Выбор вуза или колледжа для выпускника школы – один из наиболее важных и стрессовых выборов в жизни. Чем могут помочь родители? Как быть, если ребенок «не хочет ничего»? Правильно или неправильно предоставить ему «свободный год», обеспечивая всем необходимым? Настаивать на своем родительском мнении (опыта больше, жизнь повидали) или дать свободу самому решать и потом отвечать за свое решение?
Эти вопросы начинают мучить родителей часто раньше и сильнее, чем самих подростков. Даем слово отцу 8 детей (четверо окончили вузы, двое студенты), протоиерею Илие Зубрию, настоятелю храма Святого Иоанна Богослова в дер. Могильцы (Московская область), заместителю директора православной школы «Плесково».
И психологу Жанне Флинт, специалисту по детско-родительским отношениям, матери 8 детей (в семье Флинт сейчас четверо студентов).
Перевести беспокойство в молитву
Протоиерей Илия Зубрий практикует не совсем обычный способ помощи в решении проблемы: он… ходит с десятиклассниками в Троице-Сергиеву лавру молиться о выборе жизненного пути.
«Родители порой переживают больше детей, и их волнение передается детям. Но какой смысл переживать впустую, нервничать, на это расходуются силы, а толку никакого. Лучше верующему человеку постараться трансформировать свои переживания в молитву, обращение к Господу. Если не заполнять все пространство души беспокойством, а освободить в ней место для молитвы, просить Господа умудрить, просветить, помочь своему ребенку определиться в будущем выборе и довериться Богу в том, что Он нас слышит, положиться на Его благую волю, хотящую нам добра, промышляющую о нас более нас, – приходит понимание, что все происходящее вокруг – не безразличный хаос событий, а четкий промысел Божий.
И эта мысль о том, что у Бога никто не забыт и не потерян, дает успокоение, надежду на то, что в жизни есть свой порядок, который, может быть, на первый взгляд и не виден.
Наша традиция ходить летом в Лавру молиться о помощи в выборе пути началась в 2010 году; начали на приходе, а потом это стало частью одного образовательного проекта в школе, где я работаю. Мы идем поздней весной или летом, время удобное, дети только что перешли в 10-й класс, экзамены не скоро, и можно спокойно, не суетясь, подумать, прислушаться к себе, своим желаниям и возможностям и попросить преподобного Сергия Радонежского не потеряться среди раздолья современных профессий, суметь правильно подготовиться».
От храма Иоанна Богослова до Лавры о. Илия с десятиклассниками идут 20 километров по полю, через лес, переправляются по мосту через речку Талицу, а остаток пути доезжают на общественном транспорте. По дороге читают акафист преподобному, просто разговаривают.
«Не могу рассказать каких-то явных чудес, как кто-то пришел, помолился, сразу выбрал вуз и успешно поступил, – нет, этот наш поход, скорее, внутреннее делание, работа души с настроем на новый этап жизни, более взрослый, – уточняет отец Илия. – У каждого он в сердце по-своему отзывается, но то, что эта молитва бесследно не проходит и что слышит Господь, и преподобный Сергий помогает, – в этом я уверен и точно знаю по общению со своими учениками».
С некоторыми из своих детей отец Илия проходил не 20 километров, а целый Великорецкий крестный ход (150 км). Батюшка ходил в этот крестный ход не один раз и однажды познакомился с человеком, который пошел молиться из-за проблем с сыном: «Я тогда понял, что, для того, чтобы о чем-то у Господа просить, надо что-то от себя отдать, оторвать, это может быть труд, усилие, жертва, серьезная системная молитва. И когда один из моих детей собирался поступать в институт и никак не мог решить, определиться куда, я предложил пойти вместе. Мы шли и молились, и, действительно, после пришло спокойное понимание, куда надо поступать».
Покажите детям реальность
Понятно, что пойти пешком в Лавру или в длительный крестный ход сможет не каждый родитель. Чем еще можно помочь ребенку в этот сложный период, да и надо ли вообще помогать? Психолог Жанна Флинт считает, что большинству современных молодых людей помощь родителей в этом вопросе необходима:
«В своей практике я наблюдаю, что у многих 14-16-летних подростков часто не сформировано критическое мышление, адекватное понимание реальности; они живут в иллюзиях, ориентируясь на примеры из интернета. Поэтому первая задача родителей и самое главное из того, что они вообще могут сделать, – обозначить разницу между рекламой и жизнью, показать детям реальность.
Надо помочь детям познакомиться с миром профессий – через экскурсии, участие в мастер-классах, чтобы увидеть, пощупать, понюхать разные ремесла, оценить настоящее мастерство, примерить каждую профессию на себя, понять, что я действительно хочу. Иначе может получиться такая история.
Это был реальный случай из моей практики: три месяца до поступления, школьник резко меняет выбранную прежде профессию на участкового. Родители в шоке, обращаются за помощью. Я спрашиваю его:
– Зачем?
– Хочу помогать людям!
– Здорово! А готов ты к будням участкового?
– Да!
Задаю уточняющие вопросы: «Труп когда-нибудь видел?» – «Нет». – «Запах крови чувствовал?» – «Нет». – «С бездомными общался?» – «Нет». – «Тогда первое домашнее задание – сходи в морг». – «Эээ». Конец истории.
Помимо знакомства с профессией, важно определить, насколько желание ребенка соответствует его реальным интеллектуальным и личностным способностям. Для этого я провожу комплексную диагностику школьника. Например, мальчик мечтает стать архитектором, но его внимательность, зрительно-моторная координация, пространственное мышление – слабые. Без них моделировать и возводить здания – невозможно. Здесь либо отказываться от мечты и искать профессию по способностям, либо тратить деньги, силы, время на развитие слабых сторон.
Я рекомендую искать профессию на стыке интереса ребенка и его сильных способностей и предрасположенностей. Есть случаи, когда ребенок без слуха и голоса за счет своего огромного труда, терпения, упорства и таланта педагога становится профессиональным певцом. Но это большая редкость.
Как подсказывать ребенку, но не решать за него
«Помогая делать ребенку выбор, важно не переусердствовать, – уточняет психолог Жанна Флинт, – можно обрисовать плюсы и минусы, проговорить их несколько раз, но оставить свободу выбора.
Родителям часто хочется подстелить соломки, провести ребенка лучшим путем, без ошибок и разочарований. Я не исключение. Я посчитала, что лучшая профессия для старшей дочери – дефектолог. Она предлагала другие варианты, но я их игнорировала и настаивала на своем. Добилась.
На втором курсе дочь сказала: «Я не хочу работать по этой профессии. Это не мое, ты мне ее навязала».
В итоге 3 курса незавершенного высшего, поиск себя в других сферах, снятие ответственности за «не свой выбор». Ценный урок для меня, учла его в отношении остальных детей. Они спрашивали совета, мы разбирали разные варианты, их плюсы, минусы, но решающий выбор они делали сами».
Священник Илия Зубрий, основываясь на своем родительском опыте, считает, что высказать свое мнение родитель должен: «Мы же знаем своих детей лучше всех, знаем, что у них хорошо получалось, можем и должны об этом сказать. Но надо и прислушиваться к человеку, а чего он хочет? Если нам его выбор не нравится, можно предостеречь, но решать все равно ему.
Нельзя забывать и о том, что родителями может двигать и желание воплотить свои несбывшиеся мечты в детях. В свое время, после 8 класса, я очень хотел стать врачом, поступал в медицинское училище, хорошо сдал экзамены, но меня завалили на собеседовании, я его не прошел, потому что не был комсомольцем. Очень тогда расстроился.
А когда старший сын стоял перед выбором, я чувствовал, что он бы мог стать хорошим врачом, но навязывать ему свою мечту я не мог. Однажды у нас был доверительный разговор, и я по вдохновению сказал: «Знаешь, мне кажется, из тебя получился бы хороший врач». Сын посмотрел на меня, ничего не ответил, и на этом разговор закончился. А потом он рассказал, что именно тот разговор был решающим:
«Ты тогда сказал всего одну фразу, и мне на душе стало очень спокойно». Значит, Господь дал ему тогда знак через мои слова. Сейчас он успешный хирург-офтальмолог.
Бывает, что человек не может определиться и сам идет по стопам родителей, в тот институт, который окончил отец или мать, и в процессе учебы втягивается, появляется интерес.
Единственное, от чего бы я хотел предостеречь: в семинарию не стоит идти, если не чувствуешь призвания.
Своим сыновьям я так и говорил: мне бы очень хотелось, чтобы кто-то из вас стал священником, но гораздо важнее для меня, чтобы вы стали просто хорошими, добрыми христианами, сохранили веру, поэтому заставлять или ориентировать на семинарию я вас не буду, это должен быть серьезный и осознанный личный выбор. Один из сыновей такой выбор сделал.
Мне в свое время помогли определиться лаврские духовники. В детстве я хотел стать священником, в старших классах охладел, а когда пришло время поступать, сомневался в выборе. Тогда мы поехали с отцом и дядей, они оба священники, в Троице-Сергиеву лавру, за советом к лаврским старцам. И мне совершенно определенно сказали: «А тебе надо вон туда» – и показали на Московскую духовную академию. Сомнения ушли сразу, а потом еще и вызов на экзамены пришел в день именин – как добрый знак, и вот я уже 30 лет на этом пути и ни разу об этом не пожалел, и очень благодарен Богу».
Хочу стать блогером
Как быть, если ребенок хочет заниматься в жизни каким-то несерьезным делом? Например, многих родителей пугает, когда их дети сообщают, что хотят стать блогерами.
По мнению протоиерея Илии Зубрия ничего страшного в этом нет: «Не отмахивайтесь, присмотритесь и обсудите – что привлекло ребенка? Какую свою потребность он хочет реализовать? Какой полезный навык может приобрести?
Ведь почему дети перестают нам доверять – потому что мы отмахиваемся от них, как от назойливых мух, насмехаемся и обесцениваем их порывы. Хочешь стать блогером – придумай какую-то интересную тему, чтобы твой блог приносил пользу, а мы тебе поможем».
Психолог Жанна Флинт в своей практике сталкивалась с тем, что подростки мечтают стать блогерами, не понимая всей специфики блогерства:
«Мне приходилось объяснять детям, что вести блог – это труд, и не самый легкий. Хорошо, ты хочешь стать блогером, – а ты спроси блогера, сколько часов в сутки он предоставлен сам себе, как ему надо постоянно что-то снимать, монтировать, заливать, а на следующий день удивлять своих подписчиков снова и снова. На сколько хватит тебя при таком образе жизни? И это опять про реальность, которую дети мало понимают, а часто, по каким-то причинам, и не хотят понимать, но это уже отдельная тема для разговора».
А если он ничего не хочет?
Один из самых частых вопросов у родителей: что делать с подростком, если он вообще не хочет никуда поступать? Жанна Флинт считает, что корень этой проблемы в детстве:
«Часто так бывает с детьми, у которых есть все. Им никогда не приходилось в чем-то нуждаться, а любое действие идет из нужды: у меня чего-то нет, и я это сделаю. Когда мы оплачиваем все желания ребенка, решаем все его проблемы, то дезориентируем его в жизни: зачем мне нужна какая-то профессия, какая-то работа, если есть еда, крыша над головой, – да вообще все есть.
Я старалась, чтобы у нас в семье дети работали с 14 лет. Они знают цену деньгам, знают, сколько получает человек без образования и профессиональных навыков. Начинали они работать горничными, официантами. Сын с 14 лет два месяца отработал посудомойщиком, сейчас его взяли помощником повара.
Что делать, если взрослый ребенок ничего не хочет? Заранее, в старших классах, поставьте ему четкие рамки: вот ты окончишь школу, надо будет или поступать учиться, или идти работать. Понятие «свободный год», которое пришло к нам из-за границы, не подходит к нашей реальности. Там часто молодые люди после школы берут себе свободный год и занимаются волонтерством, едут в другие страны ухаживать за инвалидами, например, в Европе такое развито.
У нас же свободный год современные молодые люди хотят проводить, просто отдыхая после школы. Если вы не хотите, чтобы ребенок 18 лет повис у вас на шее, предупредите его об этом вовремя».
С тем, что проблема «я ничего не хочу» идет из детства, согласен и отец Илия: «Так и получается, когда родители все делают за ребенка многие годы. По моему глубокому убеждению, да и опыту, детей лучше вовлекать в труд семьи с раннего возраста. Домашние системные обязанности должны быть у каждого, чтобы они чувствовали себя в команде. У нас дети, особенно мальчики, бо́льшую часть лета заняты на приходском хозяйстве как разнорабочие: дрова пилят, копают, косят, были курьерами и проч., и за труды перед выходом в школу получали заработанное, пусть немного, но честно.
Мыслей вообще никуда не идти после школы ни у кого не возникло. Было другое – страх ошибиться, не поступить».
Ищите альтернативные возможности
Бывает так, что родители переживают из-за того, что не могут оплачивать детям репетиторов в топовые вузы, укоряют себя, что дети останутся без хорошего образования. У кого-то опускаются руки, у кого-то начинается паника.
«Если ребенок сразу не поступил, куда хотел, можно настраивать его поступать на следующий год. Главное – не делать из этого трагедии, – советует Жанна Флинт. – Ищите альтернативные возможности, сейчас их немало. Можно, например, получить базовое образование, а потом проходить курсы переподготовки.
Мы в своей семье сделали выбор в пользу заочного образования. Старшая дочь окончила первый курс очно, потом перешла на заочное, большой разницы в качестве образования мы не замечаем, а при этом заочное стоит гораздо дешевле и не надо уезжать учиться в другой город (мы живем в небольшом городке, где нет вузов). Дети работают и сами платят за учебу».
Священник Илия Зубрий: «Тем, кто сильно нервничает, я бы посоветовал остановиться, успокоиться и помолиться, затем внимательно посмотреть вокруг. Но не на соседа, у которого высокооплачиваемые репетиторы. А на многообразие в природе и в жизни людей. Избегать нужно только одной крайности: чтобы было «как у всех». Это душная ловушка.
Если вы верующий – просите Господа помочь. Всегда найдутся люди, через которых может действовать Бог. Нужно учиться доверять, впускать Его в свою жизнь, говорить просто: Господи, вот я хотел бы, а ничего не получается, без Тебя ничего не могу, войди, Господи, и действуй в моей жизни. И Господь чудесным образом в такие минуты действует – или какой-то интуитивной мыслью, которая ум твой вдруг озарит и ты понимаешь, куда двигаться. Как будто горизонт открылся. Или через встречу с каким-то человеком, беседу со священником, с профессионалом своего дела.
Если не пойдет учеба, не торопитесь уходить. Можно взять академический отпуск, поработать, пойти в армию, при этом думать о своем призвании. Но, на мой взгляд, закончить начатое нужно, даже через силу, от этого, в том числе, приходит и самоуважение.
Я второе высшее (педагогическое) образование закончил не с первого раза. Сначала поступал в 2000-х, но тогда дети были маленькие, мы строили второй, приписной, храм, и пришлось отказаться от учебы. А не так давно я смог доучиться, и даже госэкзамены мы с кем-то из детей сдавали одновременно. А потом устроили праздник: собрались дети, зятья, кто-то окончил школу, кто-то Духовную академию, кто-то институт, а папа университет, и получился такой большой и радостный семейный выпускной».