Православный портал о благотворительности

Как помогать российским сиротам из-за рубежа?

Хочется, чтобы ребенок вышел из стен детского дома личностью, имея навык самостоятельной жизни. Похвальное желание, но часто невыполнимое по нескольким причинам. О них и поговорим

На днях мне позвонили из одной зарубежных страны русскоязычные люди, которые по мере сил стараются помочь русским детям-сиротам в наших детских домах. Из опыта это чаще получается не очень, все сводиться к материальной помощи, а хочется, чтобы ребенок вышел из стен детского дома личностью,имея навык самостоятельной жизни. Похвальное желание, но часто невыполнимое по нескольким причинам. О них и поговорим.

Из нашего долго телефонного разговора я понял, что не многие знают и умеют помогать «оттуда» здесь. И это как бы норма. Это и правда сложно, часто невозможно. Во многом потому, что помогающие не знают наших российских реалией и того, что часто помогать, даже находясь рядом, не так уж просто, а тут заграница. При этом наш разговор с добрым человеком по ту сторону телефона касался помощи девочке сироте, живущей в одной из областей России. Звонящую даму очень интересовал вопрос подтягивания сиротой некоторых предметов, которые, по ее мнению, могли бы помочь девочке в будущем. Из разговора я понял, что девочка очень отстает по школьной программе, учась на несколько классов ниже своего возраста, но и сам детский дом не особо заинтересован в ее развитии.Это норма для детского дома, изнутри этого понижения никто не замечает. Добрый помощник очень хочет, чтобы девочка стала учиться, но как это сделать из-за границы, не совсем понимает. А это на самом деле просто невозможно.

Во-первых, мотивация на обучение у девочки крайне низкая, потому что ее внутренний мотив никак не был заряжен и никем не поддерживается, в семье это происходит индивидуально, в детском доме носит общий характер. Например, домашнее задание – все делается самими детьми, часто потому, что воспитатели не могут им помочь решить ту или иную задачку, не имеют для этого соответствующей квалификации. И когда в школе учителя задают резонный вопрос, почему сироты так плохо готовят домашнее задание, они часто не могут осознать, что мотивации для этого у ребенка нету. В семье необходимость выполнять домашние задания воспринимается ребенком как ответ на заботу родителей, в детском доме забота носит совершенно иной характер, и получается, что отвечать взаимностью вроде бы некому. Если только не появится воспитатель с иным отношением к делу, не выгоревший и жертвенный, а это бывает, увы, крайне редко. Да и чаще всего ребенок детского дома не несет ответственности за то, как он учится, главное не вести себя плохо, учеба дело второе, или даже третье. Выступление на концерте или дежурство по детскому дому для сирот более приятны, оттого дети так активный в этих компонентах, для них это совсем иной труд.

Во-вторых,дети знают, что их скорее всего ждет профессионально-техническое училище, и, в общем-то, задача попадания туда так проста, что для этого опять же ничего делать не надо, надо просто вырасти и выйти из стен детского дома на непрестижные специальности. Туда традиционно уходят другие выпускники детского дома. Это так же не дает возможности задуматься над избранием для себя своего жизненного пути, договор между детдомом и ПТУ делает ребенка заложником ничего неделанья.

Ну и мотивации самих воспитателей на то, чтобы ребенок-сирота учился лучше, так же нет. Это же никак не отражается на заработной плате, продвижении по службе и так далее. Да и воспитателю дай Бог справится со своими основными обязанностями, а тут еще учебные проблемы ребенка. Стандартов качества работы в детском доме просто нет. Чтобы начать получать более или менее приемлемую зарплату важна выработка лет, это и есть главная финансовая составляющая, плюс надбавки за сложность работы. Поэтому часто в детских домах работают веками, при этом никак не улучшая качество своей работы.

Что же можно сделать, живя за рубежом?Как найти возможность помогать детям-сиротам, живя за рубежом? В России уже есть организации, которые занимаются системной помощью детям, не просто разово рисуя с ними, а сопровождая их до момента поступления в вуз и даже после. Это контактная работа, самое важное в работе с сиротой. Никакие письма-посылки не сделают столько, сколько личностный контакт, без которого восприятие информации затрудненно.К примеру, в Москве давно и эффективно работает движение «Московские бабушки», младшим из которых не более тридцати лет. Так вышло, что бабушки, бравшие сирот, уже состарились, пришли молодые. Движение «в гости к московской бабушке» сохранилось, слава Богу. Движение опекает несколько детских домов и главной своей задачей ставит не просто дать детям радость от приездов в Москву, хотя и не без этого, важно, что они становятся для детей и тьюторами, и крестными, и даже потом, когда ребенок покидает детский дом, контакт не теряется. Поддержка продолжается. Это, пожалуй, самое важное. Многие дети, которых опекает движение, поступают в вузы, приживаются в приемных семьях. Движение ищет тех, кто хотел бы брать в свои семьи детей-сирот из региональных детских домов, помогать встать на ноги. Вам и помогут и научат, главное иметь желание помогать сиротам системно, а не тогда, когда у вас появилось время или желание. Есть большой опыт того, как сделать, чтобы ребенок не воспринимал такую помощь как спонсорскую, это сотрудничество, за которое дети держатся.

Если вы захотите подключиться к такой работе, вы можете написать «Московским бабушкам» письмо, или найти у них помощь и поддержку в решении вопросов с вашим подопечным. Пишите «Московским бабушкам» на мейл: v_gosti_msk@mail.ru. И пусть больше сирот найдет настоящих помощников, а не одноразовую заботу, ее-то как раз много, а искренней любви не хватает, а для сирот это важнее всего. От искренности в отношениях к искренней дружбе.

Александр ГЕЗАЛОВ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version