Православный портал о благотворительности

Как попасть в притчу

В московском храме святителя Тихона Задонского в Сокольниках еженедельно происходит то, что можно назвать живым воплощением евангельской притчи о блудном сыне – приход к Богу алкоголиков и наркоманов

Исполнился год с того момента, как при храме Тихона Задонского в Сокольниках открылся необычный катехизический семинар. Необычен он тем, что рассчитан на особый контингент — людей, выздоравливающих по программе «12 шагов». В православной среде до сих пор ведется дискуссия вокруг целесообразности применения этой программы, но это не мешает некоторым клирикам и мирянам вести работу по воцерковлению участников программы. За год работы катехизического семинара примерно три четверти его участников воцерковились.

Семинар является бесплатным и открыт для всех наркоманов и алкоголиков, при условии, что они придут трезвыми. Занятия ведут клирик храма всех святых в Красном Селе протоирей Павел Дорофеев и выпускница ПСТГУ, психолог-консультант по работе с наркоманами и алкоголиками, директор реабилитационного центра «Зебра» и автор книг
«Я люблю его… друзьям и близким алкоголиков и наркоманов» и «Страсть, грех или болезнь» (соавтор в сборнике, изд-во «Даниловский Благовестник») Екатерина Савина. По словам отца Павла, работа в группе для него стала удивительным опытом лицезрения воочию притчи о блудном сыне. Он встретил людей, которые «были мертвы и ожили, пропадали и нашлись». Осталось только помочь им осознать полученный опыт с церковной точки зрения.

В гостях у наркоманов и алкоголиков

«Я был студентом и ходил по книжным магазинам, интересовался. Молодой, интересно все. И там был такой мужчина потрепанный, стоял возле полок. И говорит, – «Вы книжками интересуетесь? Вы знаете, когда я был в вашем возрасте, я больше водочкой интересовался, а теперь вот книжками. Смотрите, чтобы с вами не получилось наоборот». Зал смеется над рассказом отца Павла, в зале 12 человек – семь женщин и пятеро мужчин. Все они — наркоманы или алкоголики, выздоравливающие по программе 12 шагов. Две девушки беременны. По внешнему виду этих людей невозможно догадаться, что они сильно пили или употребляли наркотики. Между сценой и слушателями стоит ведущая Екатерина Савина:

– Скоро мы будем праздновать память первоверховных апостолов Петра и Павла. Можно сказать, что они придут к нам в гости. Как мы обычно готовимся к приходу гостей?
– Убираемся дома, накрываем стол?
– Совершенно верно, нужно дом прибрать и стол накрыть. Прибрать мы уже разобрались как – по мере сил очистить свою душу от грехов. А вот что можно приятного таким гостям приготовить? Давайте почитаем следующую главу с 1 по 12 стих.

Люди в зале начинают по очереди читать по одному стиху из пятой главы Евангелия от Матфея. Тихими, осторожными голосами выздоравливающие наркоманы и алкоголики повторяют слова Нагорной проповеди.

– Это заповеди блаженства. Если вы слышали, были Десять заповедей. Они были даны Богом Моисею, чтобы он донес их до народа. А это как бы симметричные им заповеди, которые дает Христос. Десять заповедей говорят нам в основном о том, что делать нельзя. А здесь заповеди положительные, то есть – что нужно сделать. Это, условно говоря, тот самый стол, который может накрыть душа для Бога, для того, чтобы Господь пришел к ней и «вечерю сотворил». «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное». Кто такие нищие духом?
– Наверное, это люди, которые не знают еще, Кто есть Бог, Кто Сын?
– Нет. Нищий – это кто такой?
– Человек, который все потерял?
– Правильно, человек, у которого нет ничего, и поэтому он вынужден просить. Это вам, дорогие мои судари и сударыни, ничего не напоминает? Какой это шаг?

Екатерина апеллирует к опыту, полученному слушателями в группах самопомощи. Первым «шагом» программы «12 шагов» является признание бессилия перед алкоголем и потери контроля над собой. Вторая «ступенька» — убеждение, что только «Сила более могущественная, чем я, может вернуть мне здравомыслие». Слушатели сегодняшнего катехизического семинара сразу понимают, о чем говорит Екатерина.

– Шаги первый и второй.
– Правильно, первый и второй. Нет у меня ничего, Господи, я бессилен, жизнь моя неуправляема. Помоги, пожалуйста. И притом я верю в то, что мне может быть возвращено здравомыслие – говорит программа «12 шагов». Ровно тот же текст, который говорится здесь в первой заповеди. Недавно праздновалась память блаженного Августина, великого отца Церкви. Так вот, он говорил – «мы не можем принять благодать Божью, пока наши руки полны». Пустые руки, бессилие наше, это первая заповедь из заповедей Христа. Вам не удивительно, господа, что первый шаг программы «12 шагов» соотносится с первой заповедью блаженства?
–Катя, а что значит: «руки полны»?
– Это значит, я сама знаю, как мне надо поступать. У меня есть средства, которые я буду для этого использовать. Я сама знаю, что мне нужно. Я сама этого добьюсь, и мне нет преград ни в море, ни на суше. Эта позиция знакома?
– Да.
– Она потерпела неудачу?
– Да.
– Да, коль скоро вы тут сидите. Вот от этого и нужно избавиться. Нищие люди, это люди, которые понимают, что все их «я сам», к сожалению, не сработало, и поэтому они протягивают пустые руки к Богу и говорят: «Дай мне, пожалуйста. Помоги!».

Слушающие изредка прерывают Екатерину вопросами про «Ивана предтечу» и вторую щеку. Иногда разговор уходит в сторону от темы, но ведущая и другие участники терпеливо ждут, давая возможность говорящему полностью высказаться. Собрание длится два часа. За это время успевают не только разобрать евангельские тексты, читаемые на этой неделе в храме, но и спеть стихиру всем святым в земле российской просиявшим. Текст сложный, поэтому поет одна Екатерина, а остальные, держа ноты перед собой, «читают с листа». Читают в прямом смысле слова – как стихотворение. Но, несмотря на то, что участники собрания пришлю сюда, чтобы научиться православной вере, православным и самим есть чему у них поучиться.

Блудный сын

«Бог явно присутствует в их жизни, и в какие-то моменты ты ощущаешь себя таким лейтенантом из «учебки», который не нюхал пороха. Вот он встречается с обстрелянными солдатами, которые повоевали не один год. И сначала лейтенанту хочется сказать, что вы, ребята, почините ремни, воротнички подшейте… А потом начинается пальба, и ты понимаешь, что они-то больше знают о жизни, – рассказывает отец Павел после того, как собрание закончено, и мы сидим втроем с ним Екатериной Савиной в пустом актовом зале. – Чувство уважения к ним, как к людям, которые сделали больше, чем я, больше в себе преодолели, прошли через страдания, возникало у меня не раз. Это очень важное какое-то движение души, когда понимаешь, что в их жизни действует Сам Бог», – говорит отец Павел. Ему не раз доводилось слышать, как выздоравливающий человек рассказывал на собрании о своем жизненном пути. Следуя мысленно за нитью повествования, священник понимал, что точка невозврата человеком давно пройдена, он фактически «убит», и с этим уже ничего нельзя поделать. «И когда ты понимаешь, что вот он, сидит перед тобой живой и все это рассказывает, и это нормальный человек, и он уже много лет не пьет, то, конечно, это производит сильное впечатление. Знаете, вдруг так прихватывает, и ты понимаешь, что это все не просто так, тут человеческого мало», — смеется священник.

В разговор вступает Екатерина:

– Это прямо цитата из притчи о блудном сыне. «Он был мертв и ожил».
– Да, но это переживается с реальным человеком! Поэтому и хочется показать это другим людям, объяснить, что это жизнь, что это и в современной жизни так происходит. Момент, когда ты понимаешь, что это не просто слова о ком-то, а вот этот человек перед тобой сидит, и ты можешь посмотреть ему в глаза, и, в конце концов, ущипнуть его за руку. Конечно, во всем этом Божья рука чувствуется поразительно сильно. Это очень трудно передать словами. Я думаю, посещение открытых групп оставляет глубокое впечатление.

У программы «12 шагов» протестантские корни, что неудивительно, ведь она родилась в Америке. Однако Екатерина Савина считает, что программа построена, прежде всего, на Евангелии, и поэтому мы можем ей пользоваться: «Мы же не будем считать Евангелие протестантским только потому, что им занимались баптисты, адвентисты, и кто угодно еще. Программа Евангельская. И то, как это Евангелие будет разворачиваться, как оно будет истолковано, зависит от того, какие люди будут вести группы». По словам Екатерины Савиной, у людей, выздоравливающих по программе «12 шагов», есть уникальный опыт помощи Божией, и Церковь должна помочь его осознать, и соотнести с тем, что говорит Церковь о Боге: «Нередко бывает так, что, получая опыт Божественной помощи вне Церкви, люди оказываются беспомощными в том, чтобы семечко опыта и веры внутри себя как-то прорастить. Опыт становится для них просто фактом: вот они протрезвели, вот стали по-другому жить. Без церковного понимания осознание опыта будет очень бедным. И в то же время их опыт очень глубок, потому что это личный опыт. Он не книжный, не от ума, он прожит как страдание, и поэтому выздоравливающие алкоголики и наркоманы – это «побелевшие нивы», которые «созрели к жатве».

Нужно ли это Церкви

Катехизацию «анонимных наркоманов» считает необходимой и руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела Валерий Доронкин: «В нашей епархии уже есть специалисты — психологи, катехизаторы, — которые готовы заниматься катехизацией анонимных наркоманов и алкоголиков, и считают для себя кровным делом помочь страждущим людям войти в ограду церковную. Конечно, многие группы самопомощи «анонимных алкоголиков» функционируют вне Церкви. Однако они ориентированы на поиск веры, поиск Бога. По оценкам специалистов, тысячи, если не десятки тысяч человек за последние десятилетия обрели трезвость, посещая эти группы, и более 70% из них считают себя православными. Кто-то из них пока не готов к активному воцерковлению, но многие с открытым сердцем приемлют истину Христову. Здесь для нас — широчайшее поле для миссионерской деятельности».

В Синодальным отделе по церковной благотворительности и социальному служению проводятся семинары для благочиний по работе с алкоголезависимыми. На сегодняшний день реабилитация алкоголиков и наркоманов осуществляется более чем в 20-ти московских храмах, в 13-ти из них используется программа «12 шагов».

Кирилл МИЛОВИДОВ

Адреса и телефоны

Катехизический семинар для «Анонимных», проходит еженедельно по вторникам с 19:00 в храме Тихона Задонского на Ширяевом поле. Семинар открыт для всех химиозависимых людей. Телефон для справок 8-925-545-72-36

Подобная помощь также оказывается в Центре МЕТАНОЙЯ при Свято-Даниловом монастыре. Телефон для справок и записи на первичную консультацию к психологу
8-915-136-42-24 Телефон работает: вторник, среда, четверг, пятница с 19.00 до 22.00. на телефоне дежурят волонтеры.

Занятия группы МЕТАНОЙЯ-1
Москва, ул. Даниловский вал, д. 22, актовый зал молодежного центра Данилова монастыря, каждую субботу в 14.15; жёлтое 2-этажное здание напротив центрального входа в монастырь с вывеской «Оптовая торговля».

Занятия группы МЕТАНОЙЯ-2
Москва, ул.Куусинена, д.4 корп.3. В здании наркологического диспансера №11; 2-ой этаж, кабинет №202 Собрания каждый четверг с 18-00 до 19-45 Метро Полежаевская.

В помощь посещающим двенадцатишаговые группы насельником Свято-Данилова монастыря игуменом Ионой (Займовским) была написана книга «Странички трезвости».

В свободном доступе находится книга «Вразуми меня и буду жить», рассказывающая об опыте общины трезвости в селе Ромашково.

Другие материалы по теме 12-ти шагов:

Нельзя воцерковить терапевтическую практику
На нашем сайте были представлены разные взгляды на программу «12 шагов» и Содружество анонимных алкоголиков. У многих вызывает недоумение утверждение сторонников программы о необходимости посещения групп даже после воцерковления.

«Пусть увидят и обретут надежду»
Я знаю примеры, когда благодаря группам Анонимных алкоголиков обрели трезвость некоторые священники и монахи – люди глубоко верующие, церковные, которые умирали от алкоголизма и нигде не могли получить помощи, хотя искренне каялись, прибегали и к молитвам

Еще материалы по теме…

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version