых в проекте социального сопровождения «выпускниц» Новооскольской ВК. Публикации вызвали отклик у посетителей. «Очень жалко девочек! Как им помочь? Имею ввиду не только прогулки, но и дальше, дома?» – написала нам Елена.
Этому вопросу было посвящено наше интервью с социальным работником Центра содействия реформе уголовного правосудия Ольгой Маркович, очень эффективно работавшей с теми же девчонками. Интервью мы взяли летом, но потом Ольга уволилась из «Содействия» и материал не пошел. Теперь, по согласованию со всеми сторонами, мы публикуем его. По нашему убеждению, он ценен еще и тем, что описанный Ольгой механизм может быть успешно применен не только к Новооскольской колонии, но, при известном тщании, к любому пенитенциарному (да и не только! Со схожими проблемами нередко сталкиваются и одинокие инвалиды, старики, бездомные и др.) объекту вашего региона.

– Оля, расскажи, пожалуйста, в чем суть твоей работы в центре «Содействие»?
– Я занимаюсь проблемой социальной реабилитации девочек-воспитанниц Новоосколькой ВК.

– Многие православные приходы и отдельные активисты хотели бы принять участие в судьбе заключенных, но не знают, с чего начать и как расставить приоритеты. Расскажи, как построена твоя работа?
– Для начала мне надо выявить социальные проблемы девочек. Какими путями? Первое – это переписка с самими девочками, второе – общение с социальным работником колонии. Какие-то проблемы выясняются при посещении колонии, когда мы беседуем с девочками и проводим анкетирование. Следующий шаг – это проверка информации, особенно – информации, полученной от девочек, потому что они склонны и фантазировать, и преувеличивать, что вполне объяснимо, т.к. практически все эти дети – из социально неблагополучных семей, связь с домом у них порой прерывается на месяцы, кто-то за весь срок не получает ни одного письма из дома. Так что тут надо все сто раз перепроверить. Каким образом можно понять, что проблема реальна? Во-первых, можно поговорить с сотрудником социальной службы. Во-вторых, связаться с теми государственными органами, которые находятся по месту жительства девочек – то есть послать туда запросы. И делать это иногда нужно даже не смотря на то, что в колонии уже имеются какие-то ответы. Потому что семьи настолько социально неблагополучные, настолько запущенные, что концы какой-то проблемы найти иногда просто невозможно. Часто приходится заново выяснять, где человек был зарегистрирован, где проживал фактически, где родился и т.п. Потому что ни сами девочки, ни их родственники иной раз толком не могут вспомнить адресов, а документы отсутствуют. Приходится с конца разматывать клубок их прописок-регистраций (выяснять, как долго здесь живет, откуда приехала и т.д…)
После того, как мы поняли, что нужно сделать и какие есть для этого основания, и начинается, собственно говоря, решение этой проблемы. И мы начинаем звонить по всем возможным телефонам. Государственных органов, которые тем или иным боком могут быть привлечены к решению возникающих проблем – много. Здесь главная задача – найти чиновника, который захотел бы этим заниматься и заниматься бы этим стал. Это не всегда просто; не секрет, как относятся в нашем обществе к заключенным. К сожалению, когда звонишь и просишь, например, помочь оформить пенсию для девочки или выделить ей комнату какую-нибудь в общежитии, очень часто отвечают, что вот у меня тут полно сирот, а вы вот со своими уголовницами. Никаких особенных механизмов у нас нет, вся надежда на то, что кто-то по-человечески отнесется к проблеме подростка (потому что это, все-таки, подростки, даже если выходят они из колонии 20-летними. Уровень образования, навыков самостоятельной жизни и т.п. «тянет» только на подростковый) и, устав от моих постоянных «надоеданий» решит, что «можно попробовать» помочь. Тогда все становится гораздо проще. Он посоветует к кому обратиться, мы отправляем факсы – как правило, на имя главы местного образования, местной администрации, на имя начальника отдела этого чиновника. После этого ждем неделю-другую и начинаем звонить и наводить справки о том, как дело движется. Здесь надо иметь в виду, что документы имеют свойство теряться, проблемы забываются. Из одного кабинета в другой бумаги могут путешествовать от двух недель до двух месяцев. Поэтому звонить приходится часто, практически через день, напоминать ситуацию и узнавать, как видится «там» решение вопроса, в чем мы можем помочь. Ну, опять же, очень часто чиновники отвечают, что да-да, мы все делаем, все будет хорошо, у нас такие-то и такие-то варианты решения проблемы, мы просто выбираем лучший. А когда приходит уже время окончательного ответа, они говорят, вы знаете, тут вопрос согласования, и пока ничего не решилось, то есть в итоге они не готовы на этот вопрос ответить.
К тому моменту, когда девушка освободилась, я, как правило, готовлю бумагу, с которой она едет домой. В бумаге – к кому подойти, когда подойти, в какое время, адрес, телефоны, как кто работает. Очень часто, правда, то, что в телефонных переговорах и на бумаге выглядело, например, комнатой в общежитии, в реальности может оказаться каким-то промежуточным пунктом между помойкой и комнатами соседей (в этом году у нас именно так было с одной девушкой из Карелии). Но это уже начинается та часть жизни девочки, на которую мы влиять особенно не можем – даже если ей есть, где жить, мы теряем с ней всякую связь – если у нее все хорошо, то писать ей некогда, и если все плохо – то тоже некогда. Она от нас слишком далеко, проверить, как выполняются постановления и решения на деле, мы не можем, поэтому теперь уже остается довольствоваться заверениями в «неусыпной» о девочке заботе, а что происходит в реальности – узнать удается не всегда.

– Ты сказала, что для работы с чиновниками вы не имеете никаких особенных механизмов. Но ведь Центр «Содействие» – одна из старейших и авторитетнейших правозащитных организаций в России, он представлен в различных авторитетных комиссиях; запросы, исходящие от него имеют большой вес. В свою очередь, хотя Церковь в целом также обладает значительным авторитетом, это не всегда распространяется на каждый отдельный приход. Как ты видишь помощь православных на местах?
– На местах помощь может быть оказана огромная и без непосредственных сношений с колонией и самой девочкой.
Во-первых, многое из того, что по телефону-Интернету-факсу узнается месяцами, лично могло бы быть выяснено в течении получаса. Та же история с карельской девочкой, о которой я рассказывала: она приехала с шестьюстами рублями в кармане, без возможности где-то остановиться, без возможности сделать ремонт. Проконтролировать состояние выделенной ей комнаты мы не могли. Когда я звонила в какие-то органы, которые занимались этим вопросом, мне говорили – да-да-да, мы попробуем сделать ремонт, мы, конечно же, поможем, – но дальше слов дело не шло. Вот в этой ситуации, если бы был человек, который в Петрозаводске пришел бы в это общежитие ДО того, как девочка приехала, посмотрел на эту комнату, и оценил ее состояние, это бы очень помогло. Хорошо, нашелся человек (А.Гезалов ред. ), который взялся ее опекать – помог устроиться на работу (причем, с моей точки зрения, достаточно интересную: она шьет сувениры из кожи. Вряд ли самостоятельно она нашла бы что-то похожее), купил мобильный телефон, по которому регулярно контролировал, ходит ли она на работу, как живет и т.п., помог сделать ремонт. У нас был и другой случай: девочка написала, что пока она была в заключении, ее дом снесли за ветхостью, и она осталась без жилья. И колония бьется, никак ей комнату не может получить, и тетя три года обивает пороги судов, и тоже никак не может получить, девочка – сирота. И у меня ушло, наверное, недели три-четыре на переговоры с ее детским домом, с разными гос. учреждениями, которые могли хоть что-то о ее ситуации знать, и как-то помочь, когда вдруг выяснилось, что мама ее эту квартиру давным-давно продала, и вся работа была напрасна, потому что с юридической точки зрения никакого права на это жилье девочка не имела. За время моих переговоров я успела «выбить» им только единоразовое пособие – около 3000 руб. (Правда, тетя мне сказала, что ради таких денег она не собирается собирать справки и никуда ходить не будет. А мне казалось, что для Брянской области это деньги…). Если бы был человек, который мог бы пойти ознакомиться на месте с какими-то жилищными документами, побывать в жилотделе, это все было бы гораздо проще, быстрее, и пришлось бы тратить время только на те проблемы, которые можно решить из Москвы.
Возможна и более долгосрочная помощь. Может быть, сходить с ней на биржу занятости, помочь ей оформить пособие. У нас была девочка-сирота, и она могла бы оформить сиротское пособие и получать шесть тысяч, а это для глубинки очень хорошие деньги. Но, поскольку после освобождения рядом с ней не оказалось человека, который, как Гезалов, постоянно контролировал бы ее, она не пошла ничего оформлять, не пошла устраиваться на работу, и, в итоге, села второй раз.
Или, например, у нас была ситуация в Пермской области, когда девочке оформляли паспорт (кстати сказать, так и не оформили). Паспортный стол всячески это дело тормозил, хотя видимых причин для того, чтобы паспорт не оформлять, не было. Можно было полдня потратить на то, чтобы договориться, что вот тогда-то придет эта девочка, и будут сделаны определенные шаги для оформления этого самого паспорта, но когда доходит до дела, ее опять отправляют неизвестно куда, за бумагами, которые она сама выправить не в состоянии, да и не должна, потому что это обязанность паспортного стола. Если бы был человек, обладающий неким статусом или авторитетом, который приходил бы с девочкой в паспортный стол, наверное, паспорт ей все-таки был бы оформлен.
Eще один аспект – это просто быть рядом. Девочки привыкли к контролю, к очень жесткому контролю. В частности, дети из детдомов, которые не имеют вообще никаких навыков самостоятельной жизни; на это накладывается время, проведенное в колонии, в которой тоже все очень регламентировано. Они не научились принимать решения самостоятельно. И вот, подросток оказался на свободе, и справиться ему с этой свободой оказывается очень трудно. Тут просто необходим человек, который бы на первых порах проконтролировал – пришел посмотреть, как живет его подопечный, в каком состоянии его жилье, убирается ли, как одет, какой образ жизни ведет. И состояние жилья, и внешний вид скажут о многом. Если все идет хорошо, наш подопечный устроился на работу или учебу, очень бы хорошо проверить, ходит ли он на эту работу, не прогуливает ли. И еще одна тема – контакты с семьей. Конечно, лучше, чтобы они были и до того, как девочка освободилась, и после. До – для того, чтобы понять, что за ситуация в семье, потому что часто возвращение в семью является также фактором риска – практически у всех моих корреспонденток родители ведут асоциальный образ жизни, мягко говоря «злоупотребляют алкоголем» и, как следствие, дома освободившихся подростков ждут побои, унижения, голод и вечно пьяные приятели родителей. Если удастся попасть к родственникам в то время, пока их ребенок находится в колонии, можно попробовать и наладить их переписку. Многие девочки получают в колонии письма раз в 3-6 месяцев, кто-то – еще реже. Для них отсутствие вестей из дому – источник очень больших волнений. Я беседовала с одной девочкой, которая беспокоилась о маме, т.к. не имела от нее вестей около полугода. Она разломила пополам булавку и проглотила ее – просто от беспокойства! А мама в это время пила и не беспокоилась ни о чем. В моей практике было несколько случаев, когда обескураженные участковые, посетив семью колонистки, говорили, что родители объясняют отсутствие писем тем, что нет бумаги, конвертов и т.п… Так что хорошо бы и договориться, что они напишут письмо, и самому его отправить. Ну, и соответственно, пытаться смотреть, что происходит в семье после того, как девочка освободилась – это тоже было бы большой помощью освободившемуся подростку.

Спрашивал Михаил АГАФОНОВ


Мы будем рады, если какая-либо православная организация или приход предложит свою помощь в деле социального сопровождения девочек «на местах». Проблема, правда, заключается в том, что «места» огромны, девочки редко родом из райцентров, и невозможно поручиться, что предложенная помощь окажется скоро востребована – особенно, если у вашей организации не очень велика география охвата. Именно поэтому мы стараемся работать с Епархиальными учреждениями – ведь православные приходы расположены и в самых глухих уголках нашей страны. Тем не менее, ниже опубликован перечень российских регионов, из которых девочки попадают в Новооскольскую ВК. Если в списке есть ваш регион и вы чувствуете расположение к подобной деятельности, пишите нам о себе и своих возможностях на мейл turma@miloserdie.ru, и мы непременно свяжемся с вами, как только возникнет необходимость.

Итак: респ. Адыгея, Астраханская обл., респ. Башкортостан, Белгородская обл., Брянская обл., Волгоградская обл., Воронежская обл., респ. Дагестан, респ. Калмыкия, Калужская обл., Карачаево-Черкесская республика, респ. Карелия, Коми-Пермяцкий АО, Краснодарский край, Курская обл., Ленинградская обл., Липецкая обл., Мурманская обл., Новгородская обл., Оренбургская обл., Орловская обл., Пензенская обл., Пермская обл., Псковская обл., Ростовская обл., Самарская обл., г. Санкт-Петербург, Саратовская обл., респ. Северная Осетия, Смоленская обл., Ставропольский край, Тамбовская обл., респ. Татарстан, Тверская обл., Тульская обл., Ульяновская обл., Челябинская обл., Чеченская респ.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version