Игорь Карлинский – консультант по правовым вопросам Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации помощи лицам без определенного места жительства «Ночлежка». В Москву он приехал, чтобы провести семинар для сотрудников служб помощи бездомным. Но то, что он рассказал, может быть полезно не только соцработникам, но и обычным гражданам, ведь умение доказать свою правоту в официальных инстанциях необходимо каждому.
В мире бездомных и помогающих Игорь Карлинский – безусловный авторитет. Он, как никто другой умеет разложить все «по полочкам». Несколько часов семинара пролетели незаметно. Главными темами стали установление фактов, имеющих юридическое значение, и техника работы со сложными клиентами. Порой, история жизни и проблем бездомного напоминает запутанный детектив, а порой – задачу из юридического учебника. Вот что рассказал Игорь Карлинский московским соцработникам.
Кто и почему теряет дом?
– В обществе существует стереотип, что бездомный, это грязный и вонючий человек, который живет на улице. На самом деле, он может носить дорогой костюм и пахнуть хорошим парфюмом. Существуют две основные категории бездомных – люди, по каким-то причинам не живущие дома, и люди, не имеющие постоянной регистрации. Пока такой человек здоров и работоспособен, может снимать жилье, и вы по его виду ни за что не поймете его статус. Но если он вдруг заболевает и потеряет работу, вот тут-то и завязывается узел проблем, с которым нам и приходится разбираться.
Одной из тем обсуждения на семинаре стал анализ законодательства на предмет выявления актов, дискриминирующих бездомных. В настоящее время я готовлю большой доклад, который планирую передать в Совет по правам человека при Президенте РФ. Нужно рассказать о системных нарушениях в законодательстве, из-за которых страдают люди. Это будет довольно объемный документ, могут быть перечислены сотни актов.
Стать бездомным в России несложно. Способов – множество. Одного человека жена выгнала из квартиры и сменила замок. Этот человек ночевал на работе и у друзей, иногда – на вокзале. Вскоре он вышел на пенсию, деньги получал в одном и том же почтовом отделении. Как-то он зашел в домоупраление за справкой, и с удивлением узнал, что жена его выписала, и теперь он – бомж. Выяснилось, что его жена подала в розыск, и через год он был объявлен пропавшим без вести. При том, что он не скрывался, не менял работу и состоял на учете в пенсионном фонде. Длинный список розыскных мероприятий, указанных в его деле, никто и не думал производить. Факт того, что человек жив и здоров, удалось установить без труда, а еще я постарался сделать так, чтобы милиционеры, проводившие «розыск», понесли наказание.
Никаких количественных показателей нашей работы я назвать не смогу. Если проблема клиента решена, он уходит из «Ночлежки», и мы его больше не видим.
Более 80% клиентов «Ночлежки» – люди с серьезными проблемами, в том числе с медицинскими диагнозами, поведенческими и ментальными нарушениями. Именно они в группе риска по бездомности, они легче всего оказываются в сложных ситуациях и труднее всего из них выходят. Вопрос их социальной адаптации и реабилитации крайне сложен.
Тяжелый случай
Одна женщина когда-то жила в Челябинске. Но не могла получить паспорт, потому что не помнила ни когда она там жила, ни где именно. Несколько раз приходила она в ФМС, там ее спрашивали: «По какому адресу вы жили?» А она отвечала: «Не помню». Но то, что человек не помнит адреса, не значит, что этот адрес невозможно установить.
Амнезия может быть не абсолютной. В памяти человека может сохраниться образ места, где он жил, сочетающий в себе разные впечатления. Работая с этой женщиной, я спрашивал, какие объекты неподалеку от дома она помнит, называл по порядку –кинотеатры, памятники, скверы, реки. Спрашивал и о звуках:: «Железная дорога была далеко? А поезда вы слышали?» Это позволяет установить расстояние. Примерно определив круг объектов, расположенных там, где она жила, я спросил, сколько времени ей требовалось, чтобы дойти до парка, до здания районной администрации. Все временные отрезки с привязкой к конкретным объектам мы зафиксировали. На основании этой информации я с определенной погрешностью смог установить то место, где она жила. Я скачал из интернета карту и отметил на ней те объекты, которые сохранились, прикинул скорость, взял циркуль и рассчитал расстояние. Посылая запрос в ФМС Челябинска, я описал это место. Через полтора месяца пришла копия нужного документа. Женщина получила паспорт, потом ее устроили в Челябинске в дом престарелых. С другим человеком в аналогичной ситуации мы вспоминали маршрут от вокзала до его дома по карте: «Река была? Мост переходил? От моста – направо или налево?» Вычислили адрес с точностью до квартала.
При аферах с жильем мошенники часто выбирают в качестве жертв людей, страдающих различными недугами, – психически больных, алкоголиков, наркоманов, стимулируют развитие их болезни, а потом увозят человека в глухое село и удерживают там. Однажды полицейские накрыли банду, в которой было более 60 подобных эпизодов. Они привезли нам человека, который перенес инсульт, и попросили его временно приютить. Через какое-то время сотрудники следственного комитета пришли его допрашивать, но не смогли понять, что он говорит. В какие-то моменты его связная речь переходила в неразборчивое бормотание, а когда его переспрашивали, он начинал нервничать.
Мне удалось им помочь, правда, для этого потребовалось много времени, шесть часов с перерывами. Метод в таких случаях изобретается по ходу. Убедившись, что повторение вопросов не эффективно, решено было вопрос не повторять, а переформулировать. Это сработало. Можно использовать подсобные материалы, кассу с цифрами, а если возникают сложности, переспрашивать по сужающейся спирали: «Там был миллион? Тысяча? Много тысяч? Насколько много? Десять?» Глухонемому можно набирать вопрос на компьютере, чтобы он отвечал письменно. Важно понять каким способом человек может донести до вас информацию. Мы часто представляем себе клиента, как некое безресурсное существо, а это не так, какие-то ресурсы у него есть всегда.
Иногда полезно попросить человека записать свою историю, а потом, изучив ее вместе, установить, в какой последовательности и в какое время происходили события.
Факт или не факт?
То, что бездомному сложно вернуться в нормальную жизнь – факт. Но происходит это не только потому, что сам человек не всегда адекватен, но и потому что его проблемы обычно представляют собой запутанный клубок, а сам он не умеет защитить себя в официальных инстанциях. В таких случаях на помощь приходит консультант.
Зачастую происходит путаница между понятиями факт и статус. Как-то ко мне обратился молодой человек, который в детстве был изъят из семьи, (изъят абсолютно правомерно, никакого беспредела, обычная семья алкоголиков). Этот парень с 6 лет воспитывался в интернатах. Но после выпуска, когда он созрел для того, чтобы заняться получением жилья, выяснилось, что у него нет статуса сироты. Суд не лишил его родителей родительских прав, не назначал ему опеки. Этот человек не получил ни статуса ребенка, лишенного попечения родителей, ни соответствующей бумажки. А без этой бумажки чиновники ему отказывали в получении жилья. Но разве в законе написано, «право на жилье имеет предъявитель бумажки?» Нет. Там написано «ребенок, лишенный попечения родителей», соответственно, это нам дает перспективу установить в суде факт того что этот ребенок был лишен попечения родителей. А по этому факту государство имеет перед ним определенные обязанности, которые оно должно выполнить.
Когда мы говорим о нарушении прав, о реализации прав, важно понять, какие юридические факты имеют значение. Дальше нужно смотреть, могут ли эти факты быть подтверждены какими-то документами.
«В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а так же должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов». Ст. 267 ГПК РФ
Установление юридически значимых фактов может помочь, например, получить социальное жилье, подтвердить гражданство или решить иные проблемы нашего клиента. Например, в Санкт-Петербурге законом о порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, предусмотрено, что граждане имеют на это право в том случае, если они в общей сложности не менее 10 лет прожили в Санкт- Петербурге.
Что делать с фактом?
Юридический факт нужно приводить в той же формулировке, в которой он прописан в законе, дословно. В заявлениях, которые мы составляем для наших клиентов и с которыми они идут в суд, так и надо писать. Не «около 10 лет», не «более 10 лет», а именно: «в общей сложности не менее 10 лет». Составляя официальные документы, на каждом этапе спрашивайте клиента о последовательности – переставляйте и дополняйте факты, сообразуясь с новыми обстоятельствами. Излагайте факты юридическим языком. Один мой клиент жаловался: «Меня менты нахлобучивают». Я долго его расспрашивал, но так и не смог понять, что же делали с ним милиционеры.
Чиновники интерпретируют факты по-своему. Но вы должны четко понимать, о чем идет речь. Если в ходе суда возникает спор, нужно стоять на своем, придерживаясь закона. В законе, который мы цитировали, не сказано ни «постоянно», ни «непрерывно» проживал, а только: «в общей сложности», что бы вам ни говорили чиновники. Может быть, приезжал и уезжал, а может быть – 10 лет из 20 провел в тюрьме, в данном случае важно не это.
Например, если нужно доказать проживание на территории РФ – годятся любые фиксации, которые можно подтвердить документально. Важно понять, что все факты работают на клиента вне зависимости от моральной составляющей. При сборе доказательств важно не то, хорошо или плохо человек поступал, а то, что он находился в каком-то месте в определенное время. Если ваш подопечный может подтвердить факт пребывания в городе справкой из вендиспансера или милицейским протоколом, используйте это.
В суде существует одно простое правило: «кто утверждает, тот и доказывает». Если мы утверждаем, что наш клиент прожил в городе не менее 10 лет, мы и должны это доказывать. Используйте все имеющиеся доказательства, потому что ваш «козырь» может не сработать, а какой-то малозначимый с вашей точки зрения факт суд может счесть убедительным.
Если ваш клиент не смог отстоять свои права в суде, это не лишает его права при новом наборе доказательств обратиться в суд снова и поставить вопрос опять. Ищите новые пути. Решение суда можно обжаловать.